Main Menu

Вне зоны доступа

     В Бишкеке прошел круглый стол «Анализ межведомственного взаимодействия: первые шаги, проблемы, решения», посвященный сотрудничеству ключевых ведомств в оказании помощи детям с ограниченными возможностями.

     В его работе приняли участие около 50 представителей профильных министерств и подведомственных учреждений, а также неправительственного сектора. 

В ходе встречи участники обсудили состояние и перспективы межведомственного взаимодействия в оказании качественных услуг детям с особыми нуждами и их родителям.
На мероприятии впервые представлены результаты исследования «Анализ взаимодействия министерств образования, здравоохранения, социального развития, а также Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений  в части оказания своевременной социальной, медицинской и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья».
Как показало исследование, большинству детей с ОВЗ, особенно из бедных семей или отдаленных районов, практически недоступны современные средства лечения, ухода и реабилитации. Не работает система функциональной  диагностики нарушений и предоставления поддержки и тренинга детям для того, чтобы научиться жить с этими проблемами и приспособиться преодолевать их.
Существующие ныне психолого-медико-педагогические консультации работают лишь от случая к случаю, а в труднодоступных сельских районах и вовсе не функционируют. В результате значительное число детей с физическими и умственными проблемами из таких районов не охвачены соответствующей диагностикой и, следовательно, остаются без государственной поддержки, не получают образования.
Социально-педагогическая запущенность стала неотъемлемой составляющей психологической характеристики сельского ребенка с особыми нуждами. Низкий уровень доходов семьи  оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие, здоровье и жизнь подростков. Отсутствие раннего вмешательства нарушает их социализацию, приводит к тому, что к школьному возрасту они все больше отдаляются от своих сверстников. И все же есть единичные примеры предшкольной подготовки в регионах, способствующей развитию инклюзивного образования.
Как отмечено, рождение инклюзии в системе общего образования — это не краткосрочная задача, и деньги тут не главное.      Главное, чтобы к ним серьезно относились ключевые министерства и ведомства, педагогические сообщества, а также руководители детских садов и школ, которые смогли бы заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивными.
Из-за того что в стране нет достоверной статистики о детях с особыми нуждами, которые не посещают школу, отсутствует и доступный психолого-медико-педагогический механизм выявления детей, не приступивших к обучению или бросивших школу вследствие лечения или неуспеваемости. Не ведется учет ребятишек, нуждающихся в надомном обучении, а также получивших его.
Есть много и других проблем — неразвитая система предоставления комплекса услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания, острая нехватка квалифицированных кадров по оказанию реабилитационных услуг, отсутствие доступа ЛОВЗ к инфраструктуре, государственным зданиям и общественному транспорту.
По словам заместителя министра социального развития Жылдыз Полотовой, из 155 тысяч лиц с ограниченными возможностями здоровья 26 тысяч — дети. Из них более четырех тысяч нуждаются в постоянном постороннем уходе. Поэтому их родители вынуждены зачастую отказываться от работы и сидеть дома. Преимущественно это женщины, которые далеки от получения качественных гарантированных услуг.
Несмотря на последовательный рост ежемесячного социального пособия, выплачиваемого лицам с ОВЗ, оно недотягивает и до половины прожиточного минимума, составляя всего 42%. Размер пенсии по инвалидности, выплачиваемой Соцфондом, также не достигает уровня прожиточного минимума — 66,5%.
Кроме того, одной из проблем социализации ЛОВЗ является недостаточный их доступ к занятости. Следует отметить такие проблемы, как квотирование рабочих мест для ЛОВЗ, отсутствие механизмов ответственности, мотивации и стимулирования работодателей, слабую благотворительную деятельность со стороны бизнес-структур. К примеру, в прошлом году через органы занятости населения из 367 обратившихся трудоустроено только 81 лицо с ограниченными возможностями здоровья, или 22% от общего количества.
«К сожалению, в Кыргызстане наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями. Поэтому только при эффективном взаимодействии профильных министерств можно достигнуть существенных положительных изменений в жизни детей с ОВЗ».
Завершая свою речь, Жылдыз Полотова отметила, что реализация поставленных задач возможна лишь в ходе совместной работы профильных министерств.
«Дети с ограниченными возможностями имеют право на доступное качественное образование. Мы должны дать им жизненный шанс в собственной реализации, возможность получить профессию и быть полезными обществу»,- заключила замминистра.
Встреча прошла в рамках проекта фонда Евразия в Центральной Азии (ФЕЦА) «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в КР» при финансовой поддержке  фонда «Сорос-Кыргызстан».

Аида ШИРИНОВА. 

 






Добавить комментарий