Main Menu

Ограничение энергоснабжения: возможен ли сговор с инспектором?

     В связи с курсом, взятым на экономию электричества, в целях недопущения зимних веерных отключений электрораспределительные компании приступили к отключению 3-фазных вводов бытовым абонентам. 

Сам министр энергетики и промышленности О. Артыкбаев демонстративно перерезал провод трехфазника в своем особняке и показал журналистам приобретенный для обогрева жилья уголь.

Сотрудники ОАО «Северэлектро» опломбировали электрокотлы, а в ОАО «Жалалабатэлектро» получили указание перевести абонентов на другой вид топлива с последующим отключением трехфазного ввода.

В редакцию «Слова Кыргызстана» обратился координатор сети общественных центров защиты прав потребителей электроэнергии Жаныбек Кулумбетов. Он рассказал, что добровольные организации гражданского общества, продвигающие идею добросовестного управления, действуют с 2010 года во всех регионах страны.

— Мы поддерживаем намерение правительства обеспечить устойчивое и надежное электроснабжение абонентов, не допустить зимних ограничений, — говорит гость редакции.

— Наши центры защиты прав потребителей электроэнергии выступают за легитимные, справедливые и результативные совместные мероприятия, ожидают от властей детального разъяснения политики экономии электроэнергии для потребителей, имеющих 3-фазный ввод.

В Конституции сказано, что «…ограничение потребления электрической энергии осуществляется в порядке, установленном нормативными актами и договором». На сегодня же информация о необходимых документах отсутствует.

Тем не менее в Джалал-Абаде дома, расположенные по улице Кыргыз Республикасы, №60 и 61, получили предписание подготовить нужный объем твердого топлива, усилить теплоизоляцию в жилых помещениях. Однако в указанный период (10 дней) исполнить сие невозможно: закупка котлов, приобретение топлива не запланированы в бюджете домохозяйств, потребуется продолжительное время на подготовку и утепление жилья.

Прежде при распределении электроэнергии жители этих домов пользовались одной фазой, а после событий 2010 года их подключили к трехфазной линии (по постановлению правительства). Переключение с трехфазного электроснабжения на однофазное в течение трех-четырех лет потребует дополнительных затрат в распредкомпаниях на техническое обслуживание абонентов. В настоящий и без того сложный, напряженный период подготовки страны к прохождению осенне-зимнего сезона общественные центры зашиты прав потребителей электроэнергии считают подобные действия нецелесообразными.

Согласно сообщению ОАО «Северэлектро», в 2013 году количество абонентов с 3-фазным вводом увеличилось на 8 700 человек. Постановлением правительства (декабрь 2011 года) «О принятии мер по снижению потребления электроэнергии в часы утреннего и вечернего максимума нагрузок энергосистемы Кыргызской Республики» запрещена выдача технических условий на подключение к электроотоплению и электрообогреву до ввода в эксплуатацию линии 500 кВ «Датка — Кемин» и ПС 500 кВ «Кемин». Запланирован ряд и других мероприятий по отключению потребителей, использующих электроэнергию в целях отопления. В связи с этим возникает вопрос: каковы гарантии исключения возможности тайного сговора между контролером и потребителем 3-фазного электроснабжения?
Мы считаем, что очень важно соблюдать последовательность реализации объявленной правительством политики энергосбережения всеми заинтересованными сторонами. Необходимо привлечь современные механизмы мониторинга, к примеру, счетчики с ограничением потребляемой мощности, без введения отключений.

От имени центров защиты прав потребителей электроэнергии Ж. Кулумбетов просит кабинет министров и руководство Министерства энергетики и промышленности разъяснить, когда закончится опломбирование электрокотлов. Какой нас ждет результат? Кто станет регулировать ввоз электронагревательных приборов в страну? Как проконтролируют электрообогрев у абонентов с однофазным вводом?

Кыргызстанцев волнует и повышение тарифов для трехфазных потребителей до уровня 120,3 тыйына. Каким образом при отключении/опломбировании электроотопления будет регулироваться оплата за используемую энергию у потребителей с 3-фазным вводом? А если нет возможности отапливать дом электричеством, даже при наличии разрешения?

