Main Menu

БЕССМЕРТНЫЕ ГЕРОИ АСАНА ТУРСУНКУЛОВА

В Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева состоялось открытие персональной выставки члена Союза художников КР Асана Турсункулова. Автор назвал представленную им тематическую экспозицию «Олбос баатырлар» («Бессмертные герои»), которая включает в себя 97 портретных произведений и несколько эпических полотен. Он посвятил свои работы народу Кыргызстана, его лучшим сынам, поднявшимся на защиту демократических преобразований в республике 7 апреля, а также ошским событиям  2010 года и подвигу жителей села Аксы Джалал-Абадской области, которые первыми выступили против властного тоталитарного семейного режима. 

4«Главное, что я хотел показать в своих работах, это напомнить о подвиге простых граждан страны, защищавших основы демократии, сохранивших заветы предков и историческую память. Я надеюсь, что принесенные жертвы не были напрасными и подобная трагедия никогда не повторится!» — сказал Асан Турсункулов. Основную художественную задачу, которую автор поставил перед собой, он видел в прославлении народного подвига изобразительными средствами, чтобы призвать кыргызстанцев к межнациональному единству, братству и взаимодоверию. В открытии выставки приняли участие видные общественные деятели, представители правительственных структур, СМИ, творческая интеллигенция, участники апрельских и аксыйских событий.

3О творческом подвижничестве автора, об его огромном труде по увековечению памяти участников теперь уже исторических событий 2005-го и 2010 годов, о непреходящем нравственном уроке и воспитательном значении для молодых поколений кыргызстанцев представленной  экспозиции говорили  на церемонии ее открытия лауреат Премии  им. Токтогула Ю. Шыгаев, народный художник республики Дж. Кадыралиев, известные общественные деятели А. Салымбеков, Т. Тургуналиев, руководитель общественного объединения «Аксы» М. Токтогулов. О работе над тематическим художественным циклом портретов павших героев рассказал пришедшим на выставку автор полотен член Союза художников КР А. Турсункулов.

2Он  заметил, что главное, о чем думал, создавая свои картины, — поведать всем о мужественном величии подвига простых граждан страны, защитивших основы народной демократии, сохранивших заветы предков и историческую правду. Художник рассказал, что замысел написать портретный цикл пришел  к нему сразу после трагических событий в Аксы, участником которых он был сам. Ему не давала покоя мысль, как власть могла применить против своих граждан оружие. Ведь с ними нужно было говорить, убеждать их совсем другими аргументами, людей прежде всего необходимо выслушать и прийти к общему согласию.

1Семейно-клановый режим не захотел выслушать собственный народ и выбрал для убеждения самый отвратительный вариант — стрельбу по мирным людям, что вызвало праведный гнев народа. И он впоследствии вылился в целую цепь трагических событий 2010 года на юге республики. Осмыслив  суть случившегося  в Аксы, Оше и Джалал-Абаде, художник решил, что лучшей памятью мужеству и отваге  кыргызстанцев, положивших свои жизни за свободу и демократические преобразования Отечества, будут их портреты, в которых автор постарался воплотить лучшие черты характеров ушедших от нас борцов за независимый и демократический Кыргызстан. Каждую портретную работу, помещенную в музейную экспозицию, сопровождают краткие данные об изображенном на ней человеке — участнике  исторических перемен в жизни суверенной республики. Есть в открывшейся экспозиции и эпические полотна на тему  древней истории Кыргызстана, в которых автор как бы передает завет героических предков защищать и свято беречь честь и свободу Отечества.

Портретный жанр, по признанию самого А. Турсункулова, является одним из любимых в его творческой манере. Он и раньше пробовал себя в тематических портретных сериях. В 2001 году написал цикл изобразительных произведений «Кылым дастаны», который вылился в персональную выставку художника. В ее экспозиции  он представил 55 работ, запечатлевших видных государственных и общественных лидеров кыргызского народа, известных деятелей культуры и искусства, проживших короткую, но яркую и насыщенную жизнь во славу родного Кыргызстана.

5Другим подобным циклом мастера кисти стала  портретная галерея «Алтын чойчок» («Золотая чаша»), посвященная строителям Камбар-Атинской ГЭС-2. Это непохожие и вместе с тем узнаваемые образы простых людей: водителей, крановщиков, монтажников, скалолазов, чабанов, которые стали прототипами авторских полотен. У них он учился  по-настоящему трудиться и понимать истинный смысл человеческого предназначения.

Многогранному дарованию А. Турсункулова подвластны разные техники и творческие манеры, он одинаково успешно реализует себя в графике, живописи, пейзаже, натюрморте, эпических композициях. Все эти жанровые поиски были представлены на девяти его персональных выставках в карандашных зарисовках, акварельных и графических листах, картинах на исторические темы, написанных маслом пейзажах родных мест. Ему удается гармонично соединять  мифические и реальные образы, чтобы сегодняшний зритель  смог узнать о далеких от него по времени событиях. Турсункулову все любопытно и интересно: лица легендарных богатырей и умудренных судьбой аксакалов, рабочих-гидростроителей и парней с революционной столичной площади 2010 года. Художника как будто охватывает творческая  жажда, и он стремится перенести на холст окружающее бурное бытие со всеми его печальными и светлыми событиями, в которых самозабвенно живут, трудятся и любят соотечественники. Именно чувство неистребимой любви к людям и родной земле и подвигает Асана Турсункулова на создание художественной истории своего народа, в которой несомненен национальный колорит и звучит страстный призыв глубоко знать, помнить и не забывать  родные корни и  истоки.

Александр ШЕПЕЛЕНКО. 

Фото ИгоряСАПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий