Main Menu

Подарите любовь «солнечным» детям

     В Бишкеке действует детский сад, куда вместе с обычными детьми ходят ребятишки с синдромом Дауна. Это первое дошкольное учреждение в столице, где занимаются с достаточно большой группой таких малышей, состоит она из восьми человек.

61     О внедрении у нас инклюзивного образования последние годы говорится достаточно много. Проводятся круглые столы, семинары. Государство словно осторожно примеряется к этой новой образовательной модели. Сразу вспоминается, как лет 10-15 назад  в республике появились первые реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тогда такая практика  для Кыргызстана была инновационной, официальная медицина и психология ставили крест на мальчишках и девчонках, родившихся с диагнозами аутизм, ДЦП, синдром Дауна. Считалось, что они необучаемы, что их необходимо  изолировать. Между тем на Западе имелся прекрасный опыт социализации таких людей. У нас же подобная практика приживалась неправительственными организациями с большим трудом, сказывались экономические трудности, испытываемые страной, нехватка специалистов, обучающих программ и методик, отсутствие зданий для реабилитационных центров.

43     Сегодня, слава Богу, есть ряд организаций, которые в течение долгих лет успешно работают в подобном направлении, — это и «Умут-Надежда», Ассоциация родителей детей-инвалидов, и центр «Оберег», и многие другие. В этих реабилитационных центрах  ребят с особыми нуждами учат считать и писать, общаться, развивают память, навыки обыденной жизни и дают тем самым возможность своим воспитанникам жить полноценной жизнью. Конечно, такие неправительственные организации  во многом зависят от проектов, финансируемых спонсорами, но главное то, что за эти годы изменилось отношение к детям, имеющим проблемы со здоровьем, задержку в ментальном развитии. Общество осознало, что такие люди требуют заботы, любви, они делают нас милосерднее, мудрее.
На нынешнем этапе пришла очередь внедрения так называемого инклюзивного образования: создания детских садов, классов, где могли бы учиться ребята со сложными заболеваниями и обычные их сверстники. Это еще один шаг к тому, чтобы каждый из нас, несмотря на различные особенности, чувствовал себя уютно. Поэтому мы заглянули в столичный детский сад, где общественное объединение родителей детей с синдромом Дауна «Луч добра» внедряет опыт подобной работы уже второй год. Кстати, здесь таких ребятишек называют не иначе, как «солнечные» или «особенные».
5     Началось с того, что этот  столичный детский сад стали посещать двое ребятишек с особыми нуждами — Ислам и Тая.      Узнав о такой возможности, родители начали сюда приводить и других малышей с синдромом Дауна. По словам сотрудников детсада, это только взрослые делят малышей на здоровых и не очень, а сами чада друг для друга равны и прекрасно ладят. Так, например, сюда ходит девочка без руки, но карапузы проявляют к ней заботу, внимание.
— Родители обычных детей по-разному относятся к тому, что наш детский сад посещают особые ребятишки. Есть и такие, кто против, но немало пап и мам, которые ничего плохого в этом не видят, — рассказывает Виктория Токтосунова, представляющая ОО «Луч добра». По словам моей собеседницы, инклюзивное образование подразумевает большую работу и с родителями детей с синдромом Дауна. Они пытаются скрыть своего ребенка от соседей, знакомых. Но этого ни в коем случае делать нельзя, нужно приучить его жить с осознанием самого себя, чтобы он не стеснялся окружающих. Поэтому специалистам одновременно приходится менять сознание пап и мам, чтобы они поверили в своих чад.
— Дети с синдромом Дауна в нашей стране считаются необучаемыми и имеют доступ к образованию лишь в реабилитационных центрах для инвалидов и специализированных школах для умственно отсталых детей. В результате ребенок изолирован от общества и его потенциал к обучению не раскрыт. Практика западных стран показывает, что такие детки намного лучше развиваются и обучаются в простом коллективе, среди детей с обычным развитием. Если их не изолировать, а обеспечить должным обучением, то они вырастут полноценными и полезными членами общества, — считает В. Токтосунова.
2     Инклюзивное образование в детсадике, сотрудничающем совместно с ОО «Луч надежды», внедряют уже второй год. Начинать приходилось с азов, в республике нет методических пособий, поэтому брали российские, совмещали с базисными отечественными программами. До сих пор не хватает специалистов, таких как олигофренопедагоги. Бывали случаи, когда приходили психологи, но, увидев ребятишек, отказывались от работы с ними из-за отсутствия знаний. Поэтому ОО «Луч добра» приглашало иностранных специалистов для получения опыта.
Сегодня здесь трудятся педагог по музыкальной терапии, логопед. Как рассказала логопед  Лидия Дубровина, положительный момент инклюзивного образования в том, что малыши копируют привычки друг друга и дети с синдромом Дауна в коллективе с обычными ребятишками развиваются быстрее. Тем не менее им требуется больше внимания педагогов.
— Если обычным малышам при обучении достаточно произнести слово и они сами проводят образные ассоциации, запоминают его смысл, значение, то тут нужно постараться, чтобы закрепить образ в памяти, поэтому у родителей порой нет терпения при занятиях дома с детьми с синдромом Дауна, — рассказывает Л. Дубровина. — Но, несмотря на затраченные усилия и время, очень трогательно видеть, как эти светлые ребята учатся чему-то новому, как у них в лексиконе появляются новые слова.
В этом году на основании накопленных знаний детский сад, в котором мы побывали, собирается подать заявку в Министерство образования на регистрацию своей методики инклюзивного образования.
— Мы бы хотели делиться опытом с другими дошкольными учреждениями. Деток с синдромом Дауна у нас немало, и в других детских садах могли бы работать в этом направлении, — считает          В. Токтосунова. — Помимо этого, через сотрудничество с министерством либо через международные проекты мы бы хотели  приглашать в Кыргызстан зарубежных специалистов, чтобы применять их знания и наработки.
Хочется надеяться, что почин распространится и  будет больше  учебных заведений,  где «солнечные» дети  смогут познавать мир наравне со сверстниками. Ведь они учат нас — людей, не обремененных проблемами со здоровьем, — очень важному: радостно и светло любить эту жизнь.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 

 






Добавить комментарий