Main Menu

ИЗГИБ ГИТАРЫ ТОНКИЙ…

     Даниал Мукашевич Назарматов — основатель школы классического гитарного искусства Кыргызстана, которое он неустанно пропагандировал в течение всей своей жизни. Под его началом в республике провели первые конкурсы и концерты классической гитары. 

2     В 1988-м Назарматова пригласили в жюри Всесоюзного конкурса мастеров классической гитары в Москву, а на следующий год он уже организовал первый фестиваль гитарной классики в республике. Сегодня курс гитары преподается в вузах, средних специальных учебных заведениях и музыкальных школах всей страны, и с полным правом можно сказать, что давняя мечта Даниала Назарматова, 75-летие со дня рождения которого отмечает музыкальная общественность Кыргызстана, осуществилась.
Он ушел от нас восемь лет назад, но остался в памяти, сердцах и мыслях. Писать об ушедшем человеке всегда трудно, вдвойне, когда он очень близок и дорог, как    отец. Я постараюсь рассказать то, что будет интересно читателю. Необычное имя моему отцу дала бабушка Тукумбай, которая была образованной женщиной и читала много зарубежной литературы. Она и нарекла отца красивым именем Даниал.  Он, выросший в нарынской глубинке на просторах тянь-шаньских джайлоо, с малых лет  впитал любовь к родной земле, уже в детские годы хорошо владел комузом. Но однажды неподалеку от их семейной юрты поставили палатки геологи, работавшие в горах. Вечерами они собирались у костра и пели задушевные песни под гитару. Даниал все вечера пропадал у них. Затаив дыхание, он слушал всех исполнителей, пока геологи не уходили на покой. Геологи его, конечно же, заметили и, уезжая, подарили благодарному слушателю струнную красавицу. С тех памятных вечеров у костра мальчик  влюбился в инструмент, определивший его профессиональную судьбу.
1     В 1949 году Даниал приехал во Фрунзе и начал искать возможность учиться игре на гитаре профессионально. Первые уроки он получил у известных в столице гитаристов братьев Гусевых, затем его учителем становится Михаил Матус, игравший в оркестре ресторана «Киргизия». И вот в столицу на гастроли прибыл корифей мирового гитарного искусства Александр Михайлович Иванов-Крамской. Друзья вытолкнули упиравшегося Даниала за кулисы и упросили маэстро послушать игру юноши. Он сыграл вальс самого Иванова-Крамского и пьесу М. Джулиани. Послушав игру, великий музыкант сказал, что Даниал мог бы получить образование у него в Москве, в училище при консерватории. Домой мальчишка летел на крыльях, твердо решив ехать в Белокаменную. Решение было во многом судьбоносным, ведь в Москве отец встретил любовь всей своей жизни — мою маму Саадат Кулатову.
В годы его учебы в газете «Московская правда» была опубликована заметка «Юноша из Тянь-Шаня», где отмечались музыкальные способности Даниала. Иванов-Крамской сумел разглядеть дар своего ученика и открыть перед ним мир шестиструнной гитары. Отец всегда с особым теплом вспоминал своего педагога, который стал для него не только великим Учителем, но и большим другом и называл Назарматова первым кыргызским гитаристом.
По возвращении в родные края Даниал Мукашевич решил открыть класс гитары в музыкальном училище имени М. Куренкеева. Его инициативу поддержала министр культуры Кулийпа Кондучалова.
В 1968 году Назарматов становится первым педагогом по классу гитары и параллельно получает образование на композиторско-теоретическом отделении Института искусств имени Б. Бейшеналиевой. Одновременно музыкант начинает активно концертировать в стране и за  рубежом. В составе бригад мастеров искусств он выезжает на гастроли в Венгрию, Швецию, Данию, другие страны. Назарматов успешно выступал с Б. Минжилкиевым, К. Сартбаевой, С. Бекмуратовой и другими известными вокалистами. Однако больше играл на гитаре для души, с трепетом относился к ученикам, которым стремился передать все, что умел сам. Даже будучи директором Национальной филармонии имени Т. Сатылганова, депутатом «легендарного» парламента, министром культуры, директором театра оперы и балета, и даже на пенсии, он давал уроки игры студентам, продолжая любимую  преподавательскую деятельность.
3     В творчестве Даниала Назарматова в первую очередь отразилась его искренняя любовь к родине. Впервые в истории национальной инструменталистики начали обрабатываться и перекладываться для классической гитары кыргызские кюу. В Таласе он услышал игру знаменитого комузиста Бейшеке Жандарова, виртуозно исполнявшего знаменитый «Кокой кести», и ему захотелось сыграть это произведение на гитаре. Назарматов обработал очень много народных песен и мелодий, открывая новые грани и возможности любимого инструмента. И зазвучали на гитаре всенародные мелодии и песни К. Орозова, Т. Сатылганова, И. Туманова, М. Куренкеева, А. Кыдырназарова.
Творчество Даниала Мукашевича также включает пьесы и фантазии на кыргызские темы. Он является и автором сборника «Школа игры на гитаре» на родном языке, который вышел в 2002 году.
Огромное влияние на него оказала дружба с прославленными мастерами искусств республики — К. Молдобасановым, Н. Давлесовым, А. Джумахматовым, С. Чокморовым, У. Сарбагишевым, Б. Минжилкиевым,  Т. Океевым, Ч. Базарбаевым, выдающимися музыкантами — Т. Тыныбековым, Э. Турсуналиевым, З. Усенбаевым, С. Токтахуновой, Ч. Исабаевым. С последним они создали фольклорно-этнографический ансамбль «Камбаркан». На почетном месте в нашем доме висит картина С. Чокморова «Юрта в горах» с надписью автора.
Даниал Назарматов был также замечательным организатором,  страстно болел за развитие культуры в республике.  Во время  руководства Национальной филармонией он постоянно приглашал на гастроли  известных исполнителей классической и современной музыки, а также коллективы Большого театра СССР или МХАТа, популярных артистов разговорного жанра Е. Петросяна и Г. Хазанова. Он был среди основателей международного фестиваля искусств «Весна Ала-Тоо».
Каждое лето отец выезжал в регионы и искал таланты. Известную певицу Саламат Садыкову он нашел в Таласе, а популярного юмориста Алыкула Джаныбекова услышал в Токтогуле. Он пригласил в филармонию талантливых музыкантов Нурака Абдрахманова и Малика Аликеева. При непосредственном участии Назарматова создана фольклорно-эстрадная группа «Энесай», руководителем которой является народный артист республики Курмангазы Азыкбаев.
В 1991 году Даниала Мукашевича назначили министром культуры независимого Кыргызстана. Это было нелегкое время для развивающейся страны, а для отечественной культуры — сложный этап ее развития. При активном участии Назарматова подготовлены постановление Верховного Совета республики «О туризме», законы «О культуре», «О праздновании Нооруза». По инициативе отца, за которую его не раз критиковали, в стране была создана Национальная консерватория имени К. Молдобасанова. Активную деятельность он принимал и в становлении ТЮРКСОЙ, основной задачей которой является развитие и укрепление связей между тюркоязычными государствами.
Когда случилась страшная авария в Чернобыле, он вместе с коллегами по СНГ участвовал в знаменитом концерте министров культуры, средства от которого пошли в Фонд Чернобыля. А состав его был поистине звездным: Николай Губенко и Даниал Назарматов блестяще играли на гитарах, таджикский министр Г. Сафиева прекрасно читала стихи, министр из Молдовы с подлинным юмором рассказывал актерские байки, а Юрий Соломин  (российский министр) великолепно читал драматические монологи.
Мой рассказ будет неполным, если я не расскажу о личных качествах отца. Он трепетно относился к друзьям, был очень гостеприимным человеком. Дома постоянно жили студенты из сел; все родные и знакомые, приезжавшие в столицу, обязательно останавливались у нас. Отец любил свою землю и горы Тянь-Шаня, каждое лето увозил семью высоко на джайлоо. Сейчас я удивляюсь, как он умудрялся проезжать по крутым перевалам на маленькой легковушке. Там мы ставили юрту и иногда жили целый месяц. Бескрайние горы, величественные ели, звезды, как яблоки, и кристальный воздух. Отец катал нас на лошадях, мы купались в горной речке, собирали невиданные цветы и каждый вечер у костра слушали мелодии отцовской гитары. Папина любовь к маме стала для меня эталоном отношения к женщине. Возвел ее на пьедестал, она была для него самой красивой, доброй, лучшей! Только такие эпитеты он использовал в обращении к ней!
Даниал Мукашевич Назарматов прожил достойную и счастливую жизнь. На любом посту он не сидел спокойно в руководящем кресле, а горел, всецело отдаваясь делу, стараясь всегда внедрить новое, что-то улучшить и подарить людям духовный праздник. Он был добрым, светлым и порядочным человеком, но слишком рано покинул этот мир. Нам его очень не хватает, и помнить, любить его мы будем, пока сами дышим, как и многие, кому довелось знать отца и трудиться рядом с ним на благо родного Кыргызстана.

Джамиля НАЗАРМАТОВА.
Фото из личного архива
семьи Назарматовых.
(США, Сан-Франциско). 






Добавить комментарий