Main Menu

«Байки о кино»

В Доме русской книги прошла презентация фотоальбома «Байки о кино». Авторами стали прозаик Владимир Михайлов и фотохудожник Александр Федоров. На встречу пришли работники киноискусства, люди, отдавшие «Киргизфильму» много лет, создавшие многие из знаменитых лент отечественного кинематографа.

4     О том, что это за издание, кратко поведал один из авторов  — Александр Федоров. По его словам, идея рассказать о закулисной жизни кинопроизводства зародилась давно. Сам А. Федоров немало лет проработал  профессиональным фотографом на съемочных площадках у многих известных отечественных режиссеров, поэтому фотоматериалов и жизненных историй накопилось у него немало.
3     —  Зрителю кажется, что съемки кино — как сказка, — сказал А. Федоров. — Но на самом деле это очень непростой труд. Тем более, что в те времена оборудование было громоздким, тяжелым. Требовалось немало физических сил, чтобы вывозить аппаратуру на место съемок, потом увозить обратно. А бывало, случалась непогода, и все нервничали, ждали, пока прояснится. Поэтому за каждым фильмом своя история: как он снимался, какие случаи происходили в процессе создания ленты. Потом каждый вспоминает о съемках по-разному, у каждого своя версия событий. Так и рождались байки. Исходя из этого, фотокнигу так и назвали «Байки о кино», в ней захотелось рассказать о закадровой жизни.
1     Но путь к читателю оказался непростым. Тридцать лет А. Федоров вынашивал идею, подключил прозаика В. Михайлова, вместе создали этот труд, через перипетии нашли спонсора, и прекрасно иллюстрированное фотографиями издание увидело свет. Помимо работ самого А. Федорова, использованы снимки К. Грязнова, А. Жоробаева, В. Боголюбова, Ю. Погорелова.
Альбом  рассказывает о людях самых разных профессий, создававших «кыргызское чудо». И прежде всего о капитанах кино — режиссерах и сценаристах Толомуше Окееве, Болоте Шамшиеве, Геннадие Базарове, Мелисе Убукееве, Талипе Ибраимове, об особенностях их характеров, манере работы, общения с людьми.  К примеру, Т. Океев отличался юмором и смелостью. Приведенная история повествует, что в Чолпон-Ате киногруппа представляла новый фильм. И партийный чиновник не навязчиво так предложил одной из актрис встретиться на пустынном иссык-кульском берегу. Та была обескуражена и обратилась за советом к коллегам. Океев вызвался пойти сам. Надел юбку, блузку, платочек на голову и разыграл сцену, достойную водевиля. Отправился в сумерках на условленное место. Киногруппа, конечно же, не могла пропустить такого зрелища и затаилась неподалеку. Чиновный ловелас тоже явился на назначенное место и стал любезничать, а затем  приставать к «красавице». В этот момент Толомуш Океев не выдержал комичности ситуации и расхохотался, а за ним и все притаившиеся зрители. Неудавшийся поклонник спешно ретировался. К счастью негативных последствий у киногруппы от этого розыгрыша не было. А на что собственно мог пожаловаться чиновник?
В фотокниге уделено место и актерам, прекрасно воплощавшим в кадре задумки режиссеров и сценаристов. Среди них Муратбек Рыскулов, Сабира Кумушалиева, Суйменкул Чокморов. Операторы, как правило, остаются с другой стороны кинокамеры, но о сложности их работы знают только профессионалы. Одна из приведенных ситуаций рассказывает о том, как готовился документальный фильм о строителях. В частности, оператор снимал работу крановщика-высотника. В кабине  кинодокументалист откидывается на стекло, которое в этот момент выпало, и он чудом не упал следом  с высоты. Так в итоге он и отснял материал, по пояс высунувшись наружу.  Как отмечается, «одним из самых отчаянных экстремалов считался Альгимантас Видугирс. Он то висел с камерой в самодельной люльке над клокочущим Нарыном, то проводил подводные съемки на Иссык-Куле».
Художники по костюмам и  костюмеры дополняли образы героев кинолент. Порой для достоверности новую одежду специально старили, чтобы она сидела так, словно актер носит ее всю жизнь. И даже от водителей зависело, каким получится кино — режиссеры старались  заполучить в съемочную группу     наиболее характерных, расторопных, хозяйственных и понятливых.
2     В издании приводятся забавные и трагические ситуации, возникавшие во время съемок. Многие знают и помнят фильм, поставленный Болотом Шамшиевым по произведению Ч. Айтматова «Белый пароход». Вот какую историю о его создании рассказал на презентации А. Федоров. В сюжете присутствует мать-олениха. Но самки оленей не имеют рогов, и для большей изобразительности для съемок выбрали оленя с ветвистыми рогами. Тот оказался настолько своенравным, что разбивал загон, построенный для него, уходил на волю, его ловили, ремонтировали загон, а животное его снова рушило. И вот однажды под ночь не успели отремонтировать загон, и оленя привязали к елям. А ночью пошел ливень, он поскользнулся и пропорол живот. В результате несчастного случая съемочная группа осталась без «артиста».      Но шею и голову с ветвистыми рогами оленя оставили, она должна была потребоваться в конце фильма. Потом вышли из ситуации следующим образом: решили сделать так, что вроде бы по воде плывет «мать-олениха», на поверхности видна только шея и голова. Она подплывает и берет бешик — люльку, в которой лежит младенец. Для того чтобы эту сцену отснять, пришлось вызывать подводников из Москвы.
Прочитав фотокнигу, открываешь для себя мир создания фильмов, даже где-то по-иному понимаешь давно полюбившиеся киноленты, поэтому издание будет интересно для широкого круга читателей.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий