Main Menu

Тепло под крышей дома своего. Но какой ценой?

Есть ли связь между производством тепловой энергии для обогрева наших домов, квартир и здоровьем населения? Есть, и самая прямая.

     Об этом говорят результаты исследования «Оценка состояния городского теплоснабжения в Кыргызской Республике», проведенного Всемирным банком. «Около 40% городских домохозяйств используют неэффективные и загрязняющие воздух угольные печи и котлы отопления. В результате «по числу заболеваний, вызванных загрязнением воздуха в помещениях, Кыргызстан занимает второе место в регионе Европы и Центральной Азии». Теплые комнаты в своем доме ценой утраченного здоровья? Не велика ли цена?

Уголь, газ, электричество. Что лучше? 

     Выходя из теплого дома на улицу, человек дышит воздухом, смешанным с продуктами сгорания угля, газа, мазута в топках множества малых городских котельных, используемых для    отопления жилья, что также «убивает» здоровье граждан.
И школьнику понятно: чтобы со второго места по заболеваемости оказаться на пред- или последнем, необходимо для обогрева жилья вместо угля использовать газ. К этому и подталкивает Всемирный банк, советуя «поэтапное замещение малых котельных на более эффективные газовые». Кстати, с приходом на газовый рынок страны российского Газпрома пошли разговоры о газификации и сельских районов. Это приведет сельчан к отказу от использования для отопления своих домов и популярного кизяка, его продукты сгорания наиболее опасны.
Но есть другое и лучшее средство снижения уровня загрязнения городского воздуха и сбережения здоровья — электрическая энергия. По сведениям опять же Всемирного банка, «около 35% домохозяйств в городах республики используют электричество для отопительных целей». Это значит, что 35% горожан, живя «под крышей дома своего», отапливая жилье электричеством, болеют меньше соседей, в печах которых пылает уголь. Нет, не потому, что они, скажем, «глупы» и не понимают, что здоровье — дороже денег. Бедность убивает.

К «морю» электричества

     И все же давайте мечтать. Представим, что все индивидуальные дома в стране отапливаются электричеством. Понятно, нужно «море», «Иссык-Куль» электроэнергии. Можем ли мы столько ее производить, чтобы всем хватило и на экспорт осталось?
Это было давно, лет семнадцать назад. Специалисты тогдашнего Кыргызэнергохолдинга полагали, что «производство электроэнергии к 2005 году достигнет 17,37 млрд.кВт.ч, к 2010 году — 23,32 млрд. кВт.ч.». Эти цифры не удивляют наших граждан, давно привыкших к взаимосвязи слов «энергетика», «власть», «коррупция», «госуправление». И они вызывают вопросы к нашему Президенту страны, у которого есть еще время, чтобы исправить результаты правления своих предшественников.
Но чтобы произвести столько электроэнергии и все домохозяйства обеспечить электричеством по потребности, а не по возможности, следовало потрудиться:
— вывести на проектную мощность Шамалдысайскую и Ташкумырскую ГЭС до 1998 года;
— ввести в 1998 году турбоагрегат N 11 на ТЭЦ Бишкека и вывести его на проектную мощность;
— ускорить строительство и ввод в действие в 1998 году первого агрегата Камбар-Атинской ГЭС-2 проектной мощностью 360 МВт, второго и третьего агрегата — к 2000 году; 50% мощности Камбар-Атинской ГЭС-1 к 2005 году с постепенным выводом на проектную мощность 1900 МВт к 2010 году;
— строительство каскада Верхне-Нарынских ГЭС суммарной мощностью 380 МВт (приступили к строительству в 2014 г. на российские деньги), а также Ала-Букинской ГЭС мощностью 600 МВт с годовой выработкой около 2 млрд.кВт.ч электроэнергии (2005-2010 годы);
— строительство магистральных системных линий электропередачи напряжением 220-500 кВ и реконструкция системных подстанций;
— осуществлять реконструкцию передающих и распределительных сетей с одновременным их строительством;
— проведение комплексных мер по снижению потерь электро- и теплоэнергии.
Сегодня известная часть планов реализована, что-то потихоньку выполняется. И хотя все делается с задержкой на десять лет, есть надежда, что в условиях членства страны в ЕврАзЭС все задуманное станет явью и энергетики произведут обещанные 23 млрд. кВт.ч. Когда это случится — до или после двадцатых, трудно сказать, но случится, и непременно.
В результате индивидуальное жилье в стране станет обогреваться электричеством и газом, а массовые хронические неспецифические заболевания легких, вызываемые отходами сгорания твердого топлива, исчезнут. Но сей позитив — дело не столь отдаленного будущего. Ближайшая задача — реализация предложения Всемирного банка: «заменить угольные котельные в городах на газовые, а неэффективные электрические обогреватели и загрязняющие твердотопливные печи в городских и сельских домохозяйствах на более эффективные альтернативные варианты».

Другая сторона правды

     Необходимость замены угольных котельных на газовые очевидна, и здесь следует согласиться с экспертами Всемирного банка. Но это — одна сторона правды. Другую ее сторону эксперты ВБ оставили «за кадром», несмотря на «позитивные изменения в газовой отрасли страны». Она заключается в замене угольных котельных на газовые мини-тэц.      Опыт и преимущества их использования имеется в России и других странах. Действительно, если в топках котлов жечь газ, бесперебойную поставку которого обеспечивают россияне, то вместо угольных котельных лучше использовать мини-тэц и на выходе получать не только тепло, но и электричество. Сегодня выработка тепловой энергии котельными столицы — 198,3 тысячи Гкал, что в пересчете на электрическую энергию составляет чуть менее 2,5 млн. кВт.ч. Преобразование котельных в мини-тэц, использующих газ и способных одновременно с производством тепла вырабатывать электрическую энергию, — явный прогресс как в охране атмосферы от загрязнения, в сбережении здоровья горожан, так и в снижении нагрузки на городской бюджет, который формируется, как известно, за счет горожан-налогоплательщиков.

«Лучше поздно, чем никогда»

     В Бишкеке действует 62 городские котельные. Они отапливают, «подают горячую воду в жилые дома, общеобразовательные, лечебные и социальные учреждения» (здесь и далее ссылки на информацию заместителя начальника Бишкектеплоэнерго В. Мозгачевой. «Вечерний Бишкек» 31 октября 2014 г.). Большинство используют уголь, мазут, загрязняя воздух столицы, внося свой вклад в ухудшение здоровья населения. В процессе модернизации вместо устаревших устанавливают современные более мощные котлоагрегаты. Но и они в большинстве своем работают на угле или мазуте, продолжая загрязнять городскую атмосферу. Тем не менее обновление котельных все же приносит определенный экологический и экономический эффекты. Реконструкция, к примеру, котельной «Ботсад» позволила «уменьшить вредные выбросы в атмосферу города на 14,5 тонны в год. Экономия денежных средств на выработку тепловой энергии с ноября 2013 г. по март 2014 г. составила 9,7 млн. сомов».
«Модернизация котельной «Гагарина» намечена с учетом передовых европейских технологий. Но в чем заключается их суть, опытная чиновница не рассказала. В Центре реабилитации детей-инвалидов «установили дополнительные котлоагрегаты, работающие на твердом топливе». На угле работают котельные военного гарнизона, котельная «Ротор» в «Джале» — на угле и газе, «новые котлы установлены в семнадцати малых котельных». Дымим, господа, дымим и продолжаем болеть.
Несомненно, госпожа В. Мозгачева права, заявляя о невозможности при всем желании «перевести все котельные с угля на альтернативные виды топлива». Газ является одним из видов топлива, альтернативным его твердым разновидностям. Но его наиболее экономичное использование достижимо лишь в процессе одновременного получения тепловой и электроэнергии, что требует замены традиционных городских котельных небольшими     теплоэлектроцентралями.
Городские власти, неся ответственность за теплоснабжение домовладений горожан, чистоту городской атмосферы, что служит условием охраны здоровья, снижения заболеваемости населения, обязаны внести изменения в планы «Бишкектеплоэнерго» и направить их на внедрение в теплоэнергетическое хозяйство города современных мини-тэц. Здоровье граждан бесценно.

 Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.

 



« (Previous News)
(Next News) »



Добавить комментарий