Main Menu

Кому управлять госимуществом? Коммерсантам! — диктует мировой опыт

1Чиновники здесь явно не ко двору. Уж сколько лет, сменяя друг друга, они брали бразды правления государственной собственностью в свои руки. Никаких результатов! Вернее, они есть, но сплошь отрицательные. Казна не наполняется, хотя каждый год мы закладываем в нее определенные суммы от производственной деятельности госпредприятий.
В чем дело? Госслужащие, обладающие властью, не могут в одночасье превратиться в рачительных бизнесменов, которые рискуют своим имуществом, своими деньгами, поэтому вынуждены работать на результат, иначе все потеряют, обанкротятся.
Ну а клерка назначает правительство, рассчитывая, что в совете директоров он станет мыслить широко, по-государственному, сам собой превратится в успешного менеджера.
Но чудес на свете не бывает, природа чиновников везде одинаковая, о чем говорит многолетний печальный опыт Кыргызстана. Многие наши госпредприятия нуждаются в дотациях вместо того, чтобы приносить доход в бюджет. Поэтому в правительстве решили пойти на кардинальные изменения системы управления государственной собственностью: создать национальные холдинговые компании, которые заменят Фонд по управлению госимуществом. Рассказывает министр экономики Олег ПАНКРАТОВ.

Сегодня государство является акционером в более чем 60 АО, основная часть которых — стратегические предприятия республики.
Холдинг, как и любое другое частное коммерческое образование, нацелен на эффективное управление, получение максимальной выгоды от своей доли в акционерном обществе. Вместе с тем холдинг, осуществляя функции акционера в госкомпаниях, станет проводить государственную финансово-инвестиционную политику, заботиться об увеличении стоимости акций, которые передадут ему в управление, это главное.
Данный подход в управлении госсектором уже давно и успешно применяется в ряде зарубежных стран. Очень показателен опыт Сингапура. Сингапурский холдинг «Темасек» стал локомотивом развития экономики этой страны за счет внедрения стратегии практически частного управления государственными инвестициями. «Темасек» продемонстрировал новую модель взаимоотношений правительства и госкомпаний, при которой государство, осуществляя стратегическое руководство, не вмешивается в работу холдинга. «Темасек» несет перед правительством ответственность только за соответствующий уровень рентабельности и выплату дивидендов.
В свою очередь правительство не предоставляет госхолдингу каких-либо льгот и преференций.
Если рассматривать опыт в сфере управления государственной собственностью соседних стран, то наиболее успешным можно считать опыт Казахстана. Там отошли от типичной постсоветской практики в управлении государственным имуществом, полностью переориентировав задачи фонда.
В октябре 2008 года произошло слияние акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Казыка» и «Казахский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». Новая структура, соединившая в себе типичный фонд государственного имущества и фонд национального благосостояния, получила название АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Компания обрела новую цель, изменились ее задачи: повышать жизненный уровень казахов через увеличение государственных активов, их стоимости на фондовой бирже, а также за счет эффективного менеджмента. Иначе говоря — содействовать государству в проведении индустриализации.
Опыт Кыргызстана в управлении государственным имуществом насчитывает более двадцати лет, однако характеризовать эту сферу как эффективную и успешную сложно, поскольку, как показывает практика, ключевые вопросы эффективного управления в этом секторе так и остаются нерешенными.
Поэтому правительство своим распоряжением в июне 2015 года одобрило концепцию реформирования системы управления государственными активами. Предлагается кардинально пересмотреть управление госсектором экономики, создать одну или несколько отраслевых национальных холдингов с передачей им функций управления госимуществом.

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ХОЛДИНГИ РАБОТАЛИ?

