Main Menu

Дорога реформ не бывает легкой

     У многих из нас есть привычка  в  конце года подводить итоги пройденного пути и собранной коллекции успехов и неудач, чтобы  с надеждой  с первого рабочего понедельника января «начать новую жизнь». Наше правительство в этом отношении поступает так же,  как простые граждане страны.  Воспользовавшись относительной передышкой, связанной с чередой праздников, оно позволило себе оглянуться назад и подвести итоги канувшего в прошлое 2014 года. 

     Как пример —  итоговая пресс-конференция премьер-министра Джоомарта  Оторбаева, на которой реализацию «дорожной карты» по реформированию государственного сектора глава кабмина обозначил как одно из важнейших достижений. А почему? Ведь Джоомарту Кайыповичу можно возразить, напомнив о  вступлении страны в Таможенный союз, ну и о других событиях, если покопаться в памяти.
— В первую очередь нам нужно навести порядок у себя дома, провести реформы, повышающие эффективность работы госорганов, — заявил глава правительства на той памятной встрече со СМИ.
И эта ключевая  фраза все поставила на свои места. Действительно,  когда нет  порядка ни в головах, ни в кабинетах, то  как достигать хороших результатов в экономике, социальной сфере, во внешней политике, строить грандиозные планы на будущее? С этим тезисом вряд ли поспоришь.
По словам разработчиков «дорожной карты», в ней определены главные приоритеты государственной реформы на ближайшие годы, на которых правительство собирается сосредоточить основные усилия и скудные ресурсы государственных органов. Ведь на самом деле за годы самостоятельности эксперты по заказу власти наплодили десятки отраслевых и национальных программ, в которых прописаны меры по оптимизации государственной машины.
Но они не срабатывали по ряду объективных и субъективных причин, заставляя общество из года в год поднимать вопрос о необходимости реформирования госсектора. А не срабатывали потому, что не хватало денег, кадров, появилась текучка и инертность, из-за отсутствия желания и политической воли руководителей. С такой видимостью реформ  — только на словах и бумаге — нужно было заканчивать. Вот правительство  Джоомарта Оторбаева наконец-то  и решило поставить крест на формализме, приняв Распоряжение правительства № 167-р от 20 мая 2014 года. Не случайно  исполнение всех задач «дорожной карты» премьер-министр взял под свой личный контроль. Надо полагать,  во избежание повторения печального опыта прошлых  лет.
     Итак, по итогам реализации первого этапа, завершившегося  в конце декабря 2014 года,  из 66 мероприятий, включенных в  «дорожную карту», выполнены все 28 краткосрочных мер,  приняты 18 нормативно-правовых актов. Напомним, стратегические компоненты нынешних реформ госсектора затронули такие сферы, как борьба с коррупцией, создание справедливой судебной системы, эффективное управление государственными финансами, повышение уровня госслужащих и предоставляемых обществу государственных услуг, а также реформирование секторов экономики с высоким уровнем государственного участия энергетики и горнодобывающей отрасли.
    Конечно, рассказать обо всех в одной статье не получится. Остановимся на тех, о которых чаще и охотнее всего говорили эксперты, бизнесмены, представители гражданского общества.
Одними из главных достижений, по мнению эксперта в области госзакупок Султана Майрамбекова, стали создание  Минфином специального электронного портала и перевод госзакупок на электронный формат. Как известно, госзакупки всегда носили закрытый характер. Комиссии, куда входили, помимо чиновников, представители некоммерческих организаций и СМИ,  слухов и подозрений относительно чистоты сделок не снимали.
Только свободный  доступ на торговую площадку не только заинтересованных лиц, но и всех желающих, открытость и прозрачность торгов  могли  вывести из тени серые корруппционные схемы в этой сфере.
— Появление  портала  заметно облегчило работу  закупающих организаций и поставщиков услуг.  Много полезной информации можно почерпнуть из разделов и рубрик сайта, —  высказал свою точку зрения С. Майрамбеков, —  но в то же время Минфину не стоит почивать на лаврах, так как  портал требует дальнейшего  совершенствования. Есть проблемы с доступом к Интернету, это  задерживает проведение всех процедур в срок, их испытывают многие муниципалитеты республики.  К тому же не хватает   нужных специалистов по работе с порталом.  Сотрудники  айыл-окмоту вынуждены ехать в райцентр и просить работников  интернет-кафе зайти  на минфиновский портал и провести необходимую операцию.
Эксперт посетовал  на то, что связаться муниципалитетам с IT-специалистами для получения консультаций довольно трудно.  Есть претензии и  у поставщиков на работу портала.
Все эти издержки объяснимы.  Реформы никогда не бывают легкими. Так, например, считает  эксперт по юридическим вопросам Нурдин Кумушбеков.
     — Зато Портал государственных закупок позволяет любому гражданину получать информацию о проводимых  конкурсах, новости о закупаемых товарах, работах и услугах для участия в торгах. Например, потенциальные участники закупок могут получать с портала нужные документы, уведомления о проводимых тендерах в соответствующей сфере деятельности на личный электронный почтовый ящик, а также следить за ходом проведения торгов. Можно найти планы госзакупок на очередной финансовый год и отчеты о результатах процедур, копии протоколов вскрытия заявок и другую важную  для бизнеса информацию.
     Очень нужным и важным многие  эксперты посчитали и появление Закона «О государственных и муниципальных услугах». По убеждению  главы Института политики развития Надежды Добрецовой, в этом вопросе сделан большой шаг вперед.
     — Введение реестра и стандартов упорядочит взаимоотношения гражданина как заказчика и государства как исполнителя заказа на предоставление услуг. Можно ожидать, что в течение относительно короткого времени вырастет качество услуг и усилится защита прав гражданина — их потребителя, — высказалась она по существующим проблемам. — Этому поспособствует стандартизация, но при этом одновременно нужно предпринимать усилия по становлению институтов контроля и защиты прав, но в целом, повторюсь, шаг, и большой шаг, вперед сделан.
     Однако Надежда Николаевна не говорила столь оптимистично в отношении муниципальных услуг, считая, что услуги, которые в результате вошли в реестр, и услугами-то назвать трудно. «В обывательском понимании муниципальные услуги — это коммуналка: вода, дороги, мусор и так далее. Но все эти вопросы в реестр не попали! В него вошли информационно-справочные услуги, земельные вопросы и кладбища, которые и услугами назвать трудно, скорее, это гражданско-правовые отношения».
     С ней согласны не только эксперты общественных организаций, но и органы МСУ. То, что в реестре не нашлось места для коммунальной сферы, опасаются они, может привести к тому, что не будет стандартов, контроля и защиты прав в полной мере.
     Большим прорывом можно считать по праву и  начавшееся в обществе обсуждение выравнивания статусов чиновников и муниципальных служащих.  Соответствующий законопроект вызывает бурные дискуссии, но ни у кого не возникает сомнения в необходимости  установления справедливости.  Ибо все понимают, что от этого зависит дальнейшее развитие государственного и муниципального управления.
     Долгие годы работа в региональных структурах считалась менее престижной, чем в областном центре или столице. В результате на самых низовых уровнях управления возник кадровый голод. Особенно молодежь не хотела оставаться на малой родине, не видя перспектив карьерного роста и материальных стимулов.
     «Обсуждение этой острой проблемы заставило вновь обратить пристальное внимание на подготовку и переподготовку госслужащих, профессиональный уровень которых из года в год все ниже и ниже. То, что по инициативе правительства, доноров, НПО, вузов  вновь стали организовывать курсы и семинары по повышению квалификации, вселяет надежду, что регионы получат достойные кадры управленцев», — считает эксперт Кумушбеков, который сам является организатором и тренером курсов  для муниципальных служащих.
     Одним из важнейших компонентов «дорожной карты», безусловно,  является антикоррупционная реформа. Мероприятий и усилий по мобилизации всех слоев общества на борьбу с этим злом было много. Однако они только еще больше подхлестнули споры о том, стало ли коррупции меньше?
     Вряд ли сократилось количество жалоб на фискальные и правоохранительные органы, судей, чиновников. Но то, что выявлены и обнародованы коррупционные схемы практически во всех министерствах,  ведомствах и даже в некогда закрытых силовых структурах, говорит о многом. Это шаг вперед, такой открытости могут позавидовать многие страны. Теперь задача — их искоренить.
     — За два года удалось достичь скромных результатов. Света в конце тоннеля еще не видно. Однако появились скромные ростки, которые вселяют надежду, что всем миром удастся разрубить щупальца гигантского спрута, — подытожила итоги начавшихся реформ глава Антикоррупционного делового совета Нурипа Муканова.
     У многих сложилось мнение, что на коррупционные и другие противозаконные действия людей  толкает мизерная зарплата.  Особенно в тех сферах, где принимаются судьбоносные решения. Чтобы сократить предпосылки для злоупотреблений и создать условия для привлечения в судебную отрасль квалифицированных кадров, правительство утвердило Программу развития судебной системы на 2014-2017 годы, предусматривающую двукратное увеличение финансирования.
     От 40 до 140 процентов  выросли зарплаты судей и судебных работников. Причем наибольшее повышение коснулось именно рядовых сотрудников. Это решение правительства в условиях постоянного дефицита бюджета говорит о высокой степени заинтересованности власти в справедливом и независимом правосудии и о приоритетности политики реформ в судебно-правовой системе.
     Не меньше жалоб поступает и на чиновников. И не только на их грубость, низкий профессиональный уровень, но и на откровенное вымогательство.  А виной тому — маленькая зарплата,  отмечают исследователи и аналитики. Поднять всем госслужащим вознаграждение за труд, как это  сделали  работникам судов, нереально. В казне нет таких денег.     Поэтому правительство разрешило руководителям государственных органов и органов местного самоуправления направлять сэкономленные в течение года средства из фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты своим сотрудникам и обслуживающему персоналу за высокие и качественные результаты труда, проявление профессиональной и творческой инициативы. Только на основании четких критериев, с помощью которых можно оценить достижения. Руководители госорганов получили возможность за счет сокращения персонала увеличивать зарплату наиболее ценным работникам и привлекать более квалифицированные кадры на службу.
     Эксперты, которые анализировали реализацию первого этапа реформ в государственного управлении,  отметили изменения в  процедуре подачи декларации, обязывающие чиновников раскрывать не только свои доходы, но и расходы, а также доходы и расходы своих родственников. Таким образом, ликвидирована возможность схитрить и переписать все добро на тещу, сестру, брата и т.д., чем раньше пользовались многие чиновники.

