Main Menu

Пятилетка созидания. Новая экономическая политика

Реформаторам, пришедшим к власти после бегства из страны К. Бакиева, достались незавершенные реформы, системная коррупция, раздутый чиновничий штат, кража государственной собственности, которая в 2010-2011 гг. зашкаливала за 40% (нынче — 10%). Впервые в истории суверенного государства в исполнительную власть вошли представители трех политических партий, победивших на выборах в Жогорку Кенеш. Все споры предстояло решать коллегиально, искать компромисс, действовать слаженно, одной командой. Получив в наследство подготовленную временным и техническим кабинетами министров почву необходимых перемен, правительство сразу настроилось на напряженную созидательную работу.

Если раньше многочисленные государственные программы и планы носили виртуальный, мифический характер, так как не были подкреплены финансами, то новая власть прежде всего разработала долгосрочную Национальную стратегию устойчивого развития вплоть до 2017 года. Эта модель предполагала системность, комплексность, сбалансированность в развитии. Документ определял направление реформ, приоритеты, подробно расписывал ожидаемые конечные результаты во всех отраслях экономики, в центре внимания стоял человек, повышение его благосостояния.
За прошедшие пять лет жизнь сильно изменилась, не замечать явный прогресс невозможно. Во всем наводили порядок: отслеживали эффективность использования государственных средств, боролись с криминалом, сократили непомерно раздутый чиновничий аппарат, создавали условия для развития бизнеса и прихода в страну инвестиций.
Борьба с коррупцией обрела всеобщий системный характер. В результате предпринятых правительством усилий снизился уровень теневой экономики, сегодня он составляет 39% к ВВП, а в 2006 году зафиксирован на отметке 52%. Подготовлены кратко-  срочный и среднесрочный планы по легализации неформальной экономики, повышена ответственность за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, применение фиктивных счетов-фактур НДС, продолжает внедряться система безналичных платежей.
Проводимые фискальные реформы позволили создать в Центральноазиатском регионе самый либеральный налоговый режим.
Новая власть увеличила зарплаты педагогам, медикам, работникам культуры, младшему техническому персоналу, причем весьма ощутимо: в два-три раза, а не как при прежних управленцах — на 10-15%. Это символическое повышение мгновенно съедала хищная инфляция, перевалившая в те годы за 19% (сегодня она 10,5%). Вторым этапом реформ правительство довело размеры пенсионных выплат до прожиточного минимума.
2011 год начался хорошо: отменили таможенные пошлины на ГСМ — результат успешных переговоров Алмазбека Атамбаева — в то время он занимал пост премьер-министра — с его российским коллегой Владимиром Путиным. Подготовили и приняли правительственную программу «Доступные кредиты фермерам», наши дехкане начали получать льготные ссуды под 9% годовых, на эти цели в бюджет заложили средства в размере 1 млрд. сомов.
В последующие годы сумма увеличилась до 6 млрд. сомов, правительство софинансировало заемы в коммерческих банках также и животноводам, и переработчикам. В результате увеличилось поголовье КРС, лошадей (кроме свиней), домашней птицы. Фермер из Таласской области Талип Назарбаев свои 30 гектаров пашни засеял фасолью, получил неплохой урожай, обратился в кабинет министров с просьбой создать испытательную лабораторию, чтобы получить сертификат и продать свою продукцию в Турцию.
Перерабатывающие предприятия освободили от налога на прибыль, лизинговые компании — от НДС и налога с продаж. Не секрет, что Кыргызстан в период правления семейства Бакиевых не выполнил ряд договоренностей с Российской Федерацией. Нерешенные вопросы вновь подняли на 12-м заседании Межправительственной кыргызско-российской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-гуманитарному сотрудничеству, возобновили переговоры по реализации проекта строительства Камбар-Атинской ГЭС-1, а также каскада гидроэлектростанций на реке Нарын и Сары-Джаз, приняли принципиальное решение о совместной реализации ряда крупных национальных проектов в энергетике, здравоохранении, сельском хозяйстве, инфраструктуре.
Их свыше 70, чтобы претворить в жизнь задуманное, решили прибегнуть к механизму государственно-частного партнерства, организовали фонд финансирования подготовки ТЭО для инвестиционных проектов ($2 млн.). «Нам надо запустить как можно больше проектов ГЧП, только тогда наступит прорыв в экономике, — говорил премьер-министр Джоомарт Оторбаев. — У государства есть ресурсы, у частника — деньги, объединим усилия».
Эра «купи-продай» закончилась, предстояло превратить нашу страну из сервисной в аграрно-индустриальную, какой она прежде и была. На одном из заседаний правительства было заявлено, что все государственные активы должны работать на благо страны. «Имея 33% акций компании «Центерра», а это — миллиардные активы, наше государство не управляет данной компанией. Почему?»
Предстояло вывести из тени алкогольную отрасль, навести порядок с выдачей лицензий в горнодобывающей промышленности, организовать аудиторскую проверку в электрических распределительных сетях, изменить условия проведения тендеров на госзакупки, сделать их максимально прозрачными.
Ведь Бакиев-старший раздавал лицензии на разработку наших недр за символические 300 сомов, а его сын Максим затем продавал их за $120.
Для реализации антикризисной программы правительства, принятой Жогорку Кенешем, был утвержден план мероприятий «Экономика и безопасность».
На встречах с представителями бизнес-ассоциаций заявили, что новому правительству не к лицу роль «пожарной команды», надо выстраивать систему долговременных отношений с деловыми людьми, активно привлекать их к экспертизе законов, регулирующих экономическую и инвестиционную деятельность. С этой целью создали Совет по развитию бизнеса и инвестиций при кабинете министров, который возглавил Т. Койчуманов.
На дискуссионных площадках, круглых столах в решении судьбоносных для страны вопросов принимали активное участие представители деловой элиты: Татьяна Ким (Палата налоговых консультантов), Актилек Тунгатаров (исполнительный директор Международного делового совета), Гульнара Ускенбаева (президент ассоциации поставщиков Кыргызстана) и другие. При министерствах были созданы общественно-наблюдательные советы.
Впервые за двадцать лет обратили внимание на проблемы в ювелирной отрасли, рассмотрели непростую ситуацию с внедрением механизмов ипотеки земель сельскохозяйственного назначения.
В результате проведения регулятивных реформ в четыре раза сократилось количество лицензий и разрешений для работы предпринимателей (с 508 до 101), снижены количество контролирующих органов и сроки их проверок, внедрены критерии риска. Открыть бизнес сегодня можно всего за три дня, а раньше на это уходило свыше 20 дней.
В правительстве хорошо понимали: только предприимчивые активные люди способны претворить задуманное в реальность, от них зависят наличие рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы, пополнение казны, поэтому прилагали все силы к созданию комфортных условий для деятельности бизнесменов, улучшали инвестиционный климат.      Электронное правительство перестало быть сказкой, сюда пришли современные информационные технологии, связаться с центром стало возможным даже из айыл окмоту при наличии в нем Интернета.
Продвигалась реформа госуправления, все более качественными становились государственные и муниципальные услуги. Кыргызстан первым на постсоветском пространстве приступил к финансовой децентрализации, передав часть властных полномочий на местный уровень.
Мы становимся самодостаточным государством, в нынешний год вступили с бюджетным профицитом в 6 млрд. сомов, что означает: живем по средствам, сколько собрали налогов и таможенных сборов, столько и тратим на текущие расходы. Минфин впервые за 15 лет увеличил размер внутреннего займа, выпустив в обращение средние и долгосрочные облигации и казначейские векселя. Приступили к искоренению финансовой неграмотности населения. На наш рынок пришел российский Газпром, подготовлен план газификации республики вплоть до 2030 года, впервые голубое топливо придет в Иссык-Кульскую и Нарынскую области, прежде его никогда там не было.
Нынешний год объявлен Годом укрепления национальной экономики. Сегодня в структуре ВВП сервис занимает 50%, промышленность более 24%, сельское хозяйство — 9%, строительство — 4%. Утвержден план развития экспорта на 2015-2017 гг., главная задача — обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров. Республика вступает в Евразийский экономический союз, завершаются последние подготовительные работы. Вот-вот заработает Кыргызско-российский фонд развития, созданный для льготного кредитования инвестиционных проектов.

Галина ЛУНЕВА. 

 

 



(Next News) »



Добавить комментарий