Main Menu

АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ, или Шансы и риски евразийского выбора

23 марта сего года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал протокол в отношении присоединения Кыргызстана к Договору о Евразийском экономическом союзе. Как мы уже знаем, это должно случиться до 9 Мая текущего года. Время пошло…

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ИНТЕГРАЦИИ

     Несмотря на то что вопрос о вхождении нашей страны в ЕАЭС уже практически решен, все еще раздаются голоса несогласных, считающих, что Кыргызстану невыгодно данное сотрудничество, что он почему-то обязательно окажется в подчинительном положении у других стран содружества, утратит часть суверенитета и даже понесет экономические потери. Партия «Реформа», не- согласная с интеграцией страны в евразийскую модель экономических взаимоотношений, периодически проводит акции, цель которых, по словам лидеров, «отстоять экономическую и политическую свободу, а также независимость Кыргызстана». При этом вовсе не идет речь, каким образом экономический союз может повлиять на суверенитет и политическую свободу страны. Главное, что слово брошено в массы. К счастью, массы куда более прозорливы и понимают, что экономический интерес в данном случае превалирует над политической казуистикой. Хотя, надо признать, мало кто из кыргызстанцев в подробностях владеет информацией по существу вопроса.
К слову, интеграционные процессы на территории СНГ начались еще в 90-х годах. В январе 1995 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза, к которому в марте следующего года присоединилась и наша страна. К сожалению, эта организация существовала в то время лишь на бумаге в силу отсутствия у руководства этих стран достаточной политической воли для фактического взаимодействия. Шло время, менялись лидеры, и в 2000 году возникло Евразийское экономическое содружество (ЕврАзЭС), ставившее перед собой цель образования дееспособного Таможенного союза с последующим переходом в Единое экономическое пространство. Кроме России, Белоруссии и Казахстана, учредителями выступили Кыргызстан и Таджикистан. Последние, по различным причинам политического характера, выпали из процесса, а Россия, Казахстан и Белоруссия, напротив, набирали обороты и в 2010 году создали Таможенный союз. Что касается Евразийского экономического союза, то договор о его создании подписан 29 мая 2014 года, то есть совсем недавно. Документ этот достаточно объемен, и в нем регламентируются буквально все отрасли взаимодействия — макроэкономическая и валютная политика, энергетика, транспорт, аграрный сектор, трудовая миграция… Впрочем, об этом подробнее все желающие могут ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии. Понятно, что ЕАЭС не заработает сходу — экономическая состоятельность и параметры стран-участниц настолько различны, что координация их займет определенное время. Этот срок определен до 2025 года.
Необходимо заметить, что идея ЕАЭС сталкивается с довольно мощным внешним противодействием. И не только экономическим. Мировые торговые площадки уже давно разграничены, сферы торговых отношений определены, правила игры ради потенциально сильного конкурента менять никто не собирается. Кроме того, США и Евросоюз панически пугает возможность реанимации СССР, пусть под другим названием, с другой — демократической — идеологией, с другим уровнем открытости миру. Не случайно же в конце прошлой недели на новостной конференции в Дублине госсекретарь США Хилари Клинтон заявила: «Это не будет называться Советским Союзом. Это будет Таможенный союз или союз стран Евразии, или что-то в этом роде… Мы точно знаем, какой будет их цель, поэтому пытаемся продумать все способы замедлить этот процесс или не дать ему состояться…», — горячилась она, а потом посетовала: «Печально, что прошло уже 20 лет после распада СССР, а прогресс, на который мы так рассчитывали, совершенно не заметен. Мы пытаемся противостоять этому, но это непросто».
Обостряющийся политический кризис между США и Россией, введение экономических санкций, предпринятая атака на российский рубль — из этого сценария. И тут же многие западные эксперты усомнились жизнедеятельности нового экономического содружества. В этой связи Президент Белоруссии Александр Лукашенко сразу же высказался в свойственной ему эмоциональной манере: «Мы не должны загубить то образование, которому посвятили немало лет, потому что выстрадали этот союз, и станет большим позором, если своими руками его угробим». Лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал своего коллегу: «Сегодня Евразийский союз подвергается очень большому риску в связи с кризисами, но речи о том, что он не будет дальше формироваться, не идёт».
Как бы то ни было, процесс продвигается, и, по мнению многих российских экспертов, несмотря на непростую внешнеполитическую обстановку, так или иначе влияющую на экономические показатели стран ТС, альтернативы ЕАЭС нет. Например, по мнению заведующей сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики Российской академии наук Елены Кузьминой, «практически все страны бывшего Советского Союза в экономическом плане взаимосвязаны, может быть, кроме прибалтийских. При том что векторы политических предпочтений у всех разные, крупнейшим торговым партнёром для всех остаётся Россия. Для стран Средней Азии важным партнёром выступает Казахстан — также член Таможенного союза. Как мы видим, поменять векторы торговли оказалось для многих из нас просто невозможным. Поэтому надо использовать тот положительный фактор, что наши выстроенные ещё при СССР экономические связи не исчезли и продолжают работать. Разорвать их могут только военные действия, что мы и видим сегодня на примере Украины…».

У КЫРГЫЗСТАНА ПОЗИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

     Е. Кузьмина уверена, что у Кыргызстана при вступлении в ЕАЭС вполне позитивные возможности:
— На первых порах, естественно, станут развиваться те отрасли, которые уже имеют наработанный потенциал: лёгкая промышленность, агропромышленный комплекс. Именно здесь возможно увеличение экспорта в Россию и Казахстан. Другой плюс — свободное передвижение трудовых мигрантов. Будут признаваться все дипломы, кроме медицинских и педагогических. Ваши граждане смогут получать в случае вступления КР в ЕАЭС статус резидента: им придется только зарегистрироваться так же, как, например, работающим в Москве жителям Тверской области. При этом не потребуется уже представлять те документы, которые обязательны в случае с гражданами из Таджикистана и Узбекистана. Ещё один момент — это увеличение инвестиций в горную добычу, энергетику, машиностроение и лёгкую промышленность Кыргызстана, — заявила она на научно-практической конференции «Евразийская интеграция: курс на развитие», прошедшей в начале марта в Кыргызско-Российском Славянском университете.
По мнению экспертов, конкурентными преимуществами Кыргызстана являются: оптимальная налоговая система (например, налог на добавленную стоимость в КР — 12%, в РФ — уже 18%, а в РК — 20%), дешёвая электроэнергия (в четыре раза дешевле, чем в Казахстане, и в шесть раз — чем в России), дешёвая рабочая сила. В числе проблем выделяются недостаточное количество лабораторий для сертификации товаров. Россия и Казахстан выделили на это средства в виде гранта, однако местные чиновники создавать эти объекты как-то не спешат. Хотя, оказывается, данная проблема существенно сдерживает торговлю не только со странами Таможенного союза, но и с Саудовской Аравией. И заниматься этим необходимо, поскольку требования к качеству экспортируемой и импортируемой продукции в рамках ЕАЭС определены договором и достаточно высоки. Кроме того, необходимо существенно улучшить профессиональный уровень персонала. Но вот кто выиграет по-любому, так это трудовые мигранты, которые уже не столкнутся с чиновничьим бюрократизмом при приеме на работу в любой из стран ЕАЭС, будут иметь там вполне конкретные права, пользоваться социальным пакетом. В прошлое уйдут пресловутые квоты, не придется подтверждать аттестаты и дипломы об образовании. Перед людьми откроется возможность претендовать на квалифицированный труд, а не только использоваться на уборке улиц и стройплощадках.
По мнению заместителя министра экономики страны Данила Ибраева, интеграция всегда имеет больше положительных эффектов, чем, так сказать, одиночное плавание. «К сожалению, все двадцать лет независимости поддержка бизнеса на нашем рынке была очень небольшой. Единственное исключение — наша фискальная политика и свободное перемещение финансов. Так что существующий бизнес сделал себя сам, и надо отдать ему должное. Теперь он войдёт в конкуренцию с крупными субсидируемыми предприятиями на территории стран-партнёров. Но Кыргызстан с мелкотоварностью и невысокой технологичностью производства всё же имеет шанс в виде четырёх свобод Евразийского экономического союза: свободы перемещения товаров, трудовых ресурсов, капиталов и услуг. Нужно понимать, что мы идём в сферу конкуренции, хотя и в дружественные страны. Придётся трудиться, потеть, и ваши глаза должны гореть!» — призвал он.
По мнению Алишера Санарбек уулу, директора Ассоциации предприятий торговли, рынков и сферы услуг, если Кыргызстан не вступит в новое экономическое содружество, то экономика страны потерпит полный крах. Однако он считает, что нам нужно думать о наукоёмких, инновационных отраслях, поскольку практически все ниши сотрудничества уже заняты достаточно плотно.
Надо заметить, что до сих пор экономика страны ориентировалась на реэкспорт. Но, похоже, эти времена прошли — китайские экспортные товары сегодня направляются в Казахстан, который сумел «оттянуть» эти потоки благодаря развитию дорожной инфраструктуры. Важная статья — экспорт золота, но в рамках ЕАЭС Россия станет в этом смысле непреодолимым конкурентом. При таком раскладе наиболее перспективными являются сельскохозяйственные отрасли. Продукция земледелия и животноводства найдет в России рынки сбыта. Тем более что сейчас там озаботились вопросами продовольственной безопасности, а в этом смысле всегда выгоднее иметь дело с партнером по содружеству. Камнем преткновения в этом случае станет отсутствие должной сертификации товаров. Но и эта проблема решаема — партнеры по ТС обещают финансово помочь нашей стране в создании настоящей фитосанитарной сети, что гарантирует необходимое документальное сопровождение сельхозтоваров. А это прежде всего молоко и мясо. Особой статьей кыргызского экспорта может стать фасоль, причем эксперты утверждают, что в некоторых областях Российской Федерации она способна пойти даже с двойной наценкой. Поэтому местному бизнесу следует перепрофилироваться от реэкспорта к производству сельхозпродукции с последующей ее частичной обработкой, хранением и реализацией. Интерес России в получении от нас тех товаров, которые действительно нужны потребительскому рынку, повлек за собой намерение субсидировать развитие именно этих отраслей. Дело за малым — эффективно и по назначению эти средства использовать. Одним словом, Кыргызстан получает достаточно широкие и оптимистические возможности для экономического ренессанса, но важно правильно и максимально использовать этот шанс.

ПАРТНЕРЫ СМОТРЯТ С ОПТИМИЗМОМ

     Не секрет, что с принятием руководством страны политического решения о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС, возникло немало сомнений в среде бизнес-сообществ стран-участниц о целесообразности нашего членства. В частности, некоторые казахские бизнесмены раньше весьма скептически относились к экономическим возможностям страны и выражали озабоченность, не станет ли Кыргызстан этаким балластом в новом содружестве. Однако из недавнего интервью председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Рахима Ошакбаева, данного изданию Forbes.kz, явствует, что сегодня эти опасения рассеяны. Напротив, бизнес-сообщества нашего ближайшего соседа считают деловые отношения с нами весьма перспективными. В частности, уже найден консенсус по торговле услугами, деятельности естественных монополий, транспортной политике,       СЭЗам, свободным складам… Подчеркнуто, что торгово-экономические отношения двух стран за последние четыре года имеют устойчивую тенденцию взаимного роста и укрепления. Например, товарооборот увеличился почти в два раза и в денежном выражении перевалил за миллиард долларов.

Представьте только, в прошлом году экспорт казахской продукции в нашу страну составил 705 миллионов долларов, что в десятки раз превышает этот показатель в отношении Белоруссии. К нам из РК поставляются пшеница, мука, уголь, нефть и нефтепродукты… Мы отправляем руды драгоценных металлов, природный уран, молоко, одежду… Причем свои товары наша страна поставляет соседу беспошлинно, поскольку с начала прошлого года республика является участником Договора о зоне свободной торговли со странами СНГ.