— Дайте юридическое обоснование    относительно повышенного тарифа на электроэнергию: являются ли легитимными тарифы для потребителей с 1 июля 2014 года, объявленные 20 августа? — спрашивает мой визитер. — Статья 15-1 Закона Кыргызской Республики «Об электроэнергетике» предусматривает, что «любое изменение тарифов на электроэнергию следует официально опубликовать в средствах массовой информации не менее чем за месяц до введения новых».

А деление потребителей на «однофазников» и «трехфазников»? В вышеназванном законе четко сказано: «запрещается дискриминация по установлению тарифов по предоставлению энергетических услуг и электроэнергии. Жители с одинаковым потреблением света и тепла, обслуживаемые одним распределяющим предприятием, должны получать равные тарифы и обслуживание».

Жаныбек Кулумбетов спрашивает: есть ли разграничение по фазности подключения для юридических лиц, не являющихся промышленными предприятиями?

Приказом Государственного департамента по регулированию ТЭК установлен единый тариф в 138 тыйынов (без учета налогов).

В целом сеть ОЦ ЗППЭ считает важным проведение правительством комплексных мер по подготовке к осенне-зимнему периоду.

— Обращаем внимание властей на то, что зачастую население беспокоится о прохождении зимы заранее, но им не хватает хозяйственного подхода. Местные органы самоуправления понимают сложность ситуации и заинтересованы в решении проблем энергоснабжения. Однако возникает нестыковка с возможностями и планами электрораспределительных компаний.

В ходе встреч с сотрудниками «Жалалабатэлектро», проведенных сетью ОЦ ЗППЭ в южных регионах республики, отмечались недостаточный уровень подготовки электрораспределительных компаний к осенне-зимнему периоду, ухудшение содержания линий электропередачи и электрооборудования в сравнении с прошлыми годами. Например, на участках отсутствует часть проводов, не заменяются опоры, ремонтные работы не завершены. В Узгенском районе во время дождя вышли из строя два трансформатора. А в Ноокатском по инициативе самих жителей проведена замена обмотки трансформатора. В процессе ремонтных работ обнаружилось недостаточное количество масла в трансформаторе, есть и другие неполадки.

Координатор центров защиты потребителей электроэнергии предложил больше доверять гражданскому обществу, привлекать население и органы самоуправления к решению проблем бесперебойного электрического снабжения. Отсутствие процедур по приему на баланс закупленного сельской управой или жителями оборудования для электросетей, дальнейшая их эксплуатация, бюрократические проволочки существенно ограничивают желание населения внести свой      вклад в подготовку к осенне-зимнему периоду (хотя ничего не мешает сотрудникам РЭС ремонтировать станции за счет потребителей).

Налицо явная недооценка роли общественности, МСУ в реформировании электросектора. Отсутствуют и четкие процедуры стимулирования людей становиться внутренними инвесторами. Наш гость привел удручающие факты о судьбе одной из трансформаторных подстанций, которую жители выкупили за 250 тысяч сомов. В РЭС не хотели ремонтировать оборудование, привезенное главой айыл окмоту, менять старые опоры на новые.

О вопиющем случае пропажи в селе Ананьево трансформатора, который искали целый год, писала в прошлом году наша газета. Семья 82-летней пенсионерки Амины Казиевой с грудным ребенком вынуждена была жить без электрического света по вине администрации местной энергослужбы. Старушка рассказывала: когда трансформатор после очередного аварийного отключения «сдох», она обратилась к сотрудникам РЭС. Те приехали, демонтировали неисправный трансформатор и забрали его в мастерскую. Не сосчитать, сколько раз абонентка напоминала забывчивым электрикам привезти трансформатор с починки и установить на опору. В РЭС от нее попросту отмахнулись…

Электроэнергия вернулась в дом Казиевой только после того, как за дело взялись активисты общественной организации «Центр защиты прав потребителей электроэнергии». Они-то и спасли несчастных абонентов от издевательств чиновников-энергетиков.

— Не повторилась бы подобная ситуация в пору активного отключения трехфазников от благ цивилизации, -опасается Жаныбек Кулумбетов.

Редакция «Слова Кыргызстана» ждет разъяснений специалистов.

Галина ЛУНЕВА.  






Добавить комментарий