Main Menu

В ФОРМАТЕ АКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В КНУ имени Ж. Баласагына состоялась международная конференция «Сотрудничество в сфере высшего образования между Кыргызской Республикой и Европейским союзом». Главная цель форума — анализ и освещение достижений сотрудничества в образовательном направлении между КР и ЕС,  обсуждение возможностей дальнейшей активной деятельности. 

1     В нем приняло участие более 200 делегатов, включая представителей сектора высшего образования и дипломатических миссий Евросоюза, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции.
25     Организаторами форума стал КНУ совместно с представительством Евросоюза, Министерством образования и науки КР, а прошел он в формате регионального проекта «Выставка европейского высшего образования в Центральной Азии и Азии», который реализуется консорциумом SICI c 2014-го по 2016 год. Проект преследует две основные задачи. Во-первых, он должен способствовать распространению информации о возможностях обучения в странах ЕС для студентов Азии и Центральной Азии, а во-вторых, содействовать развитию сотрудничества в сфере высшего образования между ЕС и странами этих регионов.
4     С приветственным словом к участникам международного диалога обратились статс-секретарь Министерства образования и науки К. Шадыканов,  посол, глава представительства Евросоюза в КР Ч. де Ментис и и.о. ректора КНУ, профессор Э. Усекеев. Пленарную сессию открыл сообщением  об оптимизации сети вузов Кыргызстана заведующий отделом высшего образования Министерства образования и науки А. Жолдошев.
Основную презентацию модели университетской автономии провел проректор Центрально-Европейского университета в Будапеште Ливиу Матей. Он рассказал об опыте автономии в университетах Венгрии, США, Китая, Сингапура, Армении, на примере которых показал, почему необходима и важна университетская автономия, как она влияет на научный потенциал вуза и вносит вклад в экономическое развитие страны.  Была освещена и ее роль в подготовке профессиональной, интеллектуальной и политической элиты и государственного аппарата. Коснулся выступающий и места автономии в создании и утверждении национальной идентичности в региональном и глобальном контексте. Оратор также четко проследил связь между управлением вузом и его автономией и представил ее главные современные модели.
Национальный координатор Еrasmus+  в Кыргызстане Г. Чокушева провела презентацию о влиянии программы Tempus на систему высшего образования  республики. Она отметила, что с 1995 года наши вузы участвовали в 56 проектах в области реформы образовательных программ, многие из них  совместные. Программа Tempus дает возможность наладить контакты с коллегами из ЕС и центральноазиатских стран. Эти взаимосвязи весьма полезны для дальнейшего исследовательского сотрудничества и студенческого обмена, констатировала Г. Чокушева.
3     Она отметила, что проект Tempus является основным инструментом внедрения Европейской системы перевода и накопления кредитов (ЕСПИК) в национальной системе высшего образования. Введение ЕСПИК повлечет пересмотр учебных программ. Эта программа внесла также вклад в создание законодательной базы для национальной системы оценки качества образования, результатом чего стало принятие в 2003 году закона об образовании.
Тempus помог отечественным вузам улучшить инфраструктуру через создание различных лабораторий и оснащение учебных классов современным оборудованием, особенно повезло вузам в регионах, которые получили значительные ресурсы. Программа также позволила кыргызстанским преподавателям получить доступ к последним исследовательским разработкам и ноу-хау в европейских университетах.  Tempus  также внедрила новые дисциплины, которые до этого не изучались в республике: геоинформатику, сельскохозяйственное управление, возобновляемую энергетику, безопасность на железнодорожном транспорте и курсы стратегического управления.
Доктор К. Мачадо из группы университетов Компостела (Испания) рассказал о поддержке региональных стратегий через проекты, финансируемые ЕС.  ЕС также укрепляет региональное сотрудничество между центральноазиатскими государствами и  иными регионами через диалоговые программы. Нужно развивать взаимодействие в таких областях, как защита окружающей среды, экономическая диверсификация, энергетика, и по другим секторальным вопросам, включая проблемы молодежи и образование.
О состоянии и перспективах развития международной деятельности в Кыргызско-Германском техническом институте при КГТУ участникам конференции рассказали его директор А. Усупкожоева и доцент вуза И. Таушевиц, которые рассмотрели основные стратегические цели и задачи международной деятельности КГТИ и проанализировали нынешнее состояние международного образовательного сотрудничества в республике, его проблемы и пути их устранения.
На второй пленарной сессии форума заведующая кафедрой педагогики и психологии Иссык-Кульского госуниверситета имени К. Тыныстанова Н. Дюшеева презентовала тему «Модернизация и развитие учебных программ по управлению сектором образования». На сегодня, заметила выступающая, в формате Болонского процесса вузы Кыргызстана сделали много:  осуществили переход на уровневую архитектуру высшего образования, внедрили компетентностный подход к проектированию стандартов, образовательных программ и модульный — к разработке учебных планов, а также освоили современные методики преподавания.
Однако, как показала практика, еще есть значительные трудности в процессе осуществления названных видов деятельности.
Но эти сложности в определенной мере преодолимы. Один из путей их решения — реализация образовательных проектов.
Профессор Нарынского госуниверситета Э. Байбагышев рассказал о  документационном обеспечении качества образовательных программ. Он рассказал, что документационная система соберет всю информацию и данные для результативности существующих образовательных программ. В задачи этого проекта входит приведение текущего процесса документооборота в соответствие со стандартами и принципами ЕС.
Профессор МУК Р. Бекбоева остановилась на роли методологии тюнинга  в создании центральноазиатского пространства высшего образования. Координатором этого проекта является университет Гронингена из Нидерландов. Он позволит присоединить  регион к процессу тюнинга  и улучшит качество разработки учебных программ, поможет проводить тренинги, создавать тюнинг-разработки по предметным направлениям.
Интересной была и презентация Ольги Богуриной из университета Барселоны. Она рассказала о деятельности своего вуза по наращиванию потенциала в поддержке реформ в сфере высшего образования на примере Центральной Азии. Университет Барселоны является ведущим   госучреждением в сфере исследований, инноваций и управления проектами. Этот вуз намерен предложить несколько инициатив и возможности взаимодействия с кыргызстанскими и другими центральноазиатскими университетами.
В завершение форума специально для студентов с сообщениями о возможностях обучения и сотрудничества выступили сотрудники посольств Нидерландов, Польши и глава Бишкекского офиса DAAD (Германия).

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 






Добавить комментарий