Main Menu

МСУ без дотаций: реалии и планы

     Мы то и дело слышим о проблемах сел и малых городов Кыргызстана: не хватает питьевой и поливной воды, где-то разрушается школа, нет больницы, нет работы, не хватает средств на элементарные жизненные нужды… Как сделать местную власть самодостаточной? Сколько сел, городов и районов страны способны прокормить себя самостоятельно? С такими вопросами мы обратились к специалисту, который знает о ситуации в регионах все, причем на языке упрямых цифр, а не общих слов. Наш собеседник — начальник отдела финансово-экономического развития местного самоуправления Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве Кыргызстана Данияр АЙТБАЕВ.

1     — Данияр Сагынбаевич, по вашему мнению, какую роль играют сегодня органы местного самоуправления в развитии страны?
— Кыргызстан с момента обретения независимости пока еще переживает период реформ государственно-правового устройства и управления. И сейчас значительная роль отводится именно местному самоуправлению как относительно самостоятельной форме публичной власти. Активно проявляется общая тенденция смещения центра тяжести управленческой деятельности и ответственности за решение ключевых социально-экономических проблем на первичный территориальный уровень (село, город), на уровень местных сообществ.
Конституция страны устанавливает, что «Местное самоуправление — гарантированное настоящей Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения».
     — Что подразумевается за понятием «реальная возможность, гарантированная Конституцией»?
— Это означает наличие трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов для эффективного решения жизненных вопросов. Иными словами, проблемы, которые должны решать органы местного самоуправления, должны быть адекватны ресурсам. И только в этих условиях самоуправлению можно доверить большой круг функций. Однако когда таких ресурсов мало или они чересчур централизованы, это заметно сужает возможности местной власти.
     — И насколько наша местная власть обеспечена, чтобы оказывать качественные услуги своему сообществу? 
— Судите сами, из 453 айыльных аймаков только около 20% являются недотационными, остальные 80% — на дотации. Их доходы не покрывают расходную часть. То есть из 23 дел местного значения, определенных законодательством, большая часть их выполняется ограниченно, а некоторые не выполняются вовсе. Не в полной мере исполняется требование закона об обязательности финансирования 18 делегированных государственных полномочий. Понятно, что это отрицательно сказывается на доступе и качестве государственных и муниципальных услуг населению. Особенно в малых городах и айылах. В них, как правило, наиболее уязвимыми являются женщины, дети и молодое поколение.
     — И какие необходимо принять меры для развития финансово-экономического состояния МСУ?
— В рамках Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы ведется работа по проведению анализа существующей трансфертной политики для внесения предложений по ее совершенствованию.
Для повышения доходов местного бюджета правительство приняло несколько нормативно-правовых актов. В частности, Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» (от 20 февраля 2013 года №25). В нем дано полное право МСУ администрировать отдельные виды налогов, то есть у местной власти появилась возможность не только собирать налоги, но и контролировать процесс, требовать исполнения норм Налогового кодекса.
Постановлением правительства (23 июля этого года, за №413) утверждено Временное положение о порядке осуществления полномочий органами МСУ в сфере налоговых правоотношений. Этот документ вступил в силу 8 августа и действует до 31 декабря 2015 года.
     — Значит, у местного самоуправления появилась хорошая возможность для пополнения своих бюджетов?
— Именно! Но Временное положение наделяет местную власть как правами, так и обязанностями в сфере налоговых правоотношений. И да, это создает хорошие условия для пополнения местных бюджетов. Должностные лица МСУ имеют право на сбор местных налогов, налога на имущество, земельного налога, налога на основе добровольного и обязательного патента, а также на проведение налогового контроля и взыскания налоговой задолженности. Соответственно на них возложена и большая ответственность, дополнительные обязанности по пополнению местного бюджета.