За изменениями в нашей стране внимательно следят и многие международные организации, финансовые институты и фонды. Так, Всемирный банк, АБР, ЮСАИД  положительно отзываются о масштабах и темпах реформ в энергетике, где появился независимый орган по регулированию топливно-энергетического комплекса и  расчетный центр. По мнению экспертов, они позволили обеспечить прозрачность и деполитизацию при утверждении тарифов на электрическую, тепловую энергию, природный газ, прозрачные и четкие механизмы взаиморасчетов между энергетическими компаниями, а также сбор и обработку информации автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), подготовку энергетических балансов, расчетов и распределения потерь.

     В результате данных действий уровень потерь в распределительных компаниях удалось снизить до исторического минимума —  16,5%, обеспечить бесперебойное снабжение потребителей электрической энергией и теплом, несмотря на установившееся  маловодье.
     И в заключение. Как есть привычка у людей начинать «другую жизнь» с нового года, так и есть неистребимое желание у публики критиковать исполнительную власть, не вдаваясь особо — за дело или по привычке. И нынешний состав правительства, едва получив полномочия,  сразу оказался мишенью для обструкции.  И тем не менее, как видим, сделано немало. По крайней мере правительство не топталось на месте, создавая видимость реформ. Вот бы еще темпов прибавить! Тяжело и медленно реагирует бюрократия на сигналы работать по-новому и главное эффективно. А людям хочется ощутить перемены сегодня, и чтоб завтра и через год они продолжились, делая всех богаче.

Ариадна МАЛАБАЕВА, журналист.

Статья написана при содействии
отдела информационного обеспечения
аппарата правительства КР.

 






Добавить комментарий