Main Menu

Теперь говорим не о трудовых мигрантах, а о трудящихся!

Нелегкий мигрантский хлеб оборачивается для бюджета Кыргызстана, по оценке Всемирного банка, более чем 30 процентами в объеме ВВП. Со вступлением республики в ЕАЭС для мигрантов наступают более удобные, нежели ранее, времена. Следует ли ожидать нарастания оттока из страны гастарбайтеров, которых теперь следует, согласно требованиям Международной организации труда, величать «трудящимися мигрантами», или просто трудящимися? 

Трудовая миграция, как легальная, так и нелегальная, является в настоящее время важнейшим фактором развития экономики страны и трудоустройства ее граждан. В Кыргызстане, по оценкам специалистов, экспорт рабочей силы преобладает над импортом. Свыше 500 тысяч кыргызских трудящихся работают в России и до 100 тысяч, зачастую сезонно, — в Казахстане. В России это — «челноки», торговцы по найму на рынках, дворники, рабочие на стройках, в Казахстане — рабочие на табачных плантациях, торговцы на алматинских вещевых рынках, овощеводы. Трудмиграция в иные страны (в основном это Турция, Китай, Корея, ОАЭ, Кипр, Кувейт и др.) носит разносторонний характер: шоу-бизнес, сфера услуг, работа по дому и на сельхозплантациях, строительство.
Мировая статистика показывает, что денежные переводы мигрантов (не только трудовых, но и эмигрантов — покинувших страну) небольших по мировым меркам этносов зачастую являются чуть ли не основным фактором поддержки бюджетов родимых стран. К числу таких до недавнего времени относились Армения, Грузия, Молдова. По оценке ВБ, вклад трудящихся на чужой сторонке таджикских граждан составляет около 50 % ВВП, а Кыргызстан — на втором после него месте. В 2013 году объем переводов физических лиц в нашу страну составил 31 % в структуре ВВП (для сравнения: в Таджикистане — 50, в Молдове — 15). В 2013 году сумма переводов в Кыргызстан превысила 2 млрд. долларов, что больше, чем объем прямых иностранных инвестиций, поступающих в страну, а также в несколько раз выше сумм официальной помощи на развитие, которую Кыргызстан получает в виде льготных кредитов и грантов от стран-доноров.
В 2014 г. объем денежных переводов от физических лиц в Кыргызстан составил, по данным Минтруда, миграции и молодежи КР, 2,235 млрд. долларов, что на 1,4% меньше итогов 2013 г. За 2014 г. конкретно из России мигранты перевели 2,168 млрд. (снижение по сравнению с 2013-м на 2,3%), а из Казахстана — 20,1 млн. долларов (меньше на 20,8%). Также денежные переводы поступали из Германии, США и ряда других стран дальнего зарубежья.
По сообщению НБ КР, распространенному в середине июня т.г., с начала 2015-го за 5 месяцев объем трансфертов по мигрантскому каналу снизился на 37 % с начала года и составил 407,4 млн. долларов (на 35 млн. меньше, чем за тот же период 2014-го). Причем 97% из общего объема международных переводов составляют рублевые. Также центральный банк отмечает, что в рублевом номинале объем переводов вырос, но в долларовом значении упал в связи с девальвацией рубля в 2014-м да и продолжающейся нестабильностью его курса в этом году. Оптимистично НБ КР предполагает, что в последующие месяцы 2015 года при реальном членстве Кыргызстана в ЕАЭС поток денежных переводов может увеличиться.
Отметим, что средняя сумма одного перевода из России в страны СНГ уменьшилась в начале 2015 г. до 244 долларов против 356 на начало прошлого года.

Профессиональный выбор трудмигрантов в РФ
(в % от общего числа прибывших мигрантов)
по данным ФМС России за 2013 г. 

     Из Кыргызстана: неквалифицированные работы — 40,3; работа в сфере индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности — 15,4; строительство — 14,4; прочие — 29,9.
Из Таджикистана: неквалифицированные работы — 39,9; строительство — 24, специалисты среднего уровня инженерного и физического направлений — 7,7; прочие — 28,4. Из Узбекистана: неквалифицированные работы — 32,2; строительство — 25,5; специалисты среднего уровня инженерного и физического направлений — 9,3; прочие — 33. Из Туркмении: строительство — 60; руководители организаций — 8,6; неквалифицированные рабочие — 7,9; прочие — 23,5. Из Молдавии: неквалифицированные работы — 22; строительство — 21,4; водители и машинисты — 11,3; прочие — 45,3. Из Украины: строительство — 26,7; рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности — 11,5; водители — 10,9; прочие — 50,9.