     Для того чтобы реализовать выбранную модель реформирования системы госимущества, правительству в текущем году предстоит принять закон «О национальных холдинговых компаниях в Кыргызской Республике». Проект уже разработан сотрудниками Министерства экономики и внесен на рассмотрение правительства.
Документ устанавливает правовые основы деятельности национальных холдинговых компаний, определяет их цели, порядок формирования органов управления, структуры, взаимоотношения холдинговых компаний с государственными органами.
Особенность законопроекта в том, что он базируется на невмешательстве правительства в текущую деятельность холдинга, предполагает участие государства исключительно через полномочия акционера и совета директоров компании.
Правительство, как высший орган управления и акционер холдинга, ежегодно станет утверждать отчет о деятельности национальной холдинговой компании, а также заниматься кадрами, их квалификацией, распределением дивидендов по акциям холдинговой компании.
Совет директоров холдинга формируется из девяти членов: четыре позиции займут руководители ключевых госорганов нашей республики, отраслевая специфика которых соответствует специализации национальной холдинговой компании; три места отдадут негосударственным служащим, представляющим интересы акционеров; остальные два места предоставят независимым членам совета директоров.
Исполнительный орган в лице правления национальной холдинговой компании определяется из пяти высококвалифицированных менеджеров, избираемых советом директоров холдинга, по представлению акционера или комитета по кадрам и вознаграждениям при совете директоров холдинговой компании.
Хочу отметить, что законопроектом «О национальных холдинговых компаниях в Кыргызской Республике» предусмотрены особые нормы в части проведения закупок национальной холдинговой компанией. Согласно этим нормам, требования Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках» не будут распространяться на холдинговые компании.
Обратите внимание, что акционерные общества с участием государственной доли мы называем по старой привычке государственными компаниями. Хотя по своему образованию это частная форма собственности. Государство участвует в них только как акционер, держатель ценных бумаг, что дает полномочия участвовать в управлении компанией, голосовать на собрании акционеров, распределять прибыль в виде дивидендов, получать часть имущества в случае ликвидации общества, а также информацию о деятельности АО.
Однако на сегодняшний день эти акционерные общества, исполняя требования Закона «О государственных закупках», отстают в оперативности от частных компаний, не расширяют свой бизнес и тем самым ставят себя в неравные условия с коммерческими структурами. Ведь всем известны правила рыночной среды — бесконечная жесткая конкуренция между ее участниками, кто ее выдержит, тот и выиграл.
Мало того, наши акционерные общества (госкомпании) регулярно проверяют налоговые инспекторы, Счетная палата, правоохранительные органы, тогда как в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» в структуре этого общества имеется свой орган проверки — ревизионная комиссия. Ее выбирают на общем собрании акционеров, члены ревизионной комиссии на плановой основе контролируют работу АО, по итогам производственного года в них проводится независимый аудит.
К сожалению, можно констатировать, что государственные компании вынуждены без конца предоставлять документы проверяющим, что отнимает массу времени, а основная их работа отходит на второй план.
При всем этом нужно признать, что менеджмент госкомпаний часто назначают не по профессиональным качествам, а по родственным связям и своим интересам. Эти «назначенцы» приходят на предприятие не поднимать его рентабельность (для этого нужны знания),  а, откровенно говоря, набивать свои карманы…
Все это не лучщим образом сказывается на финансово-экономической эффективности госудаственных компаний.

К КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ

     Правительство намерено через создание национальных холдинговых компаний придать им независимость, устранить законодательные барьеры, привлечь к управлению госсобственностью квалифицированных менеджеров. Предстоит перейти от существующих административных методов управления государственными компаниями к современному двухуровневому корпоративному управлению.
При этом мы должны заложить надежную систему мотивации для менеджмента государственных компаний, создать условия, чтобы управленцы могли повышать свой профессиональный потенциал, направляли все усилия на развитие компаний, получение максимальной прибыли от производственной деятельности.
Соответственно за результаты своего труда они должны получать соответствующую оплату, которая должна быть привязана к доходам АО.
Полагаю, что государство не может участвовать как бизнес-субъект в тех сегментах рынка, где уже сложилась здоровая конкуренция среди частных компаний. Но если оно там присутствует, то на общих основаниях и без всяких привилегий и льгот — это справедливо.
Правила игры на рынке одинаковы для всех, пусть государственные и частные компании соревнуются между собой в предоставлении сервиса или в выпуске определенных товаров, это здоровая конкуренция на равных условиях.
В этой связи сотрудники Министерства экономики готовят законопроект по внесению изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках». Мы предлагаем отменить распространение этого закона на акционерные общества с государственной долей собственности. Эту инициативу полностью поддерживает премьер-министр Темир Сариев.

Подготовила Галина ЛУНЕВА.
Фото предоставлено пресс-службой Минэкономики. 






Добавить комментарий