«Газпром Кыргызстан» перекладывает свои обязанности на потребителей
ОсОО «Газпром Кыргызстан» предложил своим абонентам подписать «Договор на поставку природного газа бытовому потребителю с использованием механического прибора учета газа». В принципе, договор как договор, но при внимательном прочтении трудно не заметить, что уважаемая организация-поставщик перекладывает по нему часть своих обязанностей на плечи потребителей. Хуже того, в этом документе есть замечательные основания для возможных коррупционных атак на потребителей.
В нем содержится целый ряд противоречащих и даже взаимоисключающих положений. Так, в пункте 3 граница эксплуатационной ответственности Поставщика включает прибор учета газа и систему газоснабжения до границы раздела балансовой принадлежности собственности, и он же поддерживает исправное техническое состояние прибора учета газа. Естественно, газовый счетчик является собственностью Поставщика. Вполне закономерно, что за сохранность пломб и других защитных средств отвечает потребитель, как и в целом за невмешательство в работу счетчика. Законопослушный потребитель газа согласен со всеми форс-мажорными обстоятельствами, вынужденными отключениями, пени за просрочку платежей и даже с визитами представителей поставщика газа в любое время суток и во все дни, включая праздничные. Конечно, права поставщика газа несоизмеримо шире прав потребителя: так, сотрудники Поставщика имеют право даже разобрать строение, если у них возникло подозрение в хищении газа, без возмещения нанесенного ущерба Потребителю. А в числе обязанностей потребителя значится и безусловное своевременное заключение Договора с Поставщиком на поставку газа. При этом альтернативы у Потребителя нет: или подписывай то, что тебе предлагает ОсОО «Газпром Кыргызстан», или останешься без газа?
Но, подписав предлагаемое Приложение № 1 к Договору, абонент может оказаться в безвыходном положении. Приложение называется «Расчет количества использованного, но неучтенного газа», и пункт 1 дает формулу, по которой потребитель обязан оплатить «неучтенный газ», как если бы у вас были включены все газовые устройства на полную мощность в течение 24 часов за некое расчетное число дней, в течение которых вы использовали голубое топливо. Если факт хищения подтвердился, то этот временной период может составлять до 1 года. Здесь вроде бы все ясно: не воруй, и тогда не придется расплачиваться!
Но кара может настичь и добросовестных потребителей! Пункт 2 Приложения распространяет эту формулу и на другие случаи: «При снятии у Потребителя прибора учета газа по причине: а) возникновения сомнений в точности показаний прибора учета газа». Вот так все просто: возникло у контролера сомнение в точности показаний прибора, а платить за это сомнение должен Потребитель. Но ведь в Договоре четко прописано, что приборы учета — собственность Поставщика, что Поставщик обязан следить за их точностью и исправностью. Какое же право имеет Поставщик Приложением № 1 переадресовывать эту ответственность Потребителю? Ведь Потребитель не имеет ни квалификации, ни знаний, ни соответствующей аппаратуры для того, чтобы контролировать точность показаний счетчика!
В том же пункте 2 читаем далее: «б) заедания счетного механизма прибора учета газа, после ремонта и — или поверки при наличии ненарушенной пломбы Поставщика». То есть прибор может врать и после ремонта или поверки, но даже если пломба не нарушена, то платить по вышеназванной формуле придется снова Потребителю! А в чем его вина? Наверное, в том, что не прислушивался к заеданию счетного механизма!
И вообще, получается, что не Поставщик должен следить за исправностью приборов учета, а сам Потребитель, если следующее положение п. 2 гласит: «в) отсутствия чувствительности прибора учета газа при расходе газа большем, чем нормированный порог чувствительности». Вот, оказывается, где еще может быть собака зарыта — в чувствительности приборов! Только вот далеко не каждый потребитель знает, а какова должна быть нормированная чувствительность прибора? И как на глаз определить, что счетчик адекватно реагирует на включение второй конфорки? Я, например, вообще не смотрю, с какой скоростью на счетчике появляются новые цифирьки. Просто есть дела поважнее, к примеру, смотреть, чтобы яичница не пригорела…
И еще есть один подводный камень: «г) эксплуатации прибора учета газа с истекшим сроком поверки». Выходит, не Поставщик должен следить, чтобы приборы учета вовремя проходили поверку — потому как это ЕГО приборы, а сам Потребитель! Но это еще раз противоречит тексту Договора!
Таким образом, у любого контролера газового хозяйства есть как минимум 4 основания для того, чтобы в вашем доме или квартире снять счетчик со всеми последующими санкциями. И вы ничего не докажете ни по одному из этих обвинений! Конечно, если подпишете это самое Приложение № 1 к Договору. Представляете, какое раздолье для недобросовестных и нечистых на руку контролеров.
Есть вопросы и к тем ведомствам, которые должны контролировать деятельность ОсОО «Газпром Кыргызстан» и хотя бы в общих чертах интересоваться теми условиями, которые эта уважаемая организация требует от абонентов. Неужели этот важный документ не проходил правовой экспертизы в антимонопольном ведомстве, в антикоррупционных органах? Вопрос далеко не риторический, потому как от него зависят порядок и стабильность работы в первую очередь самой компании, благополучие сотен тысяч граждан республики.
Аркадий ГЛАДИЛОВ.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More