Main Menu

Готовимся вступить в Таможенный союз

В разгаре — сезон сбора  сельхозпродукции. Крестьяне стараются  экспортировать выращенное на полях, в соседних странах  картофель, овощи,  бахчевые покупают по более  высокой цене, нежели на местном  рынке.

На таможенном посту  «Ак-Жол» — невиданное скопление  машин со скоропортящимся  товаром. Беда в том, что  в республике в это самое время  работает ограниченное  количество пропускных  пунктов. Дело в том, что три  страны, Казахстан, Беларусь и Россия, объединившись в Таможенный союз, диктуют свои правила пересечения границы. А в нашей стране просто нет  денежных средств, чтобы оснастить подобающим оборудованием и аппаратурой  приграничные пункты  пропуска транспорта. Приходится  «загорать», ничего не поделаешь. Как только  станем членами тройственного альянса, проблемы исчезнут.
О плюсах и минусах  вхождения республики в  Таможенный союз сегодня на страницах «СК» говорят представители ЦКА К. Омуралиев и юрист Г. Жакыпбекова.
Положение о членстве в ВТО допускает вхождение стран-участниц в различные объединения, подобные ТС. Но для вступления Кыргызстана в альянс необходимо согласовать определенные пункты ВТО с позициями Таможенного союза. Основное препятствие — отсутствие компенсации странам-членам ВТО потери Кыргызстана как рынка. При вступлении нашего государства в ТС повысятся тарифные ставки для стран-участниц ВТО, что противоречит принципам этой организации. В настоящее время Кыргызстан стоит перед выбором:  «или — или».
Вспомним: наша страна имеет как двусторонние, так и многосторонние договоренности о зоне свободной торговли  с членами Таможенного союза.  На начальном этапе принципиально не меняются  условия доступа кыргызской продукции на рынки стран-участниц  Таможенного союза. Но существуют определенные риски.
С 2010 года Таможенный союз  ввел единые внешние тарифы. Сегодня проходит гармонизация нашего таможенного законодательства, в частности, таможенного тарифа с  общепринятым Россией, Беларусью и Казахстаном. В настоящее время действующая средняя ставка таможенной пошлины составляет 5,1% от таможенной стоимости, средняя ставка по обязательствам перед ВТО — 7,7%, а средняя ставка государств ТС — 10,6%. Исходя из этого, в случае присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу нам  необходимо будет более чем в 2 раза поднять свои таможенные пошлины. Следует учитывать,  что большая часть импорта  приходится на Китай, таможенное оформление сегодня  проходит в упрощенной форме,  и товары приобретаются казахстанскими, узбекскими, таджикскими физическими лицами для вывоза в свои республики.
При соединении Кыргызстана к альянсу таможенные пошлины начнут  поступать в общий бюджет  и оттуда распределяться между участниками согласно определенной сторонами доле.
Однако при расчете этой доли доходов  существует риск, что при  распределении таможенной пошлины  возьмут фактические  поступления по участникам, а Кыргызстан в общем товарообороте стран ТС составляет совсем малую толику, соответственно будет такая же доля при распределении доходов. Кыргызстан же выиграет, когда укрепятся таможенные границы, снизится  активность челноков, что напрямую повлияет на оптовые продажи.
В прошлом году  Россия ввела экспортные пошлины на нефтепродукты. В результате цены на ГСМ на нашем внутреннем рынке  выросли.
Казахстан с апреля по май 2010 года закрыл границу на неопределенное время,  пропуск был разрешен только для некоторых  групп товаров — продукты, лекарственные препараты, горючее, оборудование и сырье, затем эти ограничения сняли. Если мы не вступим в союз, то все равно останемся участниками соглашений ЕврАзЭС и о зоне свободной торговли стран СНГ, которые обеспечивают беспошлинный и беспрепятственный ввоз/вывоз товаров по территории стран СНГ, в том числе и стран Таможенного союза.
В настоящее время уровень развития  нашего сельского хозяйства  ниже, чем у стран-участниц ТС. Это обусловлено слабой перерабатывающей промышленностью, преобладанием мелких натуральных хозяйств. На данном этапе Кыргызстан выступает на региональном уровне как поставщик сырья, которое вывозится  разрозненными партиями. При возможном вступлении в ТС в Кыргызстане развитие перерабатывающей промышленности может замедлиться в связи с тем, что продукция перерабатывающей промышленности Казахстана и России хлынет на отечественный рынок. При поставке исключительно сырья отечественные производители лишаются возможности получить прибыль с добавленной стоимости, упуская наибольшую долю прибыли. Это не поспособствует росту благосостояния ни населения, ни государства. Кроме того, большой объем налогов останется за границей.
Как известно, в сельском хозяйстве занято около 40% населения страны. Доля же экспорта сельского хозяйства в общей доле экспорта составляет порядка 20-25%. При проведении анализа в тройку лидеров по экспортно-импортным операциям Кыргызстана из стран СНГ вошли Россия, Казахстан и Узбекистан.  Но если Россия и Казахстан развивают свои экономики по относительно либеральным принципам, то Беларусь живет в условиях государственного капитализма, где доля частного сектора весьма мала и свободной торговли практически нет.
Россия и Казахстан сильно зависят от экспорта своих товаров. В России и Беларуси есть крупные, но относительно неэффективные промышленные секторы, требующие протекционистских тарифов с целью сохранения международной конкурентоспособности. Эти страны  являются крупными рынками для кыргызской продукции и важными источниками кыргызского импорта, в частности, нефтепродуктов. Товарооборот Кыргызстана с Беларусью незначителен.
Относительно низкий уровень экспорта сельхозпродукции объясняется множеством факторов: отсутствием сертификации продукции на международном уровне,  мелкими поставками, низким уровнем маркетинга. Участие Кыргызстана в ТС, равно как и неучастие, не окажет сильного  влияния на  развитие сельского хозяйства.
Совместная работа таможенных служб трех стран положительно повлияет на вывод из тени огромной доли экспорта и импорта продукции. Не секрет, что большая часть сельхозпродукции «уходит» контрабандой в соседние страны. Присутствие трех таможенных служб ТС на границе Кыргызстана и Казахстана практически сведет к нулю контрабанду и выведет из тени львиную долю «черного экспорта», что  приведет к увеличению поступлений в бюджет. Объемы экспорта кыргызской сельхозпродукции увеличатся в официальных показателях. Рынки стран ТС велики по объемам и нуждаются в продукции Кыргызстана. По климатическим условиям определенные продукты не могут выращиваться на территории России и Казахстана. А ведь именно спрос порождает предложение. При содействии государства объемы экспорта можно увеличить через  создание агрокластеров, проведение грамотной аграрной и таможенной политики.
Даже кратковременное закрытие границы с Казахстаном показало, насколько мы зависим от торговли со странами ТС. Да и соседнему государству не выгодны опущенные  шлагбаумы, там сразу подскакивают цены на продукты питания.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий