Main Menu

КОРРУПЦИИ НЕТ МЕСТА НА ГОССЛУЖБЕ!

     На вопросы нашего корреспондента отвечает директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики Аалы КАРАШЕВ.

pic     — Аалы Азимович, в стране провозглашена решительная борьба с коррупцией, которая, как известно, имеет глубокие корни  и в системе государственной службы. Что делает ваше ведомство для того, чтобы дать решительный бой коррупционерам и казнокрадам? Какие необходимо поставить барьеры, чтобы в систему госслужбы пришли достойные люди?
     — Государственная кадровая служба, как следует из её названия, призвана формировать надлежащий по качеству и ответственности кадровый состав в органах управления. В первую очередь, на госслужбу должны поступать профессионалы. Ведь от некомпетентной работы госорганов страдают простые граждане. При плохой работе чиновников снижается качество государственных услуг, возникают волокита и бюрократизм. С другой стороны, помимо того, что госслужащие обязаны обладать необходимой квалификацией, они должны добросовестно исполнять свою работу, быть ответственными и честными.
     За последнее время мы постарались предпринять ощутимые действия для усиления антикоррупционных механизмов в системе государственной службы.
     — В чём конкретно заключаются эти действия?
     — Первое, что нам удалось сделать, — минимизировать субъективизм при отборе на вакантные государственные должности. Конституция предоставляет всем гражданам равное право для поступления на госслужбу. Но поступать должны наиболее достойные кандидаты. Для этого более 10 лет действует конкурсная система поступления на службу.
     На совершенствовании механизмов и процедур отбора на службу мы и сосредоточили свои усилия. Благодаря тому что мы автоматизировали процедуру тестирования при конкурсном отборе, нам удалось исключить контакт человека с человеком, теперь судьбу участников конкурса решает компьютер. Кандидаты на замещение вакантных должностей, проходящие компьютерное тестирование, подтверждают свои знания исключительно на объективной основе. 
     В 2014 году в нашем Центре тестирования мы установили новый вариант компьютерной программы. При вводе индивидуального для каждого кандидата кода или ключа компьютер сам формирует тестовые вопросы и варианты ответов, а результаты тестов размещаются для открытого доступа всех желающих. Результаты также размещаются на веб-сайте Госкадровой службы, и каждый может ознакомиться с итогами тестирования всех кандидатов, с полученными суммами баллов. В залах, где проводится тестирование, установлены видеокамеры, и воспользоваться шпаргалкой, а тем более "посоветоваться" с кем-либо просто невозможно. Словом, мы сделали всё возможное для максимально объективного проведения компьютерного тестирования.
     — Но тестирование — один из этапов отбора на госслужбу. Далее кандидаты проходят собеседование, как здесь исключить возможность субъективизма, предвзятого отношения к конкурсантам?
     — Действительно, компьютерное тестирование — это один из этапов конкурса. Точнее, второй этап из трёх. Первый этап — конкурс документов, когда комиссии в государственных органах проверяют кандидатов на соответствие требованиям, предъявляемым к конкретным должностям. Второй этап — компьютерное тестирование. Третий — собеседование. Кстати, комиссии, проводящие собеседование, образуются не в Госкадровой службе, а государственными органами, на работу в которые претендуют кандидаты. Эти комиссии возглавляют статс-секретари.
     Конечно, на третьем этапе не исключена возможность проявления субъективизма. Но в каждой конкурсной комиссии министерства, административного ведомства и других органов в число членов в обязательном порядке входит представитель Государственной кадровой службы. Он призван обеспечить максимальную объективность при оценке ответов, даваемых конкурсантами. Ведётся видео- и аудиозапись собеседования, и впоследствии  можно проверить качество конкурсного отбора.
     — Как часто Госкадровая служба проверяет в государственных органах законность назначений? Кто осуществляет эти назначения?
     — Назначения на должности, замещаемые по конкурсу, осуществляют руководители государственных органов, куда поступают кандидаты.      Но Госкадровая служба обеспечивает контроль при рассмотрении документов, собеседовании, а также полностью отвечает за проведение компьютерного тестирования. Одновременно с этим Государственная кадровая служба осуществляет так называемый мониторинг соблюдения законодательства при назначениях и карьерном продвижении служащих.
     Для этого утверждаем ежегодные платы таких проверок. Работа проводится как на плановой, так и на системной основах. По результатам выявленных нарушений даем предписания устранить недостатки, обеспечивается контроль за исполнением.
     В 2013 году проведён плановый мониторинг в  государственных агентствах по охране окружающей среды и лесному хозяйству; архитектуре, строительства и жилищно-коммунального хозяйства; государственных инспекциях по экологической и технической безопасности; ветеринарной и фитосанитарной безопасности; Министерстве культуры, информации и туризма; Национальной комиссии по государственному языку при Президенте КР; Государственной налоговой службе.
     Также в 2013 году мониторингом охвачено 274 территориальных подразделения госорганов и 254 органа местного самоуправления, в том числе в порядке контроля исполнения предыдущих рекомендаций соответственно 103 и 40.
     С начала 2014 года по плану проведен мониторинг в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов; Государственном агентстве по геологии и минеральным ресурсам при правительстве; Высшей аттестационной комиссии.
     Проверки производятся и по заявлениям граждан. Большое внимание Госкадровая служба уделяет рассмотрению обращений граждан, государственных и муниципальных служащих по вопросам восстановления их законных прав, нарушенных в результате неправомерных действий руководителей госорганов, незаконных увольнений или понижений в должности, удержаний надбавок к заработной плате, отказа к допуску к аттестации и в восстановлении в прежней должности по решению суда и др.
     В 2013 году в Госкадровую службу поступило 265 обращений, из которых 259 рассмотрены по существу и в установленные сроки, а 6 обращений перенаправлены по подведомственности.
     За этот же период  на телефон доверия Госкадровой службы поступило 74 обращения. По 67 из них даны устные разъяснения.
     По большинству обращений граждан и госслужащих Госкадровая служба выступает органом досудебного урегулирования споров.
     — Что такое полиграф-тестирование, о котором иногда приходится слышать? Используется ли в настоящее время тестирование кандидатов на детекторе лжи?
     — Очень интересный вопрос! С 2010 года при отборе кандидатов в некоторые государственные органы, а также на должность статс-секретарей применяется полиграф-тестирование, или проверка на детекторе лжи. У этого новшества есть как сторонники, которые требуют ужесточения процедур для кандидатов в госслужащие, так и противники, утверждающие, что детектор лжи нарушает права человека. Кстати, в соседнем Казахстане, где нет такой практики, с интересом отнеслись к нашему опыту, и на недавней международной конференции в Астане нашим представителям задали немало острых вопросов по этому поводу. То есть здесь мы, пожалуй, первые в Центральной Азии среди стран, апробирующих полиграф-тестирование при поступлении на государственную службу.
     В прошлом году на полиграфе протестированы 424 человека, среди них кандидаты на должность статс-секретарей, вакантные должности в Госкадровую службу, Государственную налоговую службу, Счетную палату, Министерство здравоохранения и сотрудники госорганов, подлежащие аттестации. Кстати, все административные служащие  Госкадровой службы проходят полиграф-тестирование, здесь мы показываем личный пример.
     — Не так давно говорили о чёрном списке, в котором числятся граждане, недостойные для работы в государственных органах. Что это за списки и кто в них попал?
     — В целях учёта лиц, привлеченных к уголовной ответственности и освобожденных по отрицательным основаниям с государственной и муниципальной службы, мы формируем Реестр государственных и муниципальных служащих (так называемый черный список).
     Для этого Госкадровая служба разработала соответствующий порядок, утверждённый постановлением правительства от 30 декабря 2013 года.
     На сегодня в реестре значится 21 человек. Реестр размещен на веб-сайте Госкадровой службы. Зайдите в наш новостной раздел, и вы увидите этот список.
     — Ещё один вопрос — о декларациях. Госслужащие сдают декларацию вот уже десять лет. Что это дало? Сколько коррупционеров привлекли к ответственности на основе неверно указанных в декларациях сведений?
     — Вы опять попали в самую точку! Декларирование доходов и имущества госслужащих ведётся ещё с 2004 года. Но вплоть до прошлого года в этом вопросе было мало подвижек. Дело в том, что декларации добросовестно собирались и так же добросовестно подшивались и хранились. Единственное достижение — для общественности публиковали сводные сведения о доходах и имуществе политических лиц, высших административных лиц и иных служащих.
     Проверка достоверности сведений, изложенных в декларациях, или верификация сведений, не проводилась. То есть не решалась основная задача — проверить, какое имущество и какие доходы чиновники нажили, находясь на государственной службе, не было ли в их деятельности коррупционной составляющей.
     Отсутствовал и сам механизм верификации деклараций. Лишь в 2012 году Госкадровая служба разработала такой механизм. Положение о механизме проверки утверждено постановлением правительства от 25 декабря 2012 года.
     С 2013 года мы приступили к новому для Кыргызстана делу — к проверке подлинности сведений, указанных в декларациях чиновников. В феврале прошлого года приказом Госкадровой службы образована межведомственная комиссия в составе представителей 12 государственных органов. В нее вошли представители правоохранительных, фискальных, регистрационных и иных органов.
     Благодаря кропотливой работе комиссия разработала механизм ведомственного обмена информацией. Это далось нелегко при наличии правовых норм, устанавливающих конфиденциальность в предоставлении информации (банковская, коммерческая тайна и др.).
     В июне-сентябре 2013 года из общего числа 1 854 декларантов, подлежащих полной проверке, комиссия проверила сведения, изложенные в декларациях 312 служащих. Выявлено нарушений законодательства у 100 лиц. Информация об итогах работы комиссии размещена в новостном разделе веб-сайта Госкадровой службы и направлена Президенту, премьер-министру Кыргызской Республики.
     Но в связи со вступлением в силу Закона "О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики", в котором объявлена так называемая амнистия капитала, деятельность межведомственной комиссии по письменному согласованию с руководством правительства приостановлена до июня текущего года.
     Несмотря на определённые проблемы, необходимо отметить, что работа, проделанная межведомственной комиссией, позволила создать реально действующий механизм определения достоверности сведений о доходе и имуществе, который поможет успешно продолжить деятельность по верификации сведений после сдачи деклараций в последующем.
     В конце июня — начале июля этого года мы вновь соберём межведомственную комиссию и решим, как активизировать нашу деятельность.
     — Кстати, много нареканий возникает у госслужащих на то, что в средствах массовой информации появляются  заголовки типа "самый богатый чиновник" или "чиновник-нищий".
     — К нам тоже поступают жалобы от госслужащих, сведения о доходах которых мы размещаем для общественности.
     Мы не можем это не делать, так как это требование закона о декларировании дохода. Мы обязаны публиковать сводные сведения о доходах и имуществе. Но, конечно, Госкадровая служба не комментирует публикуемые данные, не составляет рейтинг самых богатых и бедных чиновников. И, уж конечно, мы не навешиваем ни на кого обидных ярлыков. Это пусть остаётся на совести тех, кто вольно интерпретирует публикуемые сводные сведения.
     — Спасибо за ответы, и удачи вам!

 






Добавить комментарий