Main Menu

КОРОНА ПЕРВОГО ