Main Menu

Первый соловей Кыргызстана

     На протяжении многих веков самобытная кыргызская песенная культура передавалась из  уст в уста акынами под сопровождение нашего исконно народного музыкального инструмента — комуза. Чтобы появилась профессиональная национальная музыка, надо было изрядно потрудиться. Лишь в 30-х годах прошлого столетия кыргызские певцы отважились петь в сопровождении оркестра. Самой первой вокалисткой отечественного музыкального искусства стала Анвар Куттубаева. В этом году отмечается 100 лет со дня ее рождения.

1     Будущая певица родилась в Пишпеке в семье богатого по тем временам человека — Кельдике Акмата Кудайбергенова. Рассказывают, что отец ее был довольно грамотен, владел русским языком, а главное — собрал вокруг себя передовую интеллигенцию и людей искусства. Его чайхану посещали знаменитые акыны, манасчы, ырчы, комузисты. Но репрессии его не пощадили: Кельдике был раскулачен и сослан на Украину. Осталась маленькая Анвар и без матери… Сиротство оставило глубокий след в душе девочки.
От природы она была очень артистична. Заметив ее способности, соседи и женотдел райкома помогли ей поступить во Фрунзенский педагогический техникум, где Анвар стала активно заниматься в драматическом кружке. В 1928 году она обратилась к директору новоиспеченного драматического театра с просьбой принять ее на работу. Так началась ее творческая деятельность. После успешной сдачи экзаменов ей доверили сыграть роль Насти в пьесе А. Островского «Не было ни гроша да вдруг алтын». Одно это уже говорило о том, что в тогдашней сфере театрального искусства республики появилось необычайное дарование. Не надо забывать, что это был конец двадцатых годов прошлого столетия. Кыргызская женщина — забитая, бесправная, безграмотная — и подумать не могла о том, чтобы стать актрисой. Анвар в этом деле стала революционеркой. Ее смелый поступок открыл дорогу кыргызкам и показал им путь к раскрепощению и выходу из рабства. Куттубаева стала одной из первых актрис того времени.
Следующей ее творческой удачей стал образ Карачач в одноименной драме Касымалы Джантошева. Девушка, разлученная с любимым, не желая выходить замуж за старика — волостного управителя, решительно выступает против унижения, стремясь к свободе и равенству. В сатирической комедии Р. Шукурбекова «Жапалак Жатпасов» Анвар сыграла роль комсомолки Айши.
2     Абдылас Малдыбаев в те годы был директором новой музыкальной школы и одновременно работал в театре. До 1935 года там играли исключительно драму. В труппе были певцы, поэты, импровизаторы, драматурги. Все они были очень талантливыми самородками, но не профессионалами. На основе их произведений созданы первые кыргызские драматические и оперные спектакли: «Кайгылуу какей» М. Токобаева, «Алым и Мария» К. Джантошева, «Бейит арасында» Р. Шукурбекова, «Кулийпа» К. Маликова и др. Одновременно перевели на кыргызский язык произведения А. Пушкина, У. Шекспира, А. Толстого, И. Тургенева, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Горького. Многие из них вошли в репертуар театра. Наряду с ними шли «Ревизор», «Горе от ума», «Мятеж», пьесы А. Островского. Главные женские роли были прочно закреплены за Анвар Куттубаевой. Развитие театрального искусства шло очень быстро. На злободневные темы того времени талантливые драматурги написали исторические произведения: Д. Боконбаев — «Алтын кыз», Дж. Турусбеков — «Ажал ордуна».
Но люди искусства задумывались и о музыке, расширении ее границ. Назревал вопрос  создания музыкального театра. Для выявления певческих голосов организовали командировку в Москву для записи народной музыки и исполнителей песен. Вокальные данные были обнаружены у Анвар Куттубаевой и Абдыласа Малдыбаева.
В 1936 году на базе драматического театра создали музыкально-драматический. Малдыбаев, Власов и Фере пишут музыку к драмам «Алтын кыз» и «Ажал ордуна». Как и в ранних постановках, Анвар была в них главной героиней. В «Алтын кыз» она создала незабываемый образ Чинар, которая терпит унижения от баев и кулаков. Зал застывал в оцепенении, на глазах зрителей наворачивались слезы, когда она пела кошок над телом матери. Премьера состоялась 12 мая 1937 года.
Сюжет муздрамы «Ажал ордуна» основан на событиях 1916 года. За мешок муки продали в Китае девушку Зулайку. Ее прощание с родителями все слушали с глубочайшим волнением, исполнение Анвар потрясало зрителей глубиной. Песня настолько проникновенна, что ее и в наши дни поют на похоронах.
Куттубаева обладала несильным, но нежным, с красивым тембром голосом. Природный талант актрисы придавал ее героиням обаяние и лиризм, которые помогли рождению образов многострадальной Чинар и застенчивой Зулайки. Создавалось впечатление, что эти роли были написаны именно для нее. Правительство достойно оценило труд А. Куттубаевой и присвоило ей звание заслуженной артистки Киргизской ССР.
Театр постепенно разрастался, его коллектив пополнялся талантливыми артистами с хорошими голосами. Русские композиторы В. Власов, В. Фере и опытный художественный руководитель, дирижер В. Целиковский вместе с нашим композитором-мелодистом Абдыласом Малдыбаевым, писателями-либреттистами Д. Боконбаевым, Дж. Турусбековым и К. Маликовым начали работать над созданием первой кыргызской оперы «Айчурек» на сюжет одного из эпизодов эпоса «Манас». Этот период в истории кыргызского искусства можно считать временем рождения отечественной классической музыки. Впервые «Айчурек» была показана 12 апреля 1939 года — эта дата отмечается как день рождения кыргызской оперы.
Во второй половине тридцатых годов прошлого века прошли декады республик Средней Азии, где были показаны достижения в области литературы и искусства. I Декада киргизского искусства в Москве открылась 26 мая 1939 года. Кроме оперы «Айчурек», были представлены «Алтын кыз», «Ажал ордуна», а также большой заключительный концерт лучших артистов: комузистов, импровизаторов, ырчы, танцоров и т.д. Анвар Куттубаева была одной из главных фигур декады. В музыкальных драмах она играла главные роли, а в «Айчурек»  — Калыйман, сестренку Айчурек. Партнером ее был Абдылас Малдыбаев — Кюльчоро. За плечами Анвар уже был определенный сценический и актерский опыт, и она успешно справилась с ролью.
Участники декады рассказывали, что московская публика восторженно принимала игру дуэта. Анвар затмила главных исполнителей. Московский музыковед В. Городинский в «Комсомольской правде» от 27 мая 1939 года писал: «Из числа исполнителей мы на первое место должны поставить заслуженную артистку Киргизской ССР А. Куттубаеву, исполнявшую партию Калыйман. Она пела и чудесно играла, живо напоминая нам «казахского соловья» Куляш Байсеитову. Мы не ошибемся, если поставим ее по силе и характеру дарования в один ряд с Куляш Байсеитовой и Халимой Насыровой». То есть Анвар посчитали равной примадоннам казахского и узбекского оперных театров. Это было высшей оценкой ее дарования.
Москва талантливую актрису по итогам декады наградила орденом Ленина, а правительство республики присвоило ей звание народной артистки Киргизской ССР. Из ведущих артистов на I Декаде киргизского искусства самые высокие похвалы и симпатии зрителей получили она и, конечно, Абдылас Малдыбаев.
Октябрьская революция дала толчок развитию театрального и музыкального искусства в республиках. Куляш Байсеитова и Анвар Куттубаева не обладали сильными голосами. У них было приятное лирико-колоратурное сопрано. Эти певицы консерваторий не оканчивали, были самородками и достигли высот исключительно благодаря природному таланту  и труду. Вокальные данные этих актрис и условия развития их творчества находились на одинаковом уровне. Их голоса не позволяли петь сложные партии, тем не менее они первыми приоткрыли завесу и перевернули первый листочек зарождавшегося оперного искусства, первыми донесли до зрителя самобытную культуру своих народов.
Декада вдохновила Анвар, под впечатлением от успеха она с большим воодушевлением продолжила работу. В 1939 году театр приступил к постановке азербайджанской музыкальной комедии «Аршин мал алан». Роль Асии исполняла Анвар. Ее героиня была этакой игривой душечкой, егозой. Творческие коллективы страны тогда обменивались спектаклями и концертными программами. Кроме комедии «Аршин мал алан», любимым спектаклем кыргызского зрителя стала казахская опера «Кыз Жибек». Партию Жибек тоже исполняла Анвар Куттубаева. Это была ее коронная роль. Затем последовало создание образов Чолпон в опере «Кокул» и Шайыр в «Патриотах», поставленной в конце 1941 года. Коллектив театра отмечал, что красавица Анвар имеет огромный успех, а Власов и Фере носят ее на руках.
В годы Великой Отечественной войны театры страны развернули активную шефскую работу по обслуживанию фронтов. Мастера кыргызского искусства создали семь концертных бригад, которые выезжали в воинские части Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов. Руководителем одной из них была А. Куттубаева. Бригада обслуживала воинские части Брянского фронта, которым командовал Константин Рокоссовский. Талант и обаяние Анвар не прошли мимо внимания маршала. Между ними установились теплые дружеские отношения, которые в виде переписки продолжались и после, в мирное время.
…За плечами у Куттубаевой уже были годы войны и напряженного труда. Оперный театр расширялся, пришли молодые   кадры. Коллектив также обогатился эвакуированными музыкантами, артистами, пожелавшими остаться в Киргизии на постоянную работу после войны. Анвар пригласили ведущей солисткой в Киргизскую филармонию. Специально для нее создали ансамбль песни и пляски. В ее репертуар входили русские, кыргызские, китайские, узбекские, украинские, румынские и другие песни. Она исполняла их на высоком музыкальном уровне, сохраняя   своеобразие и национальный колорит. С этим ансамблем Анвар гастролировала не только по СССР, но и в демократических странах. Концерты всегда проходили на бис.
Стаж певицы был уже почти 30 лет, систематические гастроли становились не под силу. В 1952 году А. Куттубаева перешла в Киргизский государственный театр драмы, где также создала ряд незабываемых образов: в пьесе Т. Абдумомунова «Дочь Атабека» она раскрыла своеобразный характер городской женщины Калбубу, а в эпической драме К. Джантошева «Курманбек» — образ бесстрашной девушки Гулай.      В пьесе К. Маликова Анвар через сатиру показала образ распутницы Кудайсокконовой. Работой в драмтеатре закончилась трудовая деятельность Анвар Куттубаевой, отсюда она ушла на пенсию.
…В Казахстане у любого можно спросить, кто такая Куляш Байсеитова. Ответ последует незамедлительно: «Первый соловей Казастана». Два года назад казахстанская общественность широко отмечала 100 лет со дня рождения своей национальной гордости. Целую неделю по телевидению и в печати освещали ее творческий путь. Алматинская консерватория носит ее имя, а к юбилею певицы соотечественники увековечили ее память, установив памятник на одной из центральных улиц Алматы.
Нашу же Анвар, кроме людей искусства ее времени, никто не знает. А ведь с нее начинался национальный театр. Слово «первая» применимо более всего к Куттубаевой: первая ведущая актриса первого кыргызского театра; первая солистка и певица; первая женщина, награжденная орденом Ленина; первая, кто был удостоен высокого звания народной артистки Киргизской ССР. Если скажем, что начало оперному искусству в Кыргызстане дали А. Малдыбаев и А. Куттубаева, мы не погрешим против истины. До глубины души обидно, что такая личность забыта. Очевидно, виной тому некомпетентность и непрофессионализм людей, стоящих у руля культуры и искусства.
Кыргызская земля богата славными героями, знаменитыми учеными, талантливыми руководителями, писателями, композиторами, художниками, артистами и т.д. И одной из них была Анвар. Такие люди оставили нам огромное наследие — моральную основу нашей жизни. Наш долг — помнить о них.
Надо обратить внимание на место захоронения Анвар Куттубаевой и найти возможность увековечить память о талантливой и любимой народом актрисе.

Салия САДЫКОВА,
пенсионерка.






Добавить комментарий