Должностные лица исполнительных органов МСУ на основании решения главы айыл окмоту или мэра города обеспечивают уплату налогоплательщиками с выдачей квитанции об уплате налога, как это определено правительством по форме №4 в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Временного положения. Кроме того, органы МСУ могут вести учет налогоплательщиков и формировать отчетность по ним. Во Временном положении подробно расписан порядок осуществления прав и обязанностей органов МСУ в налоговой сфере.
     — После принятия этого постановления, наверное, стоят задачи внесения изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты?
— Постановлением правительства Министерству экономики поручено в трехмесячный срок разработать и внести целый ряд законопроектов. В частности, в Налоговый кодекс о том, что для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в которых отсутствуют учреждения банков, допускается уплата налога на имущество, земельного налога и налога на основе патента в исполнительный орган МСУ в порядке, установленном правительством. Должны быть внесены изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности. В части определения органов МСУ в качестве органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, посягающих на налоговое законодательство, Министерство экономики должно предусмотреть и норму, устанавливающую ответственность должностных лиц и органов МСУ за невыполнение обязанностей, установленных Налоговым кодексом.
     — А каковы показатели местных бюджетов в текущем году?
— Объем местных бюджетов на 2014 год был запланирован в сумме 15,7 млрд. сомов. В утвержденном бюджете 2014 года сумма налоговых поступлений в местные бюджеты прогнозируется на уровне 11,7 млрд. сомов, неналоговых поступлений — 1,8 млрд. сомов, активы и обязательства — 102 млн. сомов. Общий объем выравнивающих грантов на 2014 год составил 1 млрд.  299,8 млн. сомов, или по сравнению с утвержденным бюджетом 2013 года увеличился на 603,7 млн. сомов. Увеличение выравнивающих грантов связано как с увеличением расходных обязательств органов местного самоуправления, так и с изменением плановых показателей по доходам некоторых органов местного самоуправления.
По данным Министерства финансов, за январь-июнь 2014 года в доходы местных бюджетов (без грантов и спецсредств областей  и  Бишкека) поступило  6 142,2 млн. сомов (102,6% от плана). По сравнению с предыдущим годом данный показатель увеличился  на 747,3 млн. сомов, или на 13,9%.
По состоянию на 1 августа 2014 года из республиканского бюджета за счет стимулирующих грантов осуществлено финансирование реализации 138 проектов на сумму 69 млн. 712 тыс. сомов, в том числе 70 проектов завершены в полном объеме на сумму 16 млн. 534 тыс. сомов.
     — Как обстоят дела по категориальным грантам для органов МСУ?
— Согласно постановлению правительства (30 мая 2013 года №302) «О переводе организаций образования, финансируемых из местных бюджетов айыльных аймаков и городов, на финансирование из республиканского бюджета через территориальные подразделения Министерства образования и науки Кыргызской Республики», в связи с переводом организаций образования на республиканский бюджет в ведение Минобразования категориальные гранты в бюджете на 2014 год не предусмотрены.
     — Как же создать и укрепить финансовую устойчивость МСУ? 
— Межбюджетные отношения — это не только взаимоотношения между республиканским и местными бюджетами, но и взаимоотношения между бюджетами одного уровня (город — город, город -айыльный аймак, айыльный аймак — айыльный аймак). И они должны быть основаны на принципах межбюджетных отношений и обеспечиваться соответствующими инструментами регулирования.
Правительством утверждена «Программа развития местного самоуправления КР на 2013-2017 годы», это сделано специальным постановлением от 18 декабря 2013 года,  №678. Одно из приоритетных направлений ее — укрепление финансовой устойчивости, расширение ресурсной базы и местное экономическое развитие. Кстати, и основным результатом реализации стратегии страны должны стать эффективное  муниципальное управление, способное обеспечить гражданам доступные и качественные муниципальные услуги, вызывающая доверие и уважение местная власть. Пошагово, целенаправленно мы придем к сильным финансово и ресурсово местным органам самоуправления, я уверен.
     — Спасибо за интервью!

Интервью взяла
Чинара АСАНОВА.

 

 






Добавить комментарий