Main Menu

Уж ты, доля наша пассажирская!

— Чуть из одежды не вытащили, — возмущается  на остановке раскрасневшаяся девушка, оправляя на себе кофточку и юбку. Позади нее из переполненного автобуса выскальзывают не менее истрепанные люди, а перед входной дверью решительно сгрудились новые пассажиры, готовые к штурму салона. Отчаянное желание влезть в автобус вполне понятно: опоздать на работу никто не хочет.

С наступлением осени транспортные проблемы вновь приобрели для бишкекчан особую актуальность. Утром и вечером маршрутки и автобусы, курсирующие между центром и спальными районами,  забиты. Водители бусов еще и лихачат, охотясь наперегонки за новыми клиентами. Пассажиры, пытаясь удержаться на виражах,  понимают:  не дай Бог, авария, и братская могила всем обеспечена.
Мнением об  услугах транспортников мы решили поинтересоваться у самих горожан.
— Очень плохо ходят 33-й автобус и 10-й троллейбус, — жалуется пенсионерка Раиса Михайловна. — Водители автобусов порой  проезжают мимо остановки или же, увидев, что к посадке готовы только пенсионеры, выпускают пассажиров и уезжают, даже не открыв дверей.
А вот пожилой бишкекчанин Константин Степанович озадачен другой проблемой: до центральных ворот Чон-Арыкского кладбища не ходят ни маршрутки, ни автобусы.
— Я доезжаю на 118-м до конечной остановки, а оттуда до кладбища  несколько километров. Поэтому приходится нанимать такси. Один раз заплатил  200 сомов, другой — 300, — возмущается пенсионер. — Почему бы не организовать прямые рейсы до самого кладбища?  Как пожилым людям добираться до могил своих близких?
Айнура — жительница микрорайона «Аламедин-1» — пожаловалась на то, что тяжело утром добираться до работы.
— Автобусы и маршрутки заполнены до отказа, всем надо ехать, порой приходится пропустить не одну машину, пока удастся сесть в более-менее свободную, — делится впечатлениями молодая женщина.
Жалобы пассажиров мы переадресовали начальнику Управления городского транспорта Геннадию Милицкому.
— Сегодня на маршруты ежедневно выходят 82-85 троллейбусов и около  260 автобусов. Помимо этого, в автопарке сейчас еще 230 автобусов. Они не выезжают, потому что были разбиты стекла во время апрельских событий прошлого года, — рассказывает он о ситуации.
По словам Геннадия Алексеевича, стоимость стекол очень высока и пока у  департамента нет средств,  чтобы закрыть зияющие проемы в салонах. Так что автобусы, годные к эксплуатации, стоят на приколе.
— Вы как-то рассчитывали, что осенью необходимо увеличить количество пассажирского транспорта?
— Конечно, с сентября стали выпускать на линии больше  автобусов. Если летом горожан обслуживало 220 машин, то сейчас — почти 260. Вместо 1 300 маршруток, работавших в прежние  месяцы, сейчас выезжает 1 900, — объясняет
Г. Милицкий. — Чтобы решить транспортную проблему в Бишкеке, необходимо около 1 000 автобусов и 160-170 троллейбусов. Но  своих средств у города на приобретение машин нет.
По словам моего собеседника, есть надежда на получение гранта в несколько миллионов долларов в Европейском банке развития. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры. Если они будут успешными, то на эти деньги столица обзаведется современным  вместительным пассажирским транспортом.
Звучит, конечно, оптимистично, но когда они придут, эти грантовые миллионы, в виде троллейбусов и автобусов? Так что пока нам, пассажирам, придется втягивать животы, чтобы занимать меньше места в маршруточной толчее, особо не возникать и не злить водителей.
Кстати,  о культуре, вернее,  о нарушениях ее в общественном транспорте. Столкнувшись с подобным, жители могут обращаться со своими претензиями в Управление городского транспорта. Здесь на грубиянов-водителей можно найти управу. Чаще всего жалуются на то, что водители курят  за рулем, грубят, неряшливо одеты или что  маршрутное такси имеет неприглядный вид.

Без  высоких штрафов порядка не навести
Еще одна болевая точка транспортных артерий — заставленные автомашинами остановки. Чаще всего это можно наблюдать  у  рынков столицы. Одна из таких — остановка у Аламединского базара по улице Алма-Атинской.
Пространство перед ней заняли  такси, за ними выстраиваются в ожидании клиентов маршрутки, идущие на «Дордой» или в село Ленинское. Минуя их, пассажир  выходит на дорогу, под колеса машин, ловить нужную маршрутку. Поэтому неудивительно, что бусы тормозят на проезжей части и автобусы загораживают проезд. Перед бамперами снуют народ, нагруженный сумками со снедью,  и тачки. Тут же выгружают из машин товар.
По поводу такого безобразия мы обратились к начальнику Управления безопасности дорожного движения ГУВД Бишкека полковнику Ыманалы Саркулову.
— У нас не хватает  людей, чтобы навести порядок на остановках, — посетовал мой собеседник. — Сотрудники ГАИ работают в три смены. Получается, в одной смене за безопасностью на дорогах Бишкека следят всего семь десятков человек! Да только возле Ошского рынка, где сейчас идет ремонт улиц, приходится задействовать 20 сотрудников! Поэтому взять под контроль все остановки у нас нет пока  физической возможности.
По мнению главного дорожного инспектора города, у этой проблемы две причины. Первая — большое количество транспорта. Если в   2005 году в столице было 80 тысяч автомобилей, то сейчас их вдвое больше. Плюс машины, приезжающие из регионов. А вторая причина большого количества правонарушений на столичных дорогах  — низкие штрафы и недостаточные меры по отношению к виновным.
— Что говорить о штрафах за мелкие правонарушения, если за вождение в пьяном виде предусматривается либо лишение прав, либо штраф от 1 500 до 2 000 сомов. Для владельцев автомобилей  ценой в несколько десятков или даже сотен тысяч долларов  такие расходы ничего не значат. Мы обращались в Жогорку Кенеш с просьбой усилить административную ответственность за нарушение правил дорожного движения, но депутаты не пошли нам навстречу, — рассказал Ы. Саркулов.
Кстати, по словам полковника, вопреки бытующему мнению, водители пассажирского транспорта — не самые злостные нарушители на магистралях. По статистике, в 80% случаев виновниками являются владельцы легкового транспорта.

Сервис тот же, тарифы новые?
Пока чиновники разводят руками на жалобы горожан и по привычке говорят об отсутствии средств, необходимых для наведения порядка, пассажирам дорожные перипетии  в ближайшее время обойдутся дороже.
По словам начальника Управления городского транспорта           Г. Милицкого, к очередной сессии депутатов столичного кенеша в этом подразделении мэрии готовит документы, указывающие на необходимость поднять оплату за проезд в общественном транспорте: в маршрутных такси — до 10 сомов, в автобусах  — до 8.
— Те тарифы, что действуют сейчас, ввели, когда стоимость ГСМ была намного ниже, — приводит аргументы чиновник муниципалитета. — За это время поднялись цены  на многие товары, а плата за проезд осталась в тех же размерах, эти суммы не окупают затраты на перевозку людей. Скажу на примере Бишкекского пассажирского транспортного предприятия (БПТП): себестоимость провоза одного человека на автобусе — 10 сомов, в троллейбусе — 8 сомов. Поэтому транспортники работают себе в убыток. Задолженность БПТП — 75  миллионов сомов! Откуда брать средства на ремонт, приобретение новых машин, оплату труда водителей?
Такое решение Управления городского транспорта поддержат владельцы маршруток. Понять их, пожалуй, можно: машины старые, дороги на окраинах плохие, случаются поломки, а детали для авто и на горючее дорожают. Но повышение тарифов должно вести к повышению качества услуг. А этого в нашем случае не произойдет: машин больше не станет, и комфорта не прибавится. Впрочем, повышать стоимость проезда или нет — будут решать депутаты.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий