Main Menu

Больше приобрели, чем потеряли

Юбилей суверенитета   страны  кыргызстанцы отметили  на удивление радостно, зрелищно, в пышном многоголосье, военным парадом, демонстрацией трудящихся, масштабными театрализованными представлениями.

На центральных улицах, в парках нельзя было протолкнуться. Праздник  удался, его хорошо подготовили, складывалось впечатление, что мы, кыргызстанцы, совсем не бедные, отмечаем юбилей не хуже других постсоветских республик.
Встретила на площади старых знакомых,  спросила их, что они думают  об уровне экономической  свободы в  нашем крае. Со мной   с удовольствием  поделились своими  впечатлениями  депутат Жогорку Кенеша Эсенгул Исаков, глава Беловодского айыльного округа  Александр Кононов,  жительница Баткенской области Назида Курбанова, таш-кумырский строитель Станислав Береговой. Он приехал на праздник независимости в  столицу, в гости к сестре,  на  парад пришел с внуками.
— Настроение приподнятое,  отдыхаю, с удовольствием смотрю  на  нарядных бишкекчан с воздушными шарами и транспарантами, — начал разговор Станислав Васильевич. — Невольно вспоминаю советские праздники с их парадами, музыкой, и на сердце становится легко. Думаю, что будущее у нашей страны, несмотря на все пережитое, неплохое.
Но  мы, кыргызстанцы,  вечно торопимся, нам хочется все получить сразу. Живем-то в рыночных условиях всего два десятка лет, у многих в  головах старые  понятия. Теперь у нас  парламентская республика, но мы опять  недовольны: у партийцев нет  единого мнения… Но его и не должно быть! Все проголосовали за новую Конституцию, не хотели, чтобы решения принимал один человек.
Коалиционное правительство  разделило между победившими партийными фракциями министерские должности, это нормально. Разве нам  было хорошо,  когда  всецело зависели от одной партии?  Многопартийность хороша тем, что  предусматривает  политическую конкуренцию, наличие  оппозиции. В борьбе за власть  члены партийных альянсов  будут  внимательно   следить друг за другом, критиковать, это же замечательно! Эдак лет через 5  наведем   в стране порядок,   тогда сможем зарабатывать себе на достойную жизнь и пополнять бюджет налогами.
О свободе бизнесменов, от которых зависит  количество рабочих мест, говорим давно и с воодушевлением.  Но наши управленцы до сих пор не  считают новый класс деловых людей главной движущей силой истории. В министерствах  создали  какие-то отделы управления бизнесом, смешно же! Не любят у нас  успешных людей, у которых  что-то получается, гложет зависть. Славу Богу,  у молодых  нет социалистических шор, им и строить  капиталистическое будущее.
К реформе третьей независимой ветви  власти — судебной — приступили поздно, только после  апрельской революции 2010 года. Двадцать лет  судьбы  людей, бизнесменов, компаний зависели не от  буквы закона, а от  звонка сверху. Судьи не виноваты, они просто не умеют работать по-другому. В Советском Союзе  вердикты   зависели от  рекомендаций одного органа —  Коммунистической партии.  Эти судебные специалисты  остались на своих местах. Требуется время, чтобы разгрести  авгиевы конюшни.
К сожалению, у  многих людей  менталитет садовника: утром посеял — вечером  собираю урожай. Хотим жить, как за границей, но быстро  ничего не делается,  это процесс. Надо работать всем,  а не ждать, что изберем  хорошего президента и он нас враз осчастливит.
Свобода дается с трудом, хочется, чтобы за тебя кто-то   похлопотал, сделал необходимое усилие.  Иждивенчество  прочно засело в головах; подлинную свободу, как подарок судьбы, получили неожиданно и толком не знаем, как ее использовать:  ищем себе, как рабы,  нового  хозяина.
Фермер  обращается  к правительству: купи у меня огурцы, помидоры, не знаю, кому продать. А где же твоя самостоятельность? Дополнительные суммы в бюджете могут  накапливаться от реализации промышленных товаров, как в развитых странах. Кыргызстан, к сожалению,  похвастать  индустриальной мощью не может. Нам  необходим  лидер,   который бы  пальцем  указывал  направление движения.

Ликвидировать  посредника

О втором моем собеседнике,  депутате  Жогорку Кенеша Эсенгуле Исакове, знаю следующее: он  из Кеминского района, возглавляет Аграрный  комитет в  ЕврАзЭС,  пионер фермерского движения в Кыргызстане,   в советское время работал на горно-металлургическом комбинате, сын колхозника.
В перестройку, при  М. Горбачеве,  создал в Кеминском районе арендную бригаду, взяв  три отары овец и 200 гектаров пашни. Два года сельчане работали по-новому, но результаты ожиданий не оправдали: получили за свой труд мизер, а доход ушел на содержание  руководителей совхоза «Кызыл-Суу».
После  указа первого президента Кыргызстана о введении  частной собственности на землю  Э. Исаков с отцом и  тремя братьями, заручившись поддержкой секретаря райкома партии, решил еще раз пожить на вольных хлебах. Экономика  вставала  на рыночные рельсы,  «раскулачивание» больше не грозило. Энтузиасту выдали временное удостоверение на право пользования  землей, предоставили овец, лошадей. С помощью семьи засеял делянку  кормовыми травами, и  все задуманное осуществилось.
После этого положительного результата  70% работников совхоза подали заявления и вышли из коллективного хозяйства  —  пример семьи  Исаковых  вселил уверенность в преимуществе частной собственности.
— Наша республика   считается аграрной, — говорит депутат, — аграрный сектор реформировался без крови, считаю это главным завоеванием. Были, конечно, ошибки, мы создали мелкотоварное, «лоскутное» земледелие. Сегодня  приходится исправлять,  менять законы, вносить в них дополнения, чтобы они работали на людей, и прежде всего на аграриев.
В самом начале мы взяли курс на децентрализацию. Беда в том, что  власть не могла финансово подкрепить  МСУ, многие айыл окмоту до сих пор живут на  бюджетные дотации, получают  стимулирующие, категориальные гранты из республиканской казны.
Законы тоже  принимали нужные, радовались, что помогут экономике, ее подъему, но они не работали на  аграриев. Почему? Потому что так называемый человеческий   фактор играл первую скрипку: наверху сидел хан, царь (как хотите называйте), он   сам все  решал, и авторитарность негативно сказалась прежде всего на жизни сельского населения. Думаю, бесконечно так продолжаться не может, найдется человек, который скажет:  «Мое правление  временное, хочу оставить  положительный след в истории своей страны». И тогда его имя  занесут  в Красную  книгу, а  сегодня наши правители только в черном списке.
Государство создает  условия  для подъема экономики,  но  из народной казны направляет мало средств  на поддержку  непосредственно  производителей  — фермеров, животноводов.  Если аграрный сектор дает  40% ВВП, то и снабжать его следует соответственно. Следим за  выделением бюджетных средств  образованию, здравоохранению, и это правильно, но в регионах живут те же педагоги, врачи, сельская интеллигенция, которой выдали землю. Давайте  поможем и им!
В Министерстве сельского  хозяйства много чиновников, отделов, а ведь достаточно   всего  40 специалистов по маркетингу, прогнозированию, анализу, сбыту. Их надо пересадить из центра  в районы, пусть там работают.  Тогда  исчезнет многочисленная армия посредников между государством и бизнесом,  которая,  ничего не делая,  обогащается. За ней стоят властные структуры, управленцы, потому-то  и чувствуют  себя  иждивенцы вольготно.
А крестьянин вынужден продавать  выращенное своим трудом за мизер, ведь прямого выхода, скажем, на  аграрную биржу у него нет. Да и нет таковой в республике. Фермеры в рынке уже двадцать лет, чего не скажешь о  чиновниках, которые живут, как при прежнем режиме: получают деньги  из бюджета и ничем не помогают сельчанам.
Хорошая перспектива появится, если вольемся в Таможенный союз трех стран, среди которых основные наши торговые партнеры — Россия и Казахстан. Горючее не будет дорожать так стремительно, начнется стабильный экономический рост.  Ведь  таможенный альянс имеет договоренности о продаже  продуктов и товаров в европейские страны,  об использовании транзитных  транспортных коридоров.
Кроме того, страны ЕС  через Таможенный союз готовы  построить в Кыргызстане перерабатывающие комбинаты, чтобы  приобретать экологически чистую, качественную продукцию.
Закон один для всех: президента,  парламентария,  правительства. И каждый должен отвечать за свои действия перед  народом согласно  законодательству, в особенности  силовые и правоохранительные ведомства,  работники прокуратуры и МВД. Если кого-то из них  уличат в нарушении закона, во взяточничестве, то наказание должно быть суровым:  больше этот чиновник не должен занимать  свою должность, более того,  лишаются прав занимать государственные  посты  его дети и внуки.
Парламент   уже работает  над этим.

Есть у нас один секрет

Глава Беловодского айыльного округа Александр Кононов  пропел мне  куплет  жизнерадостной советской песенки: «Есть у нас один секрет: на  двоих нам сорок лет. Как говорят, все впереди». Ну а на одну нашу страну приходится всего двадцать, мы очень молоды и потому амбициозны.
— В первые годы самостоятельности прошла всеобщая приватизация государственной собственности, —  напомнил        А. Кононов,  — в те годы  акции получили те, кто стоял у власти. Это была несправедливая приватизация, недаром люди  метко окрестили ее «прихватизацией».
Нынче на селе создается средний класс,  что будет гарантировать  стабильность в обществе, этого нельзя не замечать. Растет повсеместно количество  малых и средних предприятий, в нашем районе вместе с китайским  инвестором  строим перерабывающий комбинат, он окупит себя в ближайшие годы, тем более что Кыргызстан готовится вступить в Таможенный союз. Значит,  фруктовым и овощным консервам — зеленый свет,  сбыт обеспечен.
В сельской управе  работают 5 школ,  4 детских садика,  у нас 7 000 дворов,  где  проживают  мои  соотечественники    27 национальностей. Не враждуем, знаем хорошо друг друга с детства, правда, русскоязычные продолжают уезжать, дома, земельные наделы оставляют  соседям, знакомым. Часто их недвижимость юридически не оформлена, из-за этого возникают проблемы.
К земле подходим непрофессионально. Есть такие, которые, получив  надел, не использовали  до сих пор ни одного гектара по назначению, с пользой. Правительство помогает  каждую весну приобретать  ГСМ,  гибридные семена, сельхозтехнику.  Стыдно быть бедным, имея  собственный участок, скот. Растет кооперативное движение, за которым будущее. В стране появляются крупные собственники, это радует. В каждом втором доме — несколько машин,  лазерные телевизоры. Верю,  в любых условиях Кыргызстан выживет.  Три года политической стабильности, и у нас все будет.

Страна не раскололась

Назида Курбанова,  Баткенская область:
— После распада Союза все разбрелись по своим  квартирам. У    постсоветских  республик были разные ресурсы и  экономика. Кыргызстан богат  природными кладовыми: в Баткенской области  есть гравий, кварцевый песок, в горах  залежи цветных металлов, но  нет средств, чтобы  добыть их. Нужны инвесторы,  которые не спешат из-за наших революций. За 20 лет пришло осознание того, что мы — единая страна, не раскололись, сумели сохранить себя  после тяжких испытаний.
Прошлогодние трагические события на юге  сделали гражданское общество более зрелым, беда  нас  сплотила. Кыргызы,  узбеки, уйгуры, объединившись в отряды,   ночами  вместе дежурили, охраняли границу, защищали  население от  хулиганов,  криминальных элементов.  Народ  перестал верить в доброго царя и надеяться на    богатых спонсоров. Начинаем сами обустраивать свою жизнь, создаем совместные предприятия,  учим, кормим  своих  детей. Торгуем с узбеками и таджиками. В Баткенской области  лучшие в мире  абрикосы. Правда, есть трудности со сбытом. А через соседний Таджикистан  контрабандой вывозится удобрение,  необходимое нашим дехканам.
Никто из нас не ищет легкой жизни. Хорошо, что была создана   Баткенская область — это большое достижение. За годы независимости мы привыкли к свободе слова,  возможности   критиковать власть, чиновников.   Нужна  политическая стабильность, мы устали от революций.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий