Main Menu

Памятник… манкуртизму?

     На горестные размышления наталкивает положение дел с увековечением памяти о событиях 1916 года. В 1991-м к 75-летию этой кровавой страницы истории не только кыргызов, а всех народов Средней Азии посвятили поход памяти «Омур кочу» («Караван жизни») по территориям трех северных областей республики.

11     Тогда и было принято решение о выделении участка  почти в пять гектаров для строительства памятника жертвам расправы местных сил армии царской России. С тех пор прошло двадцать три года, которые можно сравнить с двадцатью тремя ступенями, ведущими вниз — к безразличию, беспамятству.
На волне того «Каравана жизни» впоследствии появились многие общественные организации, движения и, наконец, политические партии — ДДК, «Улуу Биримдик» и т. д.  Именно с того времени начинаются политические биографии будущих демократов суверенного Кыргызстана К. Акматова, Т. Тургуналиева, Ж. Жекшеева и многих других.
За двадцать три года установлена только каменная глыба-памятник с надписью: «Уркун. 1916» и все. Вокруг нее появились объекты питания, в итоге от прежних 5 га осталось всего пять соток. Кто и как дал такую возможность захвата?.. Может, бездействие вышеназванных лиц или партий?
А ведь намечали в 2016 году отметить столетие восстания за свободу и справедливость наций Средней Азии. Как же будем встречать это историческое событие? Молчать и пренебрегать памятью безвинно погибших за будущее своей родины, то есть за нас? Опять сыграем роль Иванов, не помнящих родства, манкурта, убившего свою мать, или же Тазбаймата, забывшего самого Манаса?
А ведь к теме народно-освободительного восстания 1916 года обращались многие творческие люди. Среди них венгерско-кыргызский скульптор Ласло Месарош и кыргызский поэт Алыкул Осмонов.
Интересно отметить, что Ласло Месарош — первый иностранец, создавший скульптурный образ А. Осмонова и наряду с другими начавший разработку темы 1916 года в искусстве.
А в кыргызской литературе ее корифеями являются    К. Баялинов, М. Элебаев, Ж. Турусбеков, А. Токомбаев.
Читателям газеты “СК” предлагаются отрывок из монографии доктора филологии, профессора Р. Кыдырбаевой «Лирика Алыкула Осмонова», написанной в 1957 году, и иллюстрации Ласло Месароша, а также снимок скульптурного портрета поэта Алыкула.

1916 год в поэзии и скульптуре

12     Алыкул Осмонов в 1933 году посвятил 16-летию Октябрьской революции стихотворение «Кенеш кыргызы» («Советский кыргыз»), которое написано в агитационно-публицистической манере (журнал «Кыргыз кеўеш адабияты», 1933 г., № 6). Автор в нем охватывает важные события истории кыргызского этноса: колониальную политику царизма, первую империалистическую войну, борьбу народа за независимость, эмиграцию кыргызов в Китай и, наконец, Октябрьскую революцию, принесшую долгожданную свободу.
Поэт воссоздает зримую картину притеснений простого люда местными феодалами и царскими чиновниками:
Чья кровь капала с кинжала?
Кто с горя сгорел без огня?
Кто в кровь сердца вонзил
острый кинжал?
Кто свои мечты и горе
В печальной мелодии комуза
выливал?
Начальная вопросительная строфа «Ким эле?», усиливая интонационное воздействие стиха, одновременно передает обращение самого лирического героя к трудящимся. Автор, обращаясь с вопросом: «Канжарынан каны тамган ким эле?» (Чья кровь капала с кинжала?),  называет виновниками кровавого господства баев-манапов, биев-болушей. 13Такой контрастной, художественной картиной показа угнетенных масс, «сгоравших без огня», «в печальной мелодии комуза выливающих свое горе», поэт раскрывает  горечь и бесправие народа. Глубокий драматизм этих строк еще сильнее подчеркивает классовую направленность стиха. Автор с большой художественной силой показывает причину вспыхнувшего в 1916 году народного восстания, раскрывает трагедию кыргызов, бежавших в Китай, но и там попавших под двойной гнет: с одной стороны — китайско-уйгурских феодалов, с другой — кыргызских баев, и таким образом не обретших желанной свободы.
Во второй части стихотворения повествуется об Октябрьской революции, о счастливой жизни кыргызской нации. Здесь пейзажные зарисовки автора служат раскрытию жизненной правды — счастья людей:
Свободе и радости народ
улыбается…
Повторяя, народ и ветер,
улыбаясь, песню поют.
Счастье, радость — вот для
нас веселье.
Вместе с народом земля
смеется, любящая труд.
Звезды на небе от вида земли
ослеплены.
И луна и солнце улыбаются.
Эти строки раскрывают счастье, радость кыргызов, которые они обрели после долгих поисков.
Наконец, в третьей части стихотворения поэт показывает богатства Киргизии, таящиеся в недрах земли, рост благосостояния народа. Но во многих случаях в попытке передачи конкретных мыслей поэт терпит неудачу, когда из-под пера его выходят поверхностные и абстрактные строки.
Подготовил для печати Памирбек КАЗЫБАЕВ,
главный редактор журнала «Маданият»,
директор ОО “Дом-центр Алыкула”,
член оргкомитета “Алыкул-100”.





Добавить комментарий