Main Menu

Весенний день год кормит. Готовы ли фермеры Кыргызстана накормить Россию?

     После введения антироссийских санкций и ответного продовольственного эмбарго в отношении европейских стран в Кыргызстане оптимистично оценили перспективы дальнейшего развития сельского хозяйства и расширения рынка сбыта продовольственной продукции.

1     В декабре прошлого года российский глава минсельхоза Николай Федоров сказал, что в число альтернативных импортеров в первую очередь вошли члены Таможенного союза — Беларусь и Казахстан, а также присоединившиеся к интегральному экономическому объединению Армения и Кыргызстан.
С чем же наши дехкане и животноводы подошли к началу весенне-полевой кампании? Как решать проблему формирования крупных хозяйств, как определять сортность продукции? Что кыргызские крестьяне поставят на российский и казахский рынки осенью?
Об этом шла речь на очередном круглом столе, организованном в информагентстве «24 kg». Напомним читателям «СК»: нынешний год объявлен Президентом страны Алмазбеком Атамбаевым Годом укрепления национальной экономики, поэтому ежемесячно собираются вместе эксперты, промышленники, представители госучреждений, юристы, банкиры, производители и переработчики сельхозпродукции, чтобы обсудить актуальные злободневные проблемы, наметить точки роста, обратить внимание правительства на необходимость принятия первоочередных мер в обстановке всеобщего кризиса, непредсказуемости.
Модерировал круглый стол заслуженный экономист Кыргызстана профессор Джумакадыр Акенеев. В обсуждении готовности аграриев к весенне-полевым работам приняли участие заместитель министра сельского хозяйства и мелиорации Эркинбек Чодуев, начальник управления политики продовольственной безопасности и агромаркетинга при Минсельхозе Жумабек Асылбеков, заведующий отделом аграрной политики Кубат Оторов, глава объединения производителей и переработчиков мяса «Кыргыз эт» Ырысбек Абдрасулов, экс-министр сельского хозяйства Карыпбек Асанов. На встречу приехал фермер из Таласской долины Талип Назарбеков.
Он, в частности, сообщил, что бобовые культуры, которые он выращивает на своих 30 гектарах, приносят неплохую прибыль. В 2014 году на рынке за килограмм фасоли давали 50-70 сомов, ее себестоимость (вместе с арендой земельного участка) обходится в 25 сомов. Но вот беда — продать некому, удалось реализовать лишь 20% выращенного.
Т. Назарбеков обращается к правительству за помощью: сообщите адреса испытательных лабораторий, которые выдадут фермеру сертификаты соответствия. Т. Назарбеков уверен: россияне дадут достойную цену фасоли, скорей бы наступили майские деньки, когда откроются границы стран Таможенного союза. А еще он рекомендует выращивать бобовые не только в Таласской области, но и в Чуйской долине: там хорошие почвенно-климатические условия.

ОСЕНЬ ПОКАЖЕТ

     Как известно, прошлый год оказался засушливым, маловодным, поэтому и рост полеводческой продукции получился небольшой, всего 1-2%. Все надежды сельчане возлагают на 2015 год. Уже вышло постановление правительства об организации соответствующих штабов в южных и северных регионах республики, в документе четко обозначены действия чиновников, создающих условия для успешного весеннего сева, обеспечения фермеров семенами и соляркой по цене ниже рыночной.
По словам Эркинбека Чодуева, семян хватает: и пшеницы, и ячменя, и технических культур; заключен меморандум с нефтетрейдерами о поставках горючего, с соляркой обещали помочь в Газпроме. Заправить трактор, к примеру, в Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях можно на 2,5 сома дешевле рыночной стоимости ГСМ. Остается нерешенной проблема обеспечения полеводов минеральными удобрениями. Остатки прошлого года небольшие — 36 тысяч тонн, а потребность республики превышает 200 тысяч тонн. Предстоит договариваться с соседним Узбекистаном, есть схема поставок, нужно проследить, чтобы договоренность соблюдалась.
Еще одна нерешенная проблема — нехватка поливной воды. Участники круглого стола предложили упор делать на капельное орошение.

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ РЕФОРМЫ

     Экс-министр сельского хозяйства Карыпбек Асанов уверен: с мелкотоварным производством, объемы которого не устроят ни россиян, ни казахов, стыдно выходить на интегральные рынки. Необходимо продолжить начатые реформы на селе, они должны привести нас к эффективному собственнику земли, ускоренному развитию вторичного рынка земельных аукционов. Для этого надо пересмотреть прежде всего законодательство.
Так готовы ли кыргызские сельхозпроизводители накормить страны Таможенного союза? Предстоит расширить кооперацию, стимулировать объединение фермерских хозяйств внизу, а не сверху, приказным методом. Как известно, наши земледельцы не верят властям, не хотят объединять свои небольшие земельные наделы, и заставить частных собственников работать в коллективе никак не получается. Кубат      Оторов предложил взять пример с Южной Кореи. Там начали с изменения сознания сельчан, подтолкнув их таким образом к кооперированию.
Большинство участников круглого стола К. Оторова не поддержали: силовые методы в рыночной экономике не дадут положительных результатов. Правильнее стимулировать кооперативное движение финансами или другими бонусами, к примеру, выделять дополнительные площади для расширения бизнеса, предоставлять сельхозтехнику в лизинг.
— В каждой области через государственно-частное партнерство нужно создать кооперативы, причем государству следует взять на себя риски хотя бы на ближайшие 5 лет, — считает экс-министр сельского хозяйства Карыпбек Асанов. — Есть концепция кооперативного движения, документ находится на рассмотрении в правительстве. Это как раз то, что вытащит наше сельское хозяйство, двинет его вперед, поможет расширить сельхозпроизводство, применяя на полях современные аграрные технологии. Другого пути просто не существует, — уверен экс-министр аграрного ведомства.
Он посоветовал нынешнему руководству Минсельхоза идею эту продвигать настойчиво и целеустремленно, решать проблему на уровне Жогорку Кенеша, администрации Президента и правительства, ибо Министерство сельского хозяйства и мелиорации надлежащими полномочиями не обладает.

ГДЕ МЯСОКОМБИНАТЫ?

     Глава ассоциации производителей и переработчиков мяса Ырысбек Абдрасулов напомнил: в Кыргызстане совсем нет мясокомбинатов. Что, будем ходить по дворам, в которых 1-2 буренки? А где убойные цеха, отвечающие санитарным нормам Таможенного союза? Глава животноводческой ассоциации сообщил, что наша страна ежегодно официально имеет 200 тысяч тонн мяса в живом весе, да еще 80 тысяч тонн импортирует из Китая. Большинство туш бесконтрольно уходит в Казахстан и Узбекистан, переправляют мясные изделия и в российские регионы.
Количество контрабандного товара никто не считал. Наше экологически чистое, вкусное мясо продается по низким ценам — $7-8 за килограмм, в то время как на мировом рынке мясо не лучшего качества оценивается самое меньшее в $10. Кыргызскую говядину, по словам Ы. Абдрасулова, необходимо довести до такой кондиции, чтобы не продешевить, получить достойную цену. Еще лучше торговать мясными консервами, тушенкой.
Для этого нужно поставить на должный уровень ветеринарную службу, убойные цеха оснастить новым оборудованием. Реанимировать старые мясокомбинаты нет никакого смысла, сегодня можно выбрать и приобрести любые поточные линии в зависимости от размеров разделочного цеха.
Испытательные лаборатории предстоит дооснастить оборудованием, деньги уже выделила Российская Федерация. Раньше их у нас никогда не было. Сюда добавьте соответствующую инфраструктуру, логистические центры, терминалы, холодильные камеры. Все это должно находиться при аэропортах и железнодорожных вокзалах, то есть там, где будут востребованы.
— Нельзя забывать про маркетинг, упаковку, рекламу, на которую компании обычно тратят до 70% прибыли, — говорит специалист по маркетингу Минсельхоза Жумабек Асылбеков. — В каждой области должна быть животноводческая ассоциация.
Участники круглого стола не один раз вспоминали Советский Союз, когда на бойню гнали животных целыми отарами. Приводили в пример Российскую Федерацию: там 80% кредитов выдают полеводам из бюджета, а животноводческие комплексы строит государство. Оно же помогает сельчанам приобретать сельхозтехнику в рассрочку: причем первый год фермер ничего не платит, затем рассчитывается в течение нескольких лет, выручая деньги от продажи своего урожая. Поэтому российские аграрии только за три последних года вырастили на своих полях рекордный урожай зерна — более 100 миллионов тонн.
Сегодня трактор на нашем рынке тянет на $24 тысячи. Где взять такие деньги дехканину, если он работает в одиночку? Лишь 7% крупных хозяйств имеют свою технику, а остальным 93% приходится обходиться без «железных коней». К тому же льготные кредиты, субсидируемые кыргызским правительством, получают одни и те же люди. Разве справедливо?
Экс-министр сельского хозяйства К. Асанов говорит:
— В советские времена я работал председателем колхоза, наше коллективное хозяйство было высокорентабельное, колхоз слыл миллионером, ежегодно получали по 3,5 млн. рублей прибыли. А сегодня большинство айыл окмоту сидят на дотации из бюджета. Но ведь ресурсы никуда не делись, они остались, почему муниципалитеты не эффективно их используют? Куда делись предприимчивость, профессионализм сельских тружеников?
Джумакадыр Акенеев напомнил об общественном разделении труда: не худо бы его возродить, а то сегодня сельский труженик сам себе и агроном, и механик, и маркетолог, и ветеринар. В текущем году республика привлечет $45 млрд. инвестиций — огромная сумма, треть пойдет на реализацию масштабных проектов в сельском хозяйстве. Надо, чтобы эти средства не ушли в песок.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий