«Байки о кино»
В Доме русской книги прошла презентация фотоальбома «Байки о кино». Авторами стали прозаик Владимир Михайлов и фотохудожник Александр Федоров. На встречу пришли работники киноискусства, люди, отдавшие «Киргизфильму» много лет, создавшие многие из знаменитых лент отечественного кинематографа.
О том, что это за издание, кратко поведал один из авторов — Александр Федоров. По его словам, идея рассказать о закулисной жизни кинопроизводства зародилась давно. Сам А. Федоров немало лет проработал профессиональным фотографом на съемочных площадках у многих известных отечественных режиссеров, поэтому фотоматериалов и жизненных историй накопилось у него немало.
— Зрителю кажется, что съемки кино — как сказка, — сказал А. Федоров. — Но на самом деле это очень непростой труд. Тем более, что в те времена оборудование было громоздким, тяжелым. Требовалось немало физических сил, чтобы вывозить аппаратуру на место съемок, потом увозить обратно. А бывало, случалась непогода, и все нервничали, ждали, пока прояснится. Поэтому за каждым фильмом своя история: как он снимался, какие случаи происходили в процессе создания ленты. Потом каждый вспоминает о съемках по-разному, у каждого своя версия событий. Так и рождались байки. Исходя из этого, фотокнигу так и назвали «Байки о кино», в ней захотелось рассказать о закадровой жизни.
Но путь к читателю оказался непростым. Тридцать лет А. Федоров вынашивал идею, подключил прозаика В. Михайлова, вместе создали этот труд, через перипетии нашли спонсора, и прекрасно иллюстрированное фотографиями издание увидело свет. Помимо работ самого А. Федорова, использованы снимки К. Грязнова, А. Жоробаева, В. Боголюбова, Ю. Погорелова.
Альбом рассказывает о людях самых разных профессий, создававших «кыргызское чудо». И прежде всего о капитанах кино — режиссерах и сценаристах Толомуше Окееве, Болоте Шамшиеве, Геннадие Базарове, Мелисе Убукееве, Талипе Ибраимове, об особенностях их характеров, манере работы, общения с людьми. К примеру, Т. Океев отличался юмором и смелостью. Приведенная история повествует, что в Чолпон-Ате киногруппа представляла новый фильм. И партийный чиновник не навязчиво так предложил одной из актрис встретиться на пустынном иссык-кульском берегу. Та была обескуражена и обратилась за советом к коллегам. Океев вызвался пойти сам. Надел юбку, блузку, платочек на голову и разыграл сцену, достойную водевиля. Отправился в сумерках на условленное место. Киногруппа, конечно же, не могла пропустить такого зрелища и затаилась неподалеку. Чиновный ловелас тоже явился на назначенное место и стал любезничать, а затем приставать к «красавице». В этот момент Толомуш Океев не выдержал комичности ситуации и расхохотался, а за ним и все притаившиеся зрители. Неудавшийся поклонник спешно ретировался. К счастью негативных последствий у киногруппы от этого розыгрыша не было. А на что собственно мог пожаловаться чиновник?
В фотокниге уделено место и актерам, прекрасно воплощавшим в кадре задумки режиссеров и сценаристов. Среди них Муратбек Рыскулов, Сабира Кумушалиева, Суйменкул Чокморов. Операторы, как правило, остаются с другой стороны кинокамеры, но о сложности их работы знают только профессионалы. Одна из приведенных ситуаций рассказывает о том, как готовился документальный фильм о строителях. В частности, оператор снимал работу крановщика-высотника. В кабине кинодокументалист откидывается на стекло, которое в этот момент выпало, и он чудом не упал следом с высоты. Так в итоге он и отснял материал, по пояс высунувшись наружу. Как отмечается, «одним из самых отчаянных экстремалов считался Альгимантас Видугирс. Он то висел с камерой в самодельной люльке над клокочущим Нарыном, то проводил подводные съемки на Иссык-Куле».
Художники по костюмам и костюмеры дополняли образы героев кинолент. Порой для достоверности новую одежду специально старили, чтобы она сидела так, словно актер носит ее всю жизнь. И даже от водителей зависело, каким получится кино — режиссеры старались заполучить в съемочную группу наиболее характерных, расторопных, хозяйственных и понятливых.
В издании приводятся забавные и трагические ситуации, возникавшие во время съемок. Многие знают и помнят фильм, поставленный Болотом Шамшиевым по произведению Ч. Айтматова «Белый пароход». Вот какую историю о его создании рассказал на презентации А. Федоров. В сюжете присутствует мать-олениха. Но самки оленей не имеют рогов, и для большей изобразительности для съемок выбрали оленя с ветвистыми рогами. Тот оказался настолько своенравным, что разбивал загон, построенный для него, уходил на волю, его ловили, ремонтировали загон, а животное его снова рушило. И вот однажды под ночь не успели отремонтировать загон, и оленя привязали к елям. А ночью пошел ливень, он поскользнулся и пропорол живот. В результате несчастного случая съемочная группа осталась без «артиста». Но шею и голову с ветвистыми рогами оленя оставили, она должна была потребоваться в конце фильма. Потом вышли из ситуации следующим образом: решили сделать так, что вроде бы по воде плывет «мать-олениха», на поверхности видна только шея и голова. Она подплывает и берет бешик — люльку, в которой лежит младенец. Для того чтобы эту сцену отснять, пришлось вызывать подводников из Москвы.
Прочитав фотокнигу, открываешь для себя мир создания фильмов, даже где-то по-иному понимаешь давно полюбившиеся киноленты, поэтому издание будет интересно для широкого круга читателей.
Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More