Main Menu

Налоги в ЕАЭС — как много в этом звуке, особенно в свете грядущей в ближайшее время ратификации Договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС

На самом излете июня в Бишкеке, в преддверии вероятной в самые ближайшие месяцы и даже недели ратификации  Договора о вхождении Кыргызстана в Евразийский экономический союз,  на  дискуссионной площадке Международного делового совета прошло обсуждение актуальной темы «Особенности налогообложения в рамках ЕАЭС».

1     Новый директор Международного делового совета Кыргызстана Темирбек Ажыкулов рассказывает, что тема очередного заседания выбрана не случайно:
— Очевидно, что с вхождением в ЕАЭС для Кыргызстана крайне важны вопросы таможенного оформления и налогообложения грузов, потоков импортных и экспортных товаров. Не первый раз деловое сообщество и госорганы в преддверии вступления в ЕАЭС собираются на разных площадках, чтобы совместно обсудить изменения в налоговом законодательстве. Сегодня мы проводим дискуссию с участием таможенной и налоговой служб, бизнес-сообщества, и я уверен, что потребность в таких встречах есть и в дальнейшем. Наше налоговое законодательство — достаточно либеральное и совершенное, оно не отстает от законодательных норм стран-соседей. Но с вхождением в ЕАЭС нам придется вводить некоторые изменения. Мы надеемся, что уже осенью удастся внести ряд необходимых поправок. Речь, в частности, идет о взимании пошлин при импорте. С нашим присоединением к союзу таможенного оформления при ввозе товаров не будет, но вводится налоговое оформление. Есть изменения и в части администрирования. Бизнес и госорганы должны помогать друг другу.
2     Отметим, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП Кыргызстана превышает 40 %, при этом он является самым динамичным, мобильным и одновременно наиболее устойчивым к кризисным изменениям. При вступлении Кыргызстана в ЕАЭС начинается процесс построения общего рынка в рамках союза, который обеспечивает свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Октябрь Абдыкаимов, заместитель председателя Госналогслужбы при правительстве КР, рассказал об основных аспектах налогового администрирования при взаимной торговле в ЕАЭС. Он напомнил, что ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 г. Государствами-членами являются Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, а теперь и Кыргызстан.
Налогообложение в странах объединения базируется во взаимной торговле товарами на принципе страны назначения. При ввозе товаров на кыргызскую территорию из государств ЕАЭС налогоплательщик производит исчисление и оплату косвенных налогов по импорту (НДС и акцизного налога). При импорте товаров косвенные налоги взимаются отныне налоговыми органами.
Плательщиком косвенных налогов выступает импортер товаров (юридическое лицо, предприниматель, а также физлица, ввозящие товар в целях предпринимательства). Налоговой базой для исчисления НДС является стоимость приобретенных товаров по цене сделки (согласно договору), определяемая на дату принятия товара на учет. Для исчисления акциза налог рассчитывается по физическому объему товара.
Плательщик предоставляет в налоговый орган по месту регистрации отчет по косвенным налогам с приложением ряда документов (заявления о ввозе и уплате косвенных налогов в четырех экземплярах в бумажном и электронном видах, платежный и товаросопроводительные документы).
Отчет по косвенным налогам (с указанными выше документами) представляется в налоговый орган по месту регистрации не позднее 21-го числа месяца, следующего за отчетным, т.е. если товар ввезен 1 июля, отчет следует сдать не позднее 21 августа.
3     Ставки косвенных налогов установлены: по НДС — 12 %, по акцизам — в размерах, согласно ст. 287 Налогового кодекса КР и постановлению ПКР от 30.12.2008 № 735. Освобождение от уплаты косвенных налогов предусмотрено гл. 38 НК КР (по НДС) и ст. 297 НК (по акцизам).
Экспорт товаров в страны ЕАЭС подлежит обложению на территории Кыргызстана по нулевой ставке НДС, а экспорт подакцизной продукции освобождается от обложения акцизом.
Есть особенности и в налоговых процедурах при взаимоторговле в рамках ЕАЭС. Для каждого игрока на торговом поле предусмотрены жесткие правила кто и что должен делать. Кроме того, проводится информационный обмен данными между налоговыми органами стран объединения. По мнению ГНС Кыргызстана, преимущества нового механизма администрирования косвенных налогов — это беспрепятственный ввоз/вывоз товаров с/на территории стран ЕАЭС, отсутствие таможенного оформления, таможенного контроля на границе; получение импортером отсрочки по уплате НДС и акциза (до 50 дней); уменьшение налоговой нагрузки при исчислении НДС по импортируемым сделкам.
Что касается особенностей таможенного оформления в ЕАЭС, их осветил Замир Ниязалиев, начальник управления таможенных платежей Гостаможслужбы при правительстве КР.
Процедуры на внешнем пункте пропуска (на границе с Китаем, Узбекистаном, Таджикистаном) предусматривают въезд транспорта на ВПП, предъявление коммерческих и транспортных документов. Отмечается, что в течение шести месяцев будет внедрено предварительное уведомление — подача сведений о товарах не менее чем за два часа до прибытия на ВПП. Таможенник оформляет на месте транзитную декларацию, затем происходит собственно обеспечение платежей либо сопровождение по выбору декларанта и выезд в место таможенного оформления. Там груз документально оформляется в течение трех часов либо перевозится в терминал на временное хранение (на срок до четырех месяцев). Через таможенного представителя производится уплата по Единому таможенному тарифу ЕАЭС и Налоговому кодексу КР. Затем проводится таможенный контроль, за ним следуют соответствующее оформление груза и выпуск товара в сопредельную страну. При соблюдении условий и требований решение о выпуске товаров принимается не позднее одного рабочего дня со дня регистрации декларации.
Напомним, что Единый таможенный тариф — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран.
Что касается ввоза и таможенного оформления транспортных средств при ввозе физлицами на территорию КР из третьих стран, то до 1.01.2020 года в отношении транспорта для личного пользования применяются ставки таможенных пошлин и налогов Кыргызстана. Отмечено, что транспорт, ввозимый после 1.01.2014 г. (по четырем кодам), признается товаром ЕАЭС после уплаты разницы таможенных пошлин, налогов по ставкам объединения, а с 1.01.2025 г. — вне зависимости от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Товары же, произведенные и/или выпущенные для свободного обращения внутри стран ЕАЭС, могут свободно перемещаться как на/из территории КР, так и по территории данных стран без таможенного оформления и контроля, а также и без взимания таможенных платежей.
Дискуссия показала огромный интерес предпринимателей к новому налоговому и таможенному режимам. Вопросов задавали очень много, и модераторы были вынуждены прервать диалог, напомнив, что процесс обсуждения продолжится еще не раз. К тому же в Бишкеке и всех областях намечено проведение нескольких семинаров и обсуждений за круглым столом. На сайтах ГНС, ГТС и Минэкономики предприниматели могут задавать все интересующие их вопросы, к тому же перечень наиболее повторяющихся, типичных вопросов намечено издать в виде брошюры с разъяснениями по ввозу-вывозу товаров.
Остается добавить, что договор о нашем присоединении к ЕАЭС ратифицировали парламенты всех стран-участниц.

 Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий