Main Menu

Государство и религия: корректируем законы

В Национальном институте стратегических исследований состоялся круглый стол на тему "Государство и религия в Кыргызской Республике. Роль и место религии в современной кыргызской политике и роль (функции) государства в определении религиозной политики".

На встрече эксперты проанализировали текущую религиозную ситуацию в Кыргызстане, обсудили деятельность рабочей группы Совета обороны по реформе государственной политики в религиозной сфере,  оценили влияние религиозных школ, учреждений, высказались за внесение изменений в законодательство Кыргызстана и наметили возможные сценарии развития религиозной политики в стране на ближайшую перспективу.

В своем выступлении  заместитель директора НИСИ Арсланбек Омурзаков отметил, что по решению Совета обороны признана ошибочной сложившаяся в первые годы независимости практика дистанцирования госорганов от регулирования процессов в религиозной сфере. И подчеркнул, что Указом Президента КР поручено правительству, 

госорганам, органам МСУ, государственным организациям и учреждениям республики и рабочей группе Совета обороны по реформе государственной политики в религиозной сфере незамедлительно приступить к выполнению задач и реализации мер, определенных решением Совета обороны о государственной политике в религиозной сфере от 3 февраля 2014 года.

В свою очередь руководитель экспертной группы по совершенствованию религиозного законодательства Назира Курбанова выступила с докладом, посвященным совершенствованию религиозного законодательства страны. Она отметила важность разработки новой программы развития религиозной политики и выделила основные противоречивые моменты нашего законодательства. В частности, Н. Курбанова проанализировала 22 статьи   законопроекта. 

И сообщила, что рабочая группа Совета обороны разрабатывает словарь религиозных терминов. "Религиозный культ", "секта", "религиозный символ" приводятся в виде терминов и определений, однако больше нигде по тексту не употребляются", — сказала Назира Курбанова. Докладчик привела пример, что противоречие в ст. 5 "Государство и религия" исходит из понятия "прозелитизм".  "Хотя в Законе "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" идет запрет на прозелитические действия миссионеров, направленных на обращение верующих одних конфессий в другие, он воспринимается как запрет перехода человека из одной религии в другую. Тогда как по  международным нормам и Конституции КР (статья 32, пункты 2, 3)  прозелитизм разрешен, человеку нельзя запретить менять веру, убеждения,  каждый вправе выбирать, иметь, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Нет необходимости здесь прописывать термин "прозелитизм", так как он противоречит также ст. 18 Всеобщей декларации прав человека (1948), ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ратифицированных КР", — подчеркнула  Назира Курбанова.

Акылбек Салиев в своем докладе отметил, что впервые за более 20 лет независимости Кыргызстана глава государства четко обозначил задачу разработки новой Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. "Заявленный в решении Совета обороны "кардинальный пересмотр принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия" как раз и должен послужить тому, чтобы государство имело полное право все процессы в религиозной сфере направить в правовое русло", —  заявил он.

И отметил, что немаловажна задача нового подхода государства к религиозной теме  — обеспечение гармонии исламских и национальных ценностей.

В итоге члены рабочей группы Совета обороны учли высказанные замечания и пожелания. Напомним, что его рабочая группа разрабатывает проект новой редакции Концепции государственной политики в религиозной сфере, который следует подготовить к 1 апреля 2014 года.

Соб. инф.






Добавить комментарий