Main Menu

Анара Надирбекова: «Наша цель — чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог полноценно реализоваться как личность»

Инклюзивное образование — это образовательное, гуманистическое направление, которое необходимо развивать в современном Кыргызстане. О том, как продвигается процесс создания инклюзивной среды в стране и какой вклад в этот процесс вносят общественные организации,  рассказала менеджер по проектам Фонда Евразии Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова.
Как отметила эксперт, ФЕЦА  в рамках проекта "Улучшение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья через предоставление качественных гарантированных услуг", который реализуется при финансовой поддержке  Фонда "Сорос-Кыргызстан",  проводит работу по созданию механизмов комплексной помощи ребенку дошкольного возраста.

     — Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте и задачах, которые стоят перед вами.
     — Наш проект начался в прошлом году, но он является продолжением той работы, которую мы выполняем уже на протяжении нескольких лет. Проект направлен на создание благоприятных образовательных условий в рамках комплексного подхода к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит на ранних этапах отследить риски в развитии ребенка и провести реабилитационные мероприятия. Наша самая главная задача — чтобы ребенок своевременно был включен в образовательный процесс. Для этого мы работаем с медицинскими специалистами, педагогами, родителями и представителями местных властей. А роль родителей — самая важная в этом вопросе, зачастую именно от них зависят решения, которые могут качественно повлиять на жизнь ребенка, поэтому с ними мы работаем в первую очередь. По стране созданы 62 родительских проектов ФЕЦА. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Министерством образования и науки КР, совместно разработаны проекты нормативно-правовых документов, которые впоследствии оптимизируют деятельность педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 
     — Инклюзивное образование в Кыргызстане пока, к сожалению, недостаточно развито. Какой вклад вносят ваши проекты в развитие инклюзивной среды?
     — В каждой области мы создаем карту образовательных услуг. Таким образом, мы хотим показать, какой реальный потенциал образовательных ресурсов и услуг есть в каждом регионе. Мы создали три ресурсных центра инклюзивного образования: в Чуйской, Нарынской и Ошской областях — благодаря финансовой поддержке Фонда "Сорос-Кыргызстан" и Института открытого общества. Это не кружки и не группы по интересам. Это центры предшкольной подготовки на идеях инклюзивного образования при общеобразовательных школах. Наши ресурсные центры помогают детям с ограниченными возможно-стями здоровья подготовиться к школе по программе Министерства образования и науки. Первый такой центр был открыт в селе Лебединовка Чуйской области. Этот опыт стал показательным и успешным. За время работы ресурсных центров более 200 детей прошли курсы предшкольной подготовки, 40 % из них — дети с ограниченными возможностями здоровья с различными диагнозами. Для соблюдения принципа инклюзивности 70% детей должны быть без отклонений, а 30% — с ограниченными возможностями. Но так как наплыв детей в центры большой, у нас соотношение детей 40 на 60 %.
     — В рамках проектов были изданы пособия в помощь педагогам работающим с детьми с инвалидностью. Расскажите об этом опыте.
     — Да, мы издали более 20 научно-популярных методических пособий при поддержке Фонда "Сорос-Кыргызстан", Института открытого общества и других организаций. Все пособия направлены на оказание методической поддержки педагогам и создание оптимальных условий обучения детей с общеобразовательными потребностями. В этом году разработан проект концепции инклюзивного образования, где отражены все аспекты для создания инклюзивной среды. Мы надеемся, что в следующем году документ пройдет свою апробацию.
     Одно из пособий написано на основе опыта учителей ресурсных центров. Педагоги описали методики, которые они применяют, чтобы развить те или иные навыки у детей с различными диагнозами. 
     — Как вы сотрудничаете с другими ведомствами? 
     — Как я уже отметила, мы тесно сотрудничаем со всеми ведомствами. Для улучшения взаимодействия между профильными министерствами и координации их действий в вопросах оказания поддержки детям мы создали координационные советы на местах. 
     — Какие перспективные направления в вопросах образования детей с ограниченными возможностями здоровья вы считаете наиболее актуальными на сегодняшний день?
     — Прежде всего переход от коллективного подхода к детоцентрированному. Школа должна учитывать возможности каждого ребенка, а педагоги должны быть готовы к работе с детьми с разными возможностями.






Добавить комментарий