Кыргызстанцы живут. Не бедно
За двадцать лет постсоветского периода Кыргызстан имел такую экономическую разруху, такое расстройство социально-культурной инфраструктуры государства и деморализацию населения, которую страна не знала даже в тяжелые годы Второй мировой войны. В итоге республика не раз оказывалась на грани политического и экономического коллапса.
К тому же после распада СССР искусственно структурированная экономика Киргизской ССР оказалась нежизнеспособной, она в буквальном смысле была уничтожена рыночной стихией.
Как показала практика, разгосударствление, приватизация и приоритетное рыночное развитие экономики оказались единственным выходом из постсоветского социально-экономического краха.
Наряду с действительно обанкротившимися предприятиями были уничтожены и рентабельные, ориентированные на местное сырье, отвечающие интересам государства. Не оправдались надежды и на международную помощь, приток иностранного капитала. Поэтому руководство страны приняло меры к максимальной денационализации и либерализации экономики. В итоге более 90% экономики республики денационализировано и приватизировано, около 90% рабочих мест обеспечивается негосударственным сектором экономики и более 80% ВВП страны производится негосударственными предприятиями. Более того, 50-60% частного бизнеса оказалось в тени, составляя гибкую и динамичную альтернативную экономику.
По официальной статистике, многие важнейшие социально-экономические показатели страны якобы существенно отстают от многих стран СНГ и мира. В действительности же совокупное материальное положение среднестатистического кыргызстанца выглядит не хуже, чем у среднестатистического жителя многих государств мира и СНГ. А низкие официальные показатели социального положения кыргызстанцев являются не чем иным, как статистическим искажением реальной действительности. Это связано с тем, что в постсоветском Кыргызстане, как я выше упомянул, произошел значительный рост негосударственного сектора экономики, но по определенным причинам это не находит отражения в официальной статистике. То есть по большому счету в Кыргызстане ведется ущербная «двойная бухгалтерия» на государственном уровне. На самом деле в республике из-за большого объема теневой экономики очень сложно отслеживать реальные показатели экономического развития, потому что идут мощные неконтролируемые государством экономические процессы. По неофициальным данным, суммарное богатство негосударственной экономики существенно превышает ВВП государства и демонстрирует силу и перспективу «народного капитализма» в Кыргызстане.
В свою очередь это говорит о том, что в условиях фактического паралича государственной экономики «народный капитализм», то есть негосударственный сектор экономики, самостоятельно сформировал и поддерживал достаточно сильную самообеспечивающую социальную систему общества, эффективность которой существенно выше, чем государственная социальная программа. Поэтому во время правления А. Акаева и К. Бакиева государство самоустранилось от решения многих важнейших социальных проблем страны, перекладывая их на плечи самого общества.
В Кыргызстане наряду с небольшой официальной зарплатой имеется и другая, то есть общественная зарплата со спецсчетов организаций и ведомств, которая в 2-3 раза больше, чем донынешняя повышенная зарплата.
По данным Министерства финансов, в 2007 году в ведомствах республики (не говоря о негосударственном секторе) около 80% специальных средств уходит на зарплату сотрудников. А в официальных отчетах по жалованию ведомства дают совсем другие цифры, без учета спецсредств, реальные же доходы в 2-3 раза выше указанных в официальных документах.
Солидная часть кыргызстанцев оценивает свое положение оптимистично, чем официальная статистика. Например, по данным социологических исследований, ВЦИОМ России, проведенных в 2007 году по странам СНГ, 65% кыргызстанцев были всем довольны, а в докладе Европейского банка реконструкции и развития о переходе Кыргызстана к рыночной экономике отмечено, что в 2007 году 58% граждан страны удовлетворены жизнью. Кроме этого, по данным Республиканского центра изучения общественного мнения «Эл пикири», 59% жителей страны считали свое положение средним, то есть причисляют себя к среднему классу.
Разумеется, что при этом среди кыргызстанцев имеется определенное количество бедных людей, неблагополучные семьи были даже при социализме. В целом можно отметить, что, если подавляющая часть общества не стала жить лучше, неоспоримо то, что она стала жить иначе.
О том, что кыргызстанцы небедно живут, кроме вышеприведенных данных, свидетельствуют материалы официальных и неофициальных источников — ежегодные затраты граждан на проведение юбилеев, тоев, организаций похорон и поминок в сумме превышают примерно аж треть ВВП страны или внешний долг республики, то есть более $21 млрд. (исследования Бишкекского института экономической политики под названием «Стоимость традиций»).
Народный показатель явился причиной того, что определяющим инвестором экономики Кыргызстана стал негосударственный сектор. По данным статкомитета СНГ, в последние годы более 40% инвестиций в основной капитал экономики Кыргызстана были вложены за счет средств частных предпринимателей и организаций, более 25% инвестиций вложены населением страны, и только 11% — за счет госбюджета. Только трудовые мигранты Кыргызстана, проживающие за пределами страны, принесли в экономику в последние годы больше средств, чем иностранные инвесторы, сумма их переводов на родину ежегодно в среднем составляет более 1 млрд. долларов США. Это свидетельствует об эффективности негосударственной, самообеспечивающей социальной системы страны, об ослаблении в республике иждивенческих настроений. Кыргызстанцы в основной массе не ждали и не требовали улучшения своего положения от государства, они сами отвечали за собственное благополучие, поэтому у них меньше пессимизма и недовольства, а больше все-таки оптимизма и веры в будущее.
Болотбек ИШЕНАЛИЕВ.
Related News
Стратегическая наша «железка»
В Министерстве экономики и коммерции с участием первого заместителя министра Чоро Сейитова, начальника управления автомобильногоRead More