Main Menu

Интеграция Кыргызстана в ЕАЭС: риски или устойчивое развитие?

 В Национальном институте стратегических исследований (НИСИ) эксперты обсудили вопросы макроэкономической политики и интеграции в ЕАЭС, факторы риска и укрепления динамики развития.

Тему задал прибывший в Бишкек российский макроэкономист, замдиректора департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Липин. Он является квалифицированным специалистом в сфере макроэкономики, оценки эффектов интеграции, теории отраслевых рынков, прогнозирования, экономико-математического моделирования. Безусловно, уже состоявшееся на сегодня официальное вступление Кыргызстана в ЕАЭС ставит перед страной и остальными членами союза изменившиеся цели. А реальность их достижения — в своевременной и правильной оценке рисков и приоритетов.
В сообщении А. Липин рассказал о работе ЕЭК в сфере согласованной макроэкономической политики, оценки экономического эффекта интеграции, взаимного влияния экономики стран объединения,  о вопросах нетарифных барьеров и, конечно, о том, что стоит ожидать Кыргызстану в ближайшие и чуть отдаленные годы от вхождения в данное сообщество.
Он напомнил, что договор о членстве в ЕАЭС — нормативная основа для работы по таким направлениям, как, во-первых, согласованная макроэкономическая политика, во-вторых, макропруденциальная политика, в-третьих, показатели макроэкономической устойчивости, в-четвертых, совокупность стратегических документов, предусмотренных договором. Согласованность экономической политики стран сообщества, отметил российский эксперт, подтверждается документом на среднесрочную перспективу «Основные направления экономического развития стран ЕАЭС», который в октябре этого года будет подписан президентами стран-участниц. Цель его — увязать национальные экономические стратегии в единую наднациональную стратегию, что может дать союз всем странам. Это вопросы специализации, кооперации, интеграции, перспектив развития стран союза к 2030 году.
— Президенты стран ЕАЭС не раз подчеркивали, что этот союз не политический, а экономический, — сказал А. Липин. — Интеграция — это создание для стран дополнительных условий, которые они могут использовать для достижения своих целей, понятного и внятного экономического эффекта, в первую очередь роста благосостояния граждан и страны. А если эффекта нет, то и участие смысла не имеет.
К показателям макроэкономической устойчивости эксперт отнес такие общепринятые в мире (в т.ч. в ЕС) параметры контроля, как инфляция (не должна быть выше +5% от минимального CPI государств-членов ЕАЭС), бюджетный дефицит не выше 3% ВВП, а государственный долг — не выше 50% валового продукта. Это означает, что страна, входя в объединение, берет на себя такие обязательства. Эксперт привел в пример Беларусь, в которой в 2011 году отмечалась галопирующая высокая инфляция, которая привела к девальвации валюты, снижению уровня цен,  замещению собственной продукции более дешевой импортной, а значит, стагнации производства. Позднее этот сценарий повторился и в России, когда упали мировые цены на нефть, что привело к девальвации рубля и последующей инфляции. Невыполнение этих показателей не дает развиваться собственным производствам.
В чем заключается согласованность макрополитики стран ЕАЭС? На ближайшую перспективу это постоянные мониторинги устойчивости и выявления дисбалансов, формирование прогнозов социально-экономического развития экономики стран и всего союза, а также рекомендации по координации мер согласованной макроэкономической политики. На перспективу же, в стратегическом плане, это основные ориентиры макрополитики на три года и главные направления экономического развития до 2030 г. Эксперты ЕЭК проводят мониторинги интеграции и конвергенции (сближения) участников союза, а также постоянно исследуют и фиксируют число и сферы барьеров, изъятий и ограничений в ЕАЭС. Если же страны не выполняют условия по трем главным показателям, то ЕЭК работает с национальными банками, министерствами экономики и финансов, нацстаткомитетами, вырабатывая стратегию, как достичь намеченного.
Какой же набор шоков имеется на сегодня и чего стоит опасаться в ближайшие годы Кыргызстану, вступившему де-факто и де-юре в ЕЭАС?
— Имеется два набора шоков (рисков) — внутренние для стран союза и внешние. Из внешних можно выделить такие, как нестабильность Евросоюза в связи с ситуацией неустойчивости экономики и финансов в Греции. Причем отмечу, что такие события могут развиваться далее и в иных южных странах ЕС, к примеру, в Испании, Италии, поскольку Греция может послужить катализатором процесса. Следующим важным фактором является замедление экономики Китая, которое отразится как в снижении спроса на экспорт товаров, производимых в ЕАЭС, так и в увеличении давления со стороны импорта китайских товаров, потому что замедление роста выразится в замедлении роста зарплат, т.е. издержек, и товары из Китая станут более конкурентоспособными. Тенденция роста зарплаты и стоимости китайских товаров, которая отмечалась в последние годы, может снизиться, и это крайне негативно отразится на тех программах импортозамещения, которые планируют развивать в той или иной степени все правительства стран ЕАЭС. Но события в ЕС и Китае автоматически отразятся на снижении спроса на все товары в мире, в т.ч. и на цены в сырьевом секторе, что сильно повлияет на экспорт России и крайне сильно — на экспорт Казахстана. Третий важнейший фактор — выход Ирана на мировой рынок нефти, и в частности на европейский, где присутствуют и РФ, и РК. Это негативно отра- зится на ценах сырьевого сектора. Эти три риска точно угрожают в ближайшие три года так или иначе всем странам ЕАЭС, — отмечает А. Липин.
— Что касается внутренних рисков — это замедление развития российской экономики, которое мы наблюдали с 2011 года, плюс дополнительные негативные процессы, связанные с санкциями ЕС, начатыми в 2014 году. Здесь мы наблюдаем вторичный эффект: замедление экономического роста в России скажется и на развитии стран ЕАЭС, в частности и Кыргызстана, через два канала. Первый из них — это классическое снижение внутреннего спроса в РФ, соответственно это повлияет на экспорт Кыргызстана в Россию, второй — снижение объема денежных переводов от трудовых мигрантов, которые работают в странах объединения, связанное с уменьшением работы, выполняемой мигрантами. В трехлетней перспективе эти риски очень значимы, — уверен эксперт.
— В этом же году, по прогнозам ЕЭК, возможны отрицательные (до 3%) темпы роста в России и небольшой положительный рост в следующем году. Но если реализуются внешние риски, то рост проблематичен и в 2016 году. Поэтому возможны отзвуки российского кризиса и в странах-участницах. Но я акцентирую: в рамках ЕАЭС можно смягчить влияние внешних шоков. Если мы начнем интенсифицировать рост экспорта по ключевым направлениям, то можно в некоторой степени сгладить снижение внутреннего производства. При устойчивой внутренней ситуации перспективы роста Кыргызстана наиболее высоки, потому что база самая низкая. Это прекрасно понимают бизнесмены и России, и Казахстана. И сохраняющийся в РФ отток капиталов отчасти может быть перенаправлен и в Кыргызстан, потому что перспективы для инвестиций здесь крайне интересны. И возможность некого бума, ускоренного роста вполне вероятна в ближайшее время, это может случиться уже в следующем и в 2017 годах. Но сама вероятность этого бума сомнений не вызывает, потому что все страны ЕАЭС этот этап уже проходили и прошли. Другой вопрос: насколько долгим и устойчивым будет ваш период ускоренного роста? Это уже зависит от действий правительства республики и от скорости начинающихся интеграционных процессов.
Кыргызстан, по мнению эксперта, в первую очередь может заинтересовать серьезный бизнес стран ЕАЭС своей сферой ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), где очевидны большие перспективы. То же и с сельским хозяйством — сферой очень чувствительной для Кыргызстана.
— Технические перспективы быстрого роста в этой сфере тоже есть, но они (из опыта деятельности ЕАЭС) столкнутся с таким моментом: покупка крупных участков для создания крупных хозяйств, наиболее выгодных и перспективных (для организации там современных производств), будет, скорее всего, в данный момент сопровождаться отсутствием возможностей для этого. Но первоначальное накопление капитала, которое наблюдается всегда и везде, и соответствующий экономический рост приведут к увеличению уровня урбанизации. А в Кыргызстане, мы знаем, этот уровень сейчас даже ниже начала 90-х годов. Рост уровня урбанизации приведет к оттоку населения из сельской местности в города, а при открытии более либерального рынка труда в ЕАЭС произойдет рост оттока мигрантов и в страны союза, часть их осядет в других странах, а число возвращающихся в Кыргызстан уменьшится. Это подстегнет продажу земель, рынок земли станет более масштабным и активным, что и приведет к концентрации земель в рамках крупных хозяйств, которые в соответствии с мировым опытом демонстрируют большую эффективность, высокий кпд. В конце концов Кыргызстан развивается, как и все прочие страны, в соответствии с мировыми законами экономики, и вряд ли вам удастся найти новый путь, — отметил А. Липин.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий