Main Menu

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ — ШАНС НА ОБРАЗОВАНИЕ

     В Кыргызстане свыше 25 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОВЗ). Большинство не посещает детсады и школы, тем самым исключается из образовательного процесса. Их интеграция в общество крайне сложна, а иногда и вовсе невозможна. Другие дети с особыми нуждами обучаются в специализированных учреждениях, хотя при создании определенных условий многие могли бы заниматься в обычных школах. В 2011 году Кыргызстан подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов, но документ пока не ратифицирован. Система социальной защиты развивается медленно, а образовательная пока не позволяет  применять инклюзивные модели повсеместно.

14     С 2010 года Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при помощи международных организаций реализует в шести областях  республики проект «Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями». В 2013 году эту инициативу поддержало посольство Новой Зеландии в Москве. Дополнительный проект усиления социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья начат при финансовой поддержке  посольства Финляндии. Основными партнерами являются министерства образования и науки, социального развития, Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ), Институт детства и другие международные организации.
3     В Кыргызстане в рамках проекта «Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья» открыто три ресурсных центра инклюзивного образования. Помимо этого, расширяется сеть родительских и внешкольных клубов для ДОВЗ.
— Главная цель проекта, — рассказывает менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова, — улучшение доступа к образованию и социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОВЗ), а также  повышение качества этих услуг. Достичь ее можно в первую очередь путем вовлечения родителей в этот самый процесс, надо усилить их потенциал и учителей для оказания практической помощи таким ребятишкам. Необходимо также дальнейшее продвижение в республике модели инклюзивного образования, а для этого надо оказывать непосредственную помощь педагогам и студентам-волонтерам в реализации этой модели. А в продвижении инклюзии на национальном уровне усилить поддержку ее со стороны государственных структур.
2     Сотрудники ФЕЦА организовали для журналистов специальный пресс-тур по Нарыну и Тонскому району Иссык-Кульской области, чтобы они на местах посмотрели работу по продвижению инклюзивной образовательной модели. Надо заметить, что первый ресурсный центр такого образования открылся летом 2012 года в Чуйской области на базе Лебединовской школы-гимназии №1. Он представлял собой отдельный класс, где дети с особыми нуждами наравне с другими ребятами смогли пройти подготовку, необходимую для поступления в обычную среднюю школу. Главный принцип работы центра — индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, ресурсный центр позволил продемонстрировать академические способности ДОВЗ,  его деятельность поддержана дипмиссией Новой Зеландии.
Поначалу тут обучались 12 детей,  4 выпускника из первого потока  смогли успешно поступить в массовую школу. На  второй поток, как сообщили прессе, уже набрали три группы по 12 ребятишек, они также хорошо прошли обучающий курс и осенью пойдут в первый класс. А к тому времени в центре подготовят и третий поток. Следом за чуйцами прошлой осенью аналогичные ресурсные центры открыли в Оше и Нарыне.
2

Мы побывали в нарынском центре, открытом на базе городской средней школы №8 имени Арстанбека Буйлаш уулу. Ее директор Кубан Мамбетов рассказал, что здесь созданы все необходимые условия для эффективного обучения детей. В классе, который отвели под эти цели, провели евроремонт, оборудовали санузел, на все это, а также на оснащение  мебелью, наглядными пособиями и игрушками, выделили 10 тысяч долларов. Сейчас здесь обучаются 15 ребятишек с особыми нуждами. Это дети с различными диагнозами: ДЦП, нарушения слуха, речи и зрения, аутизм и задержка психического развития. С ними ведут занятия 3 педагога.  Они, отметил директор, прошли специальные тренинги и семинары, организованные Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), где социальные педагоги получили необходимый объем знаний о детях с ограниченными возможностями, об их психологических особенностях и о педагогических потребностях.  И, считает К. Мамбетов, главное — подготовили к работе с детьми с особыми нуждами, дали настрой и смотивировали учителей на эту благородную деятельность.
Мы познакомились с педагогами, которые обучают ребят. Клара Кычукова проводит с ними интерактивные уроки, она победитель областного конкурса на звание «Учитель года». Кроме детей, обучает в центре также учителей из других школ области, где есть ДОВЗ. Учительница начальных классов Зайнель Абулгазиева, имеющая большой педагогический стаж, также прошла тренинги по обучению детей с особыми нуждами и теперь готовит их к поступлению в школу. Занимается с ними и преподаватель немецкого и английского языков  Мунара Ниязалиева. Она с прошлого года  работает в этом проекте, а вообще трудится в знаменитой нарынской школе-гимназии имени В. Чкалова, но на предложение вести занятия в ресурсном центре охотно согласилась. Когда при нем открыли еще и внешкольные клубы «Надежда» и «Радуга», привела в них старшеклассников из своей школы.
5

Клубы имеют свои цели и задачи, но миссия у них одна — здоровые дети помогают детям с особыми нуждами. Каждый клуб состоит из 15 человек, половина из них — это дети с ограниченными возможностями здоровья из начальных классов, а вторая часть — волонтеры-старше-
классники. Каждый клуб уникален по своему формату в зависимости от потребностей детей в той или иной школе, в Нарыне, к примеру,  это своеобразные мастерские. А в школе №8 устроена экспозиция поделок и рисунков ребятишек с особыми нуждами, которые являются членами внешкольных клубов, есть тут и творческая мастерская, в которой используются методы арт-терапии. В других школах, задействованных в проекте ФЕЦА, функционируют  дебатные клубы.
3     У всех своя форма. Волонтеры из «Надежды» носят желтые отличительные футболки. У них есть негласное разделение обязанностей: мальчишки гуляют с детьми-инвалидами, а девочки помогают учить уроки. Они полностью взяли на себя заботу о своих подопечных. Ученицы 8-го класса школы №8 Медина Сатарова и Динара Шеринбекова сообщили нам, что их клуб «Надежда» назван так не случайно:  «Мы хотим дать детям с ограниченными возможностями надежду на будущее, чтобы они научились писать, читать, что у них все впереди».
1Родные детей с ограниченными возможностями всячески приветствуют появление внешкольных клубов. Мы побывали в доме мальчика с ДЦП Алишера Джакыпбекова, которому 11 лет, он инвалид с детства,  а в прошлом году пришел в первый класс, хотя по возрасту должен был учиться со сверстниками уже в четвертом. Мальчик — колясочник и потому не выходил из дома. Мама Назгуль Джакыпбекова одна воспитывает троих детей, из которых Алишер старший. Она рассказала, что благодаря центру ребенок уже многое умеет. Его привели в школу, и он учится в первом классе. А еще у Алишера есть мечта встретиться с депутатом Жогорку Кенеша Дастаном Бекешевым, которого видел по телевизору. Он узнал, как тот преодолел себя и стал членом парламента, теперь мальчик всегда смотрит  трансляции с заседаний ЖК, чтобы увидеть своего кумира.
Дальнейший маршрут медиатура привел нас в Боконбаево, центр Тонского района, где мы стали участниками и свидетелями флешмоба — акции, направленной на продвижение прав детей с особыми нуждами на образование и социальную защиту. В спортивном зале Тонской спортшколы собрались дети, их родители, общественность района. А затем заместитель акима Тонского района Нурия Толенгутова дала старт массовым спортивным состязаниям, национальным играм, в которых соревновались детишки с ограниченными возможностями здоровья. А помогали им в этом,  горячо поддерживали и подбадривали во время веселых стартов и эстафет, в забрасывании мячей в корзину, альчиках и конкурсах на лучший рисунок их обычные друзья-сверстники. И глядя на состязавшуюся ребятню, азарт и стремление к победе, которыми  сопровождалось все действо, порой забывалось, что в соревнованиях участвуют дети-инвалиды и ребята с особыми нуждами. А какой замечательный концерт из танцевальных композиций, песенных номеров, выступлений юных манасчы подарила всем собравшимся в спорткомплексе эта  позабывшая на время о своих недугах детвора!
Н. Толенгутова рассказала, что  подобные акции у них  проводятся регулярно. В районе с ДОВЗ сотрудничают общественная организация «Шолоколь», ОО «Бейпил», общественный фонд «Хадича», реабилитационный центр «Мээрим». Большая работа проводится с самими родителями детей с ограниченными возможностями. Они приходят на обучающие семинары и видят, что не всегда нужно отдавать детей в школы, с ними можно работать и дома. В организации «Шолоколь» как раз обучают самих родителей. В подобных центрах в районе трудятся опытные педагоги, детей там доводят до уровня, когда те могут пойти в обычную школу. Подобным обучением в районе сейчас охвачено порядка 150 ребятишек с особыми нуждами.
5     Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» реализуется в ФЕЦА уже более четырех лет. За этот период разработан ряд учебных пособий, направленных на оказание помощи в обучении ДОВЗ. В минувшем году, к примеру, среди школ распространено 1 500 комплектов под названием «Я смогу!», которые включают в себя книгу и рабочую тетрадь. Учебник используется в качестве методического пособия для работы в инклюзивном классе, то есть подходит для всех детей. «Сейчас он  используется учителями начальных классов, и мы получили немало положительных отзывов о книге, — говорит координатор проектов ФЕЦА Анара Надирбекова. — Над ее изданием работали представители Министерства образования и науки КР, а также преподаватели факультета дефектологии университета имени И. Арабаева. К этой осени, как нам  сообщили, в ФЕЦА намерены выпустить аналогичное издание, но уже предназначенное для детей постарше».
4     В формате задач по продвижению модели инклюзивного образования Фонд Евразия Центральной Азии заключил меморандумы о сотрудничестве с более 100 школами республики, а также с местными органами и НПО, действующими  в данной сфере. Различного рода поддержку получили более 2 500 родителей и педагогов, которые работают с детьми с особыми нуждами, больше 600 ребятишек получили поддержку для обучения в обычных массовых школах, среди родителей распространено 700 наборов информационных материалов. Также доработан проект рекомендаций по реализации в Кыргызстане положений Конвенции ООН о правах инвалидов в их доступе к образованию, снят документальный фильм о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в республике. И делается все это с единой целью, чтобы у каждого ребенка появился шанс получить образование и построить свое будущее!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Влада УШАКОВА.

 

 






Добавить комментарий