В России несколько обеспокоены, СМИ со ссылкой на официальные источники сообщают, что в стране наблюдается спад трудовой миграции из стран Центральной Азии. По состоянию на 6 августа 2015 г. ФМС РФ сообщила: на территории России на эту дату находились: 518 993 гражданина Кыргызстана, 2,125 млн. — Узбекистана, более 700 тысяч — Казахстана, 985 тысяч — Таджикистана, 19,2 тысячи — Туркмении. Всего в России в начале августа находились 4,351 млн. граждан стран Центральной Азии. Сравнивая эти цифры с июльскими, ФМС констатирует, что общее число приезжих из ЦА немного сократилось.
Правда, комментируя эти цифры трудмиграции, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин отметил, что снижение числа мигрантов может быть связано с сезонным фактором. «Но, учитывая возможную новую волну экономического спада в России (девальвация рубля в июне-июле достигла 10%), мы можем увидеть новую волну оттока мигрантов из России. Статистика показывает, что, несмотря на вхождение Кыргызстана в состав ЕАЭС и объявленное открытие въезда для определенной категории его граждан, число мигрантов из Кыргызстана пока не возросло, а, наоборот, пошло на сезонный спад. Скорее всего, это связано с тем, что эффект ЕАЭС еще не заработал в полную силу и граждане пока не до конца осознали наличие миграционных преимуществ, которые они теперь имеют. Пока могу сказать, что законодательные изменения миграционных правил очень мало влияют на масштабы трудмиграции. Больше влияют сезонность и экономические факторы — состояние российской экономики и курс рубля к доллару. А миграционные правила регулируют, скорее, лишь степень эксплуатации трудовых мигрантов», — подчеркнул российский эксперт.
А Закир Сариев, руководитель Центра юридической помощи иностранным гражданам, представитель кыргызской диаспоры в Казани, Россия, считает: «По моим прогнозам, в связи с присоединением Кыргызстана к ЕАЭС однозначно увеличится количество трудовых мигрантов в РФ. Тем более что с этого года стоимость патента для мигрантов в России выросла, поэтому многие мигранты из других безвизовых стран (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан и т. д.) были вынуждены уехать на родину. Их место с большой долей вероятности займут кыргызские мигранты. Но, к сожалению, трудно поддерживать связи с нашими гражданами-мигрантами в тех регионах, где нет консульств и далеко добираться от посольства КР в РФ. Поэтому многие из трудящихся кыргызстанцев вынуждены решать свои проблемы сами или с помощью диаспор, хотя диаспоры юридически являются российскими организациями и их главная обязанность — сохранять язык и традиции своего народа, а не помогать в преодолении жизненных затруднений. Закономерно, что решением проблем мигрантов должно заниматься государство через свои уполномоченные органы (в частности, через посольство КР в РФ). К сожалению, на сегодня утрачены все связи, которые в свое время были созданы в этом плане Министерством труда, занятости и миграции КР. Я имею в виду общественные представительства данной организации в 56 регионах России — от Петербурга до Сахалина. Хотелось бы, чтобы правительство вновь обратило на это внимание.
Ведь всем понятно: чем больше зарабатывает мигрант и оправляет на родину, в Кыргызстан, тем крепче стабильность бюджета, а значит, и благополучие в стране…».
Заканчивая эту тему, можно также напомнить, что, по сообщению Минтрудмиграции КР, ФМС России на днях сообщила, что мигранты из Кыргызстана освобождаются от процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране, и от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда, а кроме того, со дня вступления Кыргызстана в ЕАЭС мигранты из Кыргызстана смогут работать в России без оформления единого трудового патента.
Кроме того, с 2014 г. Кыргызстан вошел в Глобальную программу по включению миграционной составляющей в стратегию развития страны, которая реализуется Международной организацией по миграции (МОМ) в партнерстве с Программой развития ООН с 2014-го по 2018 г. В Кыргызстане этот процесс проходит под патронажем чиновников аппарата Президента КР. Программа направлена на содействие реализации национальных стратегий устойчивого развития и вовлечение диаспор в инвестирование в экономический и социальный секторы своих стран.

Елена МЕШКОВА. 

 






Добавить комментарий