Main Menu

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ. Выборы в Республике Узбекистан

В настоящее время в Центральноазиатском регионе намечаются два особо значимых события — это президентские выборы в Узбекистане и  Казахстане.

Как мы все прекрасно знаем, народы Центральной Азии имеют общую культуру и историю, связаны родственными узами, проживают бок о бок многие века, совместно разделяя участь исторических событий, происходивших на их землях.
История свидетельствует о многочисленных намерениях и попытках народов не только двух стран, но и народов всего мира построить самодостаточное государство, поэтапно осуществляющее свои долгосрочные планы и успешно реализующее свой государственный потенциал в совокупности, история богата примерами, заслуживающими внимания. Достаточно вспомнить Советский Союз, в составе которого государства Центральноазиатского региона сформировали современные очертания своей государственности.
После обретения независимости и начала строительства самостоятельной и суверенной государственности Кыргызстан и Узбекистан пережили достаточно много исторических событий.
Часто в условиях чрезвычайных ситуаций два государства объединенными усилиями принимали меры по искоренению угрозы. Так, к примеру, Узбекистан и Кыргызстан всегда безоговорочно находили точки соприкосновения в вопросах по борьбе с международным терроризмом, фундаментализмом, сепаратизмом и наркотрафиком и принимали меры для обеспечения безопасности и поддержания мира в регионе.
Сейчас народы двух стран  проводят демократические реформы, направленные  на упрочение государственности и укрепление роли гражданского института в жизни страны. Кыргызстан выбрал путь парламентской демократии и укрепления экономики, который был наполнен значительными, порой и трагическими событиями. Краеугольная причина избранного пути — неприемлемость кыргызстанцами средоточия власти в руках одной семьи и жизни в иллюзии свободы, ведущей к неформальной абсолютной монархии.
Ну а на примере Узбекистана мы наблюдаем плавные демократические реформы, постепенно обновляющие политическую систему этой страны. Это модернизация государства путем продвигаемых демократических реформ во многих областях жизнедеятельности. Преобразования главным образом ориентированы на экономику, разделение ветвей власти, реформу сферы образования и усиление гражданского общества, и все это опирается на необходимую правовую базу. Так, важный этап демократических реформ в Узбекистане связан с реализацией основных идей и задач, обозначенных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, изложенной в докладе  Президента Ислама Каримова на совместном заседании палат Олий Мажлиса в ноябре 2010 года. В настоящее время мы наглядно видим, как планомерно воплощаются в жизнь эти инициативы.
Одна из них — обновление политической системы — предусматривала внесение изменений в Конституцию, которые уже вступили  в силу. Теперь в  стране  новый порядок утверждения кандидата на должность премьер-министра законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса. Есть и норма о  возложении обязанностей Президента Узбекистана в случае невозможности им исполнения обязанностей на действующего  председателя Сената Олий Мажлиса.  Данные изменения, направленные на усиление контрольных функций представительного органа, продиктованы необходимостью упрочения законодательной ветви власти.
Сдвиг от пути построения сильного государства к построению сильного гражданского общества оценивается как стремление к созданию конкурентоспособного государства с внушительным потенциалом человеческого ресурса. Демократические реформы, проводимые в Узбекистане, главным образом, опираются на пять принципов, разработанных Президентом И. Каримовым. Это  приоритет экономики над политикой, государство — главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики, эволюционный и поэтапный путь перехода к рыночным отношениям.
Проводимые реформы в банковской системе Узбекистана стали важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивые темпы роста экономики страны. На протяжении последних лет за время этой реформы ведущие мировые рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings оценивают деятельность банковской системы как «стабильную». Наряду с этим проводятся реформы в экономике с целью развития частной собственности и частного предпринимательства через пересмотр эффективности госдоли в экономике Узбекистана и увеличения присутствия частного капитала.
Избранный сегодня официальным Ташкентом путь демократических реформ и выдвигаемые в его рамках  инициативы вызывают огромный интерес у мирового сообщества и уже признаны как «узбекская модель развития».
Для Кыргызстана важны развивающиеся процессы внутри сопредельных стран, и в этой связи проводимые реформы в целом в сфере экономики Узбекистана особенно привлекают внимание нашей страны, так как на сегодня между Кыргызстаном и Узбекистаном остается нереализованным колоссальный потенциал для ведения совместной работы по различным направлениям в рамках регионального сотрудничества и кооперации международных организаций. Наряду с этим остаются неразрешенными достаточное количество вопросов в отношениях двух государств.
На предстоящих выборах на пост президента, которые пройдут в воскресенье, 29 марта, баллотируются следующие кандидаты:  Акмаль Холматович Саидов — кандидат от демократической партии Узбекистана «Миллий Тикланиш», родился в 1958 году в Янгиюльском районе Ташкентской области; Наримон Маджитович Умаров — от социал-демократической партии Узбекистана «Адолат», родился в 1952 году в Ташкенте; Хотамжон Абдурахманович Кетмонов — от народно-демократической партии Узбекистана, родился в 1969 году в Балыкчинском районе Андижанской области;  и действующий Президент  Ислам Абдуганиевич Каримов. И. Каримов — член Академии наук Узбекистана, за большой вклад в развитие экономики, науки, образования он избран также почетным доктором ряда университетов. И. Каримов ведет трудовую деятельность на посту президента с 29 декабря 1991 года по настоящее время.
Предстоящие выборы вызывают большой интерес в первую очередь у соседних стран. И сегодня мы наблюдаем приверженность элиты Узбекистана поставленным целям вышеназванной концепции и ее успешного завершения. Эти выборы важны для Узбекистана в свете реализации мер по модернизации страны и обновлению политической системы на основе собственной «узбекской модели» развития.
Отметим, что на выборах в качестве  наблюдателей будут присутствовать и представители Кыргызстана.

Максат ИСАКОВ,
эксперт по международным отношениям. 

 






Добавить комментарий