Main Menu

Переплетение истории двух стран Кыргызстан и Россия связаны на века

     Ученые-историки, эксперты из России и Кыргызстана обсудили за круглым столом памятные вехи общей истории двух братских народов.

1     Открывая мероприятие, ректор КГУ им. И. Арабаева профессор Толобек Абдырахманов заявил, что многие кыргызстанцы понимают, что будущее в XXI веке связано с Россией. «Идея евразийства воспета еще в стихах Александра Блока, а в дальнейшем продолжена историками, политиками. Наши предки интуитивно понимали, что будущее республики тесно связано с Россией, когда впервые прокладывали дорогу к сотрудничеству. Сегодня каждый должен внести свою лепту в развитие этих взаимоотношений, в частности, политики, различные организации, фонды и, конечно, вузы», — подчеркнул он.
Представитель управления образования мэрии Бишкека Чынара Бактыгулова в речи отметила, что кыргызско-российские отношения имеют давнюю история — более 250 лет. Однако сегодня они переходят на новый, более качественный уровень  развития стратегического партнерства во всех областях: в военно-техническом, торгово-инвестиционном, экономическом, политическом и образовательном планах. Эксперт убеждена, что присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу поспособствует решению всех тех задач, которые стоят перед республикой.
Затронула специалист и проблему сокращения часов преподавания истории в школах. В советский период предмет дети изучали по пять часов в неделю. Затем их урезали до двух, а теперь до одного часа. Поэтому не стоит удивляться тому, что молодежь намного меньше знает про Вторую мировую войну, кто и где командовал, про этапы, названия городов-героев и т.д. По словам Чынары Бактыгуловой, программы издают почти каждый год для школ как с кыргызским, так и с русским языком  обучения. Однако учебников для последних у нас в Кыргызстане практически нет. Кроме этого, в стране не изготавливают тематические карты, поэтому учителям приходится покупать их на рынках, а они зачастую неточные. «Возможно, надо восстановить старые учебники, которые были в Советском Союзе. Ведь мировая история неизменна и история нашей родины — это ее часть. Если из преподавания выпадают Российская империя, Россия и Советский Союз, то и история Кыргызстана получается неполной. Кроме этого, стоит увеличить количество часов, отводимых на предмет. Это может быть курс или факультативов сверх учебного плана. Также нужны учебники, методические пособия для учителей, рабочие тетради для учащихся — все то, что называется учебно-методическим комплексом. Без них невозможно представить преподавание истории в школе», — заявила специалист.
2     По мнению президента Центра перспективных исследований Сергея Масаулова, на историю можно смотреть с трех позиций. Эту идею выдвинул еще Лев Гумилев. «К примеру, суслик,  который стоит возле своей норки и осматривается вокруг, видит один мир. Всадник, скачущий по степи, — другой. А орел,  пролетающий над долиной, — третий. В итоге есть три взгляда, а значит, и три совершенно разные истории. К примеру, недавно я принимал участие в ряде конференций на Украине и столкнулся с людьми, которые фактически знают совершенно другую историю. Так, один человек с полной уверенностью говорил о том, что Украине 40 тыс. лет, при этом он ссылался на работы академиков и ученых. Другая часть граждан там утверждает, что республика как таковая появилась в 1701 году с казачьей конституции. И, наконец,  есть третий тип людей, которые сейчас борются за восстановление целостности страны. Они говорят, что Украина, конечно, древнее государство и в нем проживало много народов, но история современной Украины началась с 1991 года. Поэтому очень важно смотреть, в какой контекст вписана история страны, в большой или малый. В этом плане Кыргызстану повезло, ведь развитие и становление этого государства во всех учебниках идут совместно с другими странами и народами.
Принято считать, что история изучает прошлое, но на самом деле она учит будущему, ведь знания проектируют дальнейшую жизнь страны, человека. Хочу отметить тот факт, что в тех республиках, где детям в младших классах не рассказывают об истории отечества, произошла катастрофа. Так случилось в Украине, Молдове, Таджикистане. Таким образом, получается, что рассказы в начальной школе есть основа формирования гражданственности», — подчеркнул Сергей Масаулов.
В ходе круглого стола эксперты, основываясь на фактах и документах, обсудили положительные моменты исторического процесса присоединения Кыргызстана к России: развитие образования, науки, промышленности, сельского хозяйства, культуры, здравоохранения. По итогам заседания принята резолюция, которая направлена на сохранение и изучение нашей общей истории. В частности, специалисты предложили министерствам образования и науки двух республик создать учебник по истории кыргызско-российских взаимоотношений для общеобразовательных школ, вузов, чтобы сформировать единую мировоззренческую позицию, основанную на исторических фактах, документах и не позволяющую заниматься ее фальсификацией в угоду чьим-то интересам. Также предложено рассмотреть возможность привлечения ученых из ведущих российских университетов для чтения лекций по истории России, кыргызско-российских взаимоотношений для учителей и  студентов вузов — будущих историков, для чего на межгосударственном уровне необходимо решить вопрос по доступу к архивам, в том числе формируемым сегодня электронным.
Участники круглого стола особо подчеркнули, что мероприятие проходит накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, и предложили провести единый урок Победы в школах республики накануне святого для всех нас праздника. А руководство КГУ им. И. Арабаева и ОГПУ им. А. Мирсабекова сообщило, что подготовят к этому уроку своих студентов — будущих историков, которые проведут его вместе с преподавателями в школах Бишкека и Оша, и пригласили присоединиться к этой инициативе другие вузы республики, занимающиеся подготовкой педагогических работников.
После конференции ученые-историки из России и Кыргызстана выступили со специально подготовленными лекциями перед студентами КГУ им. И. Арабаева, а также приняли участие в семинаре для учителей истории общеобразовательных школ, который организовали ОФ «Единство» и Управление образования мэрии Бишкека.
Кандидат исторических наук Алексей Палин (г. Кемерово, Российская Федерация), выступая перед студентами, подчеркнул: «…Сохранение нашей истории в высшей степени приоритетно для наших стран, братских народов, оно послужит воспитанию молодежи, уважительному отношению к общей истории, памятникам культуры, традициям и общим для нас идеалам».
Управление образования мэрии Бишкека в ходе семинара для учителей общеобразовательных школ подготовило фрагменты открытых уроков, на которых лучшие преподаватели истории представили методику обучения предмету на фактах из истории кыргызско-российских взаимоотношений. Особенно волнительным стало костюмированное театрализованное представление «Кыргызско-российские отношения: история и современность», подготовленное учащимися школы-гимназии №12 Бишкека. Со сцены прозвучали фразы из уст Атаке-Бия, Курманджан датки и Екатерины II о кыргызско-российской дружбе. А эпиграфом стали слова великого писателя Чингиза Айтматова: «Тюрко-славянская единая жизнь является питательной средой для двух ветвей народа — кыргызского и русского. Дух, корень у них едины. Не надо корни разрывать».

Ирина КОВШОВА.

 






Добавить комментарий