Main Menu

“НАГРАДА”, ОСКОРБИВШАЯ СТРАНУ, или Будет ли денонсировано соглашение КР и США «о содействии»?

16 июля сего года госдеп США  наградил одиозного Азимжана Аскарова, осужденного в нашей стране на пожизненное заключение «за разжигание межэтнической вражды», премией «Защитник прав человека»…

Наивно было бы полагать, что американская сторона, принимая столь дерзкое решение, рассчитывала на отсутствие реакции на него местных властей. Ведь кровавые события 2010 года, унесшие жизни сотен южан разных национальностей, до сих пор откликаются болью в сердцах практически всех кыргызстанцев. И именно Аскаров признан судами всех инстанций человеком, призывавшим к этой бойне и приложившим для ее осуществления массу усилий.
Кто же такой Азимжан Аскаров, так отличившийся перед госдепом США? Публикации в Интернете и СМИ свидетельствуют, что после распада Советского Союза он стал активно выступать с критикой действующей власти и правоохранительных органов, что в то время расценивалось не иначе, как «продвижение демократических ценностей и прав человека». Как-то сразу ему удалось попасть в «выигрышную» по тем временам тему НПО —  реализацию проектов американских частных фондов. Для чего, признаемся, нужно было по тем временам иметь не столько хорошо работающие мозги, сколько важные и конкретные связи. Некоторый свет на этот «успех правозащитника» проливают данные ГКНБ, по свидетельству которых Аскаров работал на американские спецслужбы. Особо отличился он во время ошских беспорядков в 2010 году. Из материалов уголовного дела следует, что в Базар-Коргоне ему удалось убедить членов узбекской диаспоры, что на них якобы планируют нападение представители титульной нации, и призвал вооружаться и оказать отпор. Сдержать разъяренную толпу пытались 13 местных милиционеров, однако Аскаров призывал их убить, чтобы, значит, те не мешали обороняться. Стражам порядка удалось отбиться без применения оружия, однако один из правоохранителей — капитан Мыктыбек Сулайманов — попал в руки озверевшей толпы. Ему нанесли 27 ножевых ранений и сожгли заживо. Вскоре после этих событий Аскаров был задержан, при обыске в его доме нашли патроны к пистолету Макарова и брошюры «Хизб ут-Тахрира». Ему было предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков, разжигании вражды, соучастии в захвате заложников. По совокупности этих преступлений «правозащитник» был приговорён к пожизненному заключению. Обращался в инстанции о помиловании, но обе апелляции были отклонены, а Верховный суд принял решение оставить приговор без изменений. Однако США в то время резко осудили такое решение киргизской судебной системы.
Несмотря на столь давнюю «заботу» о «правозащитнике»-агенте, как-то не верится, что именно судьба этого разжигателя межнациональной розни так уж заботит ястребов госдепа США сегодня — данная премия не может ни повлиять, ни изменить его положение. Подозреваю, что присуждение именно этому человеку столь «высокой награды» было свое-образным «пробным камнем» для выяснения, насколько Кыргызстан и его действующая власть вырвались из-под многолетней доминирующей опеки США. Ведь не секрет, что последние политические шаги КР в сторону ЕАЭС, разрастание ШОС, в которой наша страна состоит уже давно и прочно, чрезвычайно тревожат власти США, реально опасающихся, что из этих мощных международных организаций может возникнуть нечто более консолидированное, чему они знают только одно имя — СССР.
Не случайно же их знаменитый политик Хиллари Клинтон уже давно твердит об этой «угрозе» и заверяет мир, что «американцы подобного никогда не допустят». И в этой борьбе, по ее словам, все средства хороши — особенно любая дестабилизация внутри стран-участниц.
Учитывая все эти факторы, можно с уверенностью заключить, что выбор в качестве «защитника прав человека» столь одиозного для КР персонажа, был демаршем не «за» справедливость в отношении конкретной личности, а «против» сегодняшней политики страны. И предполагал он два варианта развития событий: либо гробовое молчание, которое свидетельствовало бы о слабости сегодняшней власти КР, боящейся выразить свое «фи» могущественному мировому «партнеру» и пренебрежение всеми остальными, либо дипломатический скандал, красноречиво говорящий  об усилении самоопределения страны на мировой политической арене. Этакий тест на «уровень госдеповского влияния»…
К чести существующей власти всех ветвей — разгорелся скандал. Уже на следующий день глава МИДа КР Эрлан Абдылдаев вручил ноту протеста Временному Поверенному в делах США в Кыргызстане Ричарду Майлзу, в которой, в частности, сказано, что МИД категорически не приемлет упомянутое решение, не признает свершившийся факт и выражает по этому поводу решительный протест.
Затем последовала гневная реакция парламента КР, депутаты которого расценили действия госдепа США как угрозу единству народа Кыргызстана. В заявлении ЖК КР, в частности, говорится: «Прошло пять лет после трагических событий июня 2010 года, произошедших в Оше и некоторых районах Ошской и Джалал-Абадской областей. В те тяжелые дни сепаратисты, реваншисты и криминальные силы попытались дестабилизировать ситуацию в государстве, столкнув людей по этническому признаку. К сожалению, некоторая часть населения страны поддалась на провокации. Пролилась кровь невинных людей, погибли 442 гражданина, более тысячи получили ранения. Были убиты 11 сотрудников правоохранительных органов, 172 — ранены, уничтожено 3 746 объектов, в том числе 327 государственных. Благодаря мудрости и сплоченности нашего народа вспышки насилия в Оше и Джалал-Абаде были локализованы оперативно, в считанные дни. Также сыграла важную роль конструктивная позиция руководства Узбекистана. Позже стало очевидно, что столкновения срежиссированы третьими силами извне и была угроза стабильности всей Ферганской долины…». Далее говорится, что в те трагические дни появилось немало подстрекателей к сепаратизму, межэтнической вражде, стремящихся сделать имя на трагедии, и одним из самых активных организаторов беспорядков являлся именно Аскаров, ставший лауреатом госдеповской премии.
Парламентарии подчеркнули, что награда государственного департамента США присуждается выдающимся лицам и неправительственным организациям за исключительные достижения и проявленное мужество при защите прав человека и демократии в условиях преследований со стороны властей: «Определенно, Азимжан Аскаров этим критериям никак не соответствует. Поэтому награждение его премией госдепартамента США «Защитник прав человека» рассматривается нами как угроза единству народа Кыргызстана, стабильности, миру и согласию в стране. В Кыргызстане до сих пор продолжается процесс ликвидации последствий межэтнических столкновений, процесс миростроительства… Сейчас нам нужно дружеское плечо, а не перст, указывающий, куда нам следует идти и что делать… Некоторые силы хотели бы, — говорится в заявлении, — чтобы необоснованные и необдуманные действия привели не только к социальной и политической напряженности в преддверии парламентских выборов, но и к расколу в обществе. Решение госдепартамента накладывает негативный отпечаток на двусторонние отношения между КР и США. Действия американской стороны неприемлемы и противоречат букве и духу двусторонних соглашений о поддержке и сотрудничестве между двумя странами… наносят серьезный ущерб двусторонним отношениям, в том числе и межпарламентскому сотрудничеству КР и США», — констатировали депутаты.
Одновременно с парламентом свое заявление распространил и кабинет министров страны, в котором сообщил о своем намерении в одностороннем порядке денонсировать соглашение с правительством США относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия, подписанное 19 мая 1993 года, в знак протеста против присуждения премии госдепа А. Аскарову. В частности, в нем сказано, что «гражданин КР Азимжан Аскаров судебными органами осужден за разжигание межэтнической вражды, организацию массовых беспорядков, а также за соучастие в жестоком убийстве сотрудника правоохранительных органов в ходе трагических событий в июне 2010 года. Решение суда вынесено на основании имеющихся неопровержимых доказательств, вина А. Аскарова доказана всеми судебными инстанциями. Кыргызская Республика выступает за верховенство закона. Судебная система является независимой ветвью власти. В этой связи награждение человека, осужденного всеми судебными инстанциями за столь тяжкие преступления, вызывает крайнее удивление и глубокую обеспокоенность… Решение о присуждении Аскарову премии государственного департамента США не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям правительства по укреплению меж-этнического согласия и единства народа в КР, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества», — говорится в заявлении.
Большой резонанс и в обществе. Например, политолог Марат Казакпаев считает, что намерение правительства Кыргызстана денонсировать соглашение с США от 1993 года «очень правильный шаг»: «В заявлении МИДа КР очень четко сказано, что вопрос по Аскарову давно решен в судебном порядке. Он преступник и несет за это сейчас наказание. Ничего секретного в этом нет, любой желающий может ознакомиться с его уголовным делом. Никакой он не правозащитник, до июньских событий 2010 года лично я ничего не знал о таком правозащитнике. Почему госдепартамент США присудил ему премию? Думаю, определенную роль в этом сыграли отдельные лидеры наших правозащитных организаций, которые донес-ли именно такую информацию. Это предательство с их стороны, вот и все. Я бы сейчас однозначно поддержал законопроект об иностранных агентах из-за таких вопиющих случаев, — заявил политолог. — «Соглашение о содействии может быть расторгнуто потому, что прежде всего США не соблюдают всех норм, никаких последствий для нас и давления после денонсации не будет… Правительство США должно прислушиваться к гражданам, правительству, государству, а не только к отдельному сегменту — конкретно к лидерам правозащитных организаций. Ни одна страна не может защищать уголовного преступника», — уверен он.
«Денонсация соглашения с США — вполне корректное реагирование на сам факт присуждения премии госдепа Азимжану Аскарову», — считает и политолог Шерадил Бактыгулов. По его словам, это не означает разрыва дипломатических отношений, а лишь отменяет отношения «особой дружбы». Он считает, что если проанализировать динамику отношений между США и Кыргызстаном, то интерес КР присутствовал лишь дважды: когда распался Советский Союз и Кыргызстан стал первой страной в Центральной Азии, которая заявила о своем суверенитете, первыми его независимость признали США и Турция. Второй раз он был проявлен после событий 11 сентября, когда рухнули башни-близнецы в Нью-Йорке и началась антитеррористическая операция. «Складывается двойственная ситуация, — считает Бактыгулов. — С одной стороны, особых отношений и нет. Напомню, что из всех постсоветских стран отношения стратегического сотрудничества у США складываются только с Грузией и Казахстаном. Ни один президент Кыргызстана так и не был удостоен аудиенции с президентом США. Но при этом сотрудники госдепартамента США даже на уровне начальников отделов обязательным пунктом программы пребывания в КР считают встречу с президентом, премьер-министром и другими первыми лицами. Любые встречи глав стран ЦА с президентом США проходят лишь на полях различных международных саммитов. Исключение составляет лишь визит в США Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева», — недоумевает политолог.
А чему, собственно, удивляться, США так ведут себя во всех странах так называемого «третьего мира». Если первые лица нашей власти довольствовались «аудиенциями» с начальниками отделов госдепа, то его руководство, видимо, решило, что и факт присуждения его премии отпетому уголовнику «проглотит». Ан нет. Не вышло. Дали отпор.
Что же дальше? Пока в пресс-службе посольства США в КР сообщили только, что «правительство США разочаровано заявлением КР о намерении отказаться от соглашения «о содействии», которое, кстати, США удалось заключить только с нашей страной — больше желающих в Центральной Азии не нашлось. «Мы изучаем технические последствия такого решения, которое может поставить под угрозу программы помощи, приносящие пользу кыргызстанцам, в том числе программы по борьбе с насильственным экстремизмом, повышению экономического роста и созданию рабочих мест, улучшению системы образования, а также программы поддержки демократического развития Кыргызстана», — говорится в сообщении. Как всегда — высказывание с позиций силы, дескать, мы вам помогаем, из кожи лезем, а вы неблагодарные… Однако определенная растерянность все же чувствуется. Ведь, как правильно заметил политолог Марс Сариев, именно благодаря этой договоренности «США провозят к нам грузы и технический персонал — агентов под прикрытием, которые автоматически получают статус дипломатической неприкосновенности». Этим же путем поступают в страну и деньги для НПО, которыми, что уже не секрет,  финансируются различные «цветные» провокации. Мы хорошо помним, как по весне спецбортами из США прилетели к нам многочисленные ящики с неизвестным содержимым. Это тоже по каналу «содействия». И если все же руководству страны хватит политической воли денонсировать соглашение от 19 мая 1993 года, то этот канал для американцев будет перекрыт. Хотя тот же Марс Сариев уверен, что и в случае отката нашей стороны от намерений американцы уже не смогут им пользоваться — слишком большой шум поднялся, а значит, и внимания будет много. Сомневаюсь, когда США это останавливало? Будет в силе соглашение «о содействии» — будет действовать и пресловутый статус «неприкосновенности» со всеми вытекающими, да и много других выгодных для США «послаблений». Пока же властям страны в контексте демарша госдепа США о премировании криминального «правозащитника» удалось надавить на ту болевую точку американской политики в КР, которая наиболее чувствительна. Соглашение «о содействии» сегодня гораздо выгоднее для США, и для этого достаточно проштудировать текст документа. Что касается Кыргызстана, то сейчас в стране совершенно иная ситуация, нежели была в далеком 1993 году, и новые реалии диктуют новый уровень отношений с этим партнером. Так что счет один-один с определенным перевесом в нашу сторону. Хватит ли у власти смелости сделать главный ход?

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий