Main Menu

Цель — спасти энергосистему. В Бишкеке прошел круглый стол “Проблемы в энергетике и пути их решения”

В нем приняли участие представители госорганов, частного сектора, энергокомпаний, экспертного сообщества, общественных организаций, бизнеса и гражданского общества, партнеры по совместным проектам в энергетике. Организаторами выступили Министерство энергетики и промышленности, Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) при правительстве и субъекты энергетического рынка.  Собравшиеся рассмотрели вопросы дефицита и импорта электроэнергии, перспектив энергоотрасли, снижения потерь, среднесрочной тарифной политики и др. 

Как отметил замглавы Минэнергопрома Нурлан Садыков, минувшей зимой, несмотря на проблемы, с которыми столкнулась страна, она не осталась в темноте и холоде, как в прошлые времена, благодаря слаженным действиям руководства энергетического сектора и правительства. В первую очередь за счет решения импортировать электроэнергию из Казахстана.
Представители энергокомпаний и эксперты в сфере энергетики отметили, что на этом работу не следует останавливать, надо срочно вводить новые мощности, чтобы покрыть дефицит электроэнергии.
Первый замгендиректора ОАО «Электрические станции» Бердибек Боркоев сообщил, что в настоящий момент суточное потребление составляет 71,1 млн. кВт.ч. Располагаемая мощность должна быть выше этого показателя на 30%. «К сожалению, мы выпали из этих стандартов. Если потребление начнет  расти и дальше, то нечем будет его покрывать и ежегодный дефицит составит как минимум 1 млрд. кВт.ч.
Первый замгенерального директора ОАО «НЭСК» Алексей Бородин добавил, что в стране за 20 лет зимнее энергопотребление выросло в 2 раза. При этом генерация ТЭЦ Бишкека упала с 4 млрд. кВт.ч до менее 1 кВт.ч. Обнажился ряд проблем, например, зависимость от энергосистем соседей, которые «терроризировали отключением», поэтому и приняли  решение вкладываться и искать инвестиции для улучшения инфраструктуры. Так, протянули новые ЛЭП, построили  и модернизировали подстанции. В свою очередь соседи проводили большую работу по устойчивости собственных энергосистем,  и в 2009 году встал вопрос об оплате за транзит электроэнергии. «Была угроза, что юг обесточится на 100%, поэтому мы вынужденно подписали соглашения», — отметил он. После этого  начались достаточно масштабные работы по достижению надежности энергоснабжения южного региона. После полного   завершения строительства объектов по проекту «Модернизация ЛЭП на юге КР» в прошлом году южная часть энергосистемы Кыргызстана обрела энергобезопасность и зависимость от узбекской энергосистемы полностью устранили, соответственно прекратились выплаты за транзит. «Однако от параллельной работы энергосистем мы не отказываемся, так как это взаимопомощь», — пояснил Бородин.
Свое мнение высказал и экс-министр энергетики Автандил Калмамбетов. По его словам, энергосектор Кыргызстана переживает сложный период, ресурсы по генерации практически исчерпаны, возросшее потребление приблизилось к установленной мощности всех станций, рабочие возможности которых из-за физического износа, особенно на тепловых станциях, составляют около 50%. Распределительные сети, построенные в 60-70 годах, практически исчерпали свой расчетный срок службы и работают с перегрузом. Действующие до начала осенне-зимнего периода 2014-2015 г. низкие тарифы не стимулировали энергосбережение, наоборот, многие высотные дома строились с переводом на электроэнергию. Все эти факторы стали причинами кризиса в отрасли. «Из 200 новых домов в Бишкеке половина находится на электроотоплении, что при наличии ТЭЦ нонсенс. Проблему обеспечения теплоснабжения необходимо решать оперативно, так как ряд ГЭС в Кыргызстане  предстоит модернизировать, что приведет к временному выпадению некоторых мощностей», — заметил он.
Участники круглого стола отметили, что, помимо строящихся  энергетических объектов, следует рассмотреть вопрос строительства малых ГЭС и ТЭС, возведение которых  прекратили в 60-х годах. Важно перенимать опыт соседей.
В качестве альтернативы предложено строить ТЭС при углевых шахтах. Они позволят вырабатывать не только электроэнергию, но и тепло. Более того, оно быстро окупаются и меньше разрушают окружающую среду. Эксперты обратили внимание и на то, что нужно разработать карту Кыргызстана с возможными местами для использования альтернативных возобновляемых источников электроэнергии.
Для снижения потерь  электроэнергии надо строить генерирующие мощности в центрах потребления, выравнивать летнее и зимнее потребление. Пока эти меры не будут приняты, невозможно свести  к нулю потери. В настоящее время проводится расчет коммерческих и технических потерь во всех РЭКах страны, результаты этих расчетов  станут известны летом.
Директор Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Нурбек Элебаев подвел итоги круглого стола докладом о дальнейшей реализации среднесрочной тарифной политики.
По его словам, процесс    тарифообразования  разорван и сегодня этим занимается Агентство по регулированию ТЭК. «К сожалению, до этого у нас не было ни одной методики расчета тарифов, в декабре мы утвердили ее и положение «О ключевых показателях эффективности деятельности энергетических компаний», — пояснил он. Теперь дело за постоянным мониторингом энергетических компаний, результаты которого разместят на сайте ведомства.
Глава госагентства сообщил, что новые тарифы на электроэнергию вступят в силу уже этим летом. Этап их повышения перенесен с 1 апреля на 1 июня. При этом стоимость социального тарифа вырастет на 14 тыйынов. Таким образом, до конца весны он составит: для бытовых абонентов, потребляющих до 700 кВт.ч — 0,70 сом/кВт.ч;  при превышении социальной нормы — 1,82. Небытовые потребители станут получать электричество по 1,97 сом/кВт.ч. С 1 июня для первой категории она составит 0,84 сом/кВт.ч,  а для второй и третьей тариф  скорректируют на уровень фактической инфляции на 2014 год. Тариф на тепло вырастет  с 1 апреля с 917  до 1 134  сом/Гкал для бытовых потребителей и с 1 557 до 1 695 сом/Гкал для небытовых.
Н. Элебаев подчеркнул, что если оставить прежний тариф, то до конца года выпадет 500 млн. сомов. Это ущерб, который может нанести большой урон и без того плачевному положению энергокомпаний. А если повысить его, с июня убыток окажется намного меньше —  105 млн. сомов. Поэтому в правительство внесено предложение об изменении хода реализации тарифной политики.

Аида ШИРИНОВА.

 

 






Добавить комментарий