Аэропорт ищет инвестора
Под председательством вице-премьер-министра В. Диля прошло заседание Межведомственной комиссии по мониторингу и координации создания авиахаба в Международном аэропорту «Манас».
Уход Центра транзитных перевозок из «Манаса» значительно ослабит финансирование главного воздушного порта страны. Какую стратегию экономического развития выбрать, на чем акцентировать внимание, чтобы привлечь авиаперевозчиков к нам, — эти вопросы решает межведомственная комиссия, поэтому в ее состав входят, помимо представителей руководства самого аэропорта, сотрудники министерств и ведомств страны.
Сегодня главный вопрос для менеджеров воздушной гавани касается того, как повысить доходность от деятельности предприятия. Вице-президент аэропорта Даир Токобаев привел такую статистику: если раньше за счет ЦТП поступало до 3 миллиардов сомов в виде инвестиций, то на конец 2014 года прогнозируется прибыль чуть более 2 миллиардов сомов. В этом случае, по мнению Д. Токобаева, доходы аэропорта покроют только расходы, а выплаты в бюджет резко сократятся.
Как отметили представители ОАО «Манас», есть возможность повысить поступление денег за счет увеличения количества транзитных авиарейсов, поскольку страна у нас маленькая и число отечественных пассажиров ограничено. В рамках этой программы пока открыта одна линия Стамбул — Бишкек — Улан-Батор. — Идея развития транзитного пункта имеет большие перспективы, исходя из выгодного географического положения Бишкека на пути из Китая в Европу, — выразил мнение президент «Манаса» Албек Ибраимов. Например, расстояние от Гуаньчжоу до Бишкека равно расстоянию из Бишкека до Будапешта. А удобный и короткий путь всегда имеет преимущество и привлечет в Кыргызстан авиаперевозчиков грузов и пассажиров. Для этого готовят и аэропорты в регионах. Так, на днях аэровокзал в Баткене получил статус международного, ведутся работы по реконструкции воздушного порта в Тамчи.
— Самым большим преимуществом в создании авиахаба должен стать дешевый керосин, — сказал Албек Ибраимов. — Основным поставщиком керосина была и остается компания «Роснефть».
Он проинформировал собравшихся о том, что «Роснефть» готова выкупить 50 процентов акций заправочного комплекса в Оше за 4 миллиона долларов и вложить в него в виде инвестиций еще 6 миллионов.
Д. Токобаев доложил собравшимся, что аэропорт «Манас» ведет поиск инвесторов, и озвучил восемь проектных предложений, которые уже поступили из-за рубежа и находятся на рассмотрении. Например, китайская компания предлагает вложить 125 миллионов долларов в аэропорт Оша, другая китайская фирма планирует вложить 73 миллиона в инфраструктуру Иссык-Кульской области и аэропорт Тамчи, также имеется возможность привлекать туристов из Поднебесной. Но, как отметил Д. Токобаев, у компетентных органов есть опасения, что за такой деятельностью может таиться скрытая трудовая миграция в нашу страну.
Также российская компания «Новапорт» готова инвестировать более 300 миллионов долларов в развитие аэропортов Оша и Бишкека. Есть проект по открытию линии из Бишкека в Молдову, а оттуда у пассажиров появится удобная возможность попасть в Европу. Помимо этого, ЕБРР обещает около 20 миллионов на любые инвестиционные проекты, в том числе и для региональных аэропортов, но их условие касается того, что кредит должен возвращаться в евро и под 6-7% годовых. Д. Токобаев напомнил, что все эти предложения пока находятся на рассмотрении.
Представители аэропорта поделились и своим проектом, который посодействовал бы процветанию предприятия. Это создание в «Манасе» свободной экономической зоны, что могло бы привлечь инвесторов. Но для этого необходимо решение Жогорку Кенеша.
— Я готов сделать все от меня зависящее, чтобы ускорить рассмотрение указанного законопроекта, — поддержал эту идею В. Диль. — У нас нет времени ждать, и в вопросе создания авиахаба необходимо действовать быстро и эффективно. При этом нужно выбрать наиболее оптимальный вариант развития аэропорта «Манас» для того, чтобы он стал действительно крупным воздушным транзитным центром.
Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More