Кстати, фискальные органы двух государств уже согласовали взаимодействие между собой в рамках нового экономического содружества. Наши и казахские налоговики недавно провели семинар-совещание, на котором изучили как КР реализует пункты «дорожной карты», нашли консенсус по гармонизации акцизных ставок на алкоголь и табачную продукцию, изучили готовность нашей страны к обмену информацией в электронном виде… Заметим, что со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС налоговое законодательство в целом не меняется.
Ну а о том, что Российская Федерация видит в Кыргызстане вполне интересного партнера, кажется, и говорить излишне… Достаточно вспомнить подробности недавней встречи лидеров двух стран, обсудивших множество вопросов по вступлению КР в ЕАЭС и определивших этому сроки.

РИСКИ ВСТУПАЮЩИХ

     Итак, безусловные плюсы вступления КР в ЕАЭС — это торговля без таможенных границ; одинаковые требования к качеству продукции и единый образец соответствующей документации; отмена таможенных контроля и сборов при прохождении внутренних границ стран-участниц; свобода транзита; повышение конкурентоспособности аграрного сектора и швейной индустрии, расширение рынков сбыта для продукции этих секторов; решение проблемы модернизации сертификационных лабораторий и вывод их на уровень требований; ликвидация проблем трудовой миграции… Немаловажен и тот факт, что каждая из стран-участниц в случае ущемления ее национальных интересов может в любой момент покинуть данное объединение.
А что же нас ждет, если вдруг вхождение Кыргызстана в ЕАЭС так и не состоится? Торговля со странами-партнерами однозначно ухудшится; установленные торговые взаимосвязи ослабнут или вовсе разорвутся, что повлечет за собой потерю привычных и возможных рынков сбыта; реэкспорт китайских товаров резко сократится, что приведет к росту безработицы среди предпринимателей, занимающихся челночным бизнесом и работающих на оптовых рынках; как следствие сократятся поступления налоговых платежей в бюджет, что серьезно отразится на благополучии тех, кто занят в бюджетной сфере. Наверняка обанкротятся предприятия и частники, занимающиеся экспортом, так как при прохождении таможенных границ стран-участниц ЕАЭС они едва ли окажутся в состоянии преодолеть нетарифные барьеры и нести таможенные издержки, а возможно, что осуществлять экспортные поставки станет и вовсе невозможно. Наверняка прекратятся беспошлинные поставки горюче-смазочных материалов из России. Все это отразится на экономике страны, а значит, резко упадет жизненный уровень населения и усилятся миграционные настроения, вот только адаптироваться и трудоустроиться в той же России будет людям несравнимо труднее. И это только часть тех негативных последствий, которые нас ожидают в этом случае. Таким образом, здравый смысл подсказывает, что альтернативы Евразийскому экономическому союзу для нашей страны нет. И, хочется верить, это хорошо понимает не только руководство Кыргызстана, но и подавляющее большинство населения.
Но не надо забывать, что западных лидеров благополучие ЕАЭС в целом и каждой страны-участницы в отдельности вовсе не интересует, напротив, оно им как кость в горле. Мы хорошо помним, как «подогревались» Европой и США оппозиционные лидеры украинского майдана и чем в результате обернулась евроинтеграция для Украины на деле — восток страны лежит в руинах, жертвы необъявленной гражданской войны исчисляются тысячами, очевидно полное подчинение властей заокеанским кукловодам, реальны угроза дефолта и возрождения фашизма…
На этом фоне упомянутое выше выступление госсекретаря США Хилари Клинтон звучит угрожающе и не оставляет сомнений: отечественная оппозиция вновь получит (или уже получила) «спецзаказ» на раскачивание ситуации в стране в угоду западным «инвесторам». Кстати, в Армении, которая вместе с нами вступает в ЕАЭС, также наблюдается заметная активность так называемых оппозиционных сил. Многие западные политические обозреватели предрекают «майдан» не только в нашей стране и Армении, но и в Казахстане, Узбекистане. Понятно, цель западных интересов, так сказать, главный игрок ЕАЭС — Россия, по границам которой необходимо создать кольцо перманентной нестабильности, чтобы она распыляла силы и средства, гася революционные очаги на постсоветском пространстве, отвлекаясь таким образом от углубления интеграционных процессов, которых так боятся США. Как бы то ни было, на сегодня это главный политический риск, с которым могут столкнуться республики, делающие евразийский выбор.

Татьяна ПОПОВА.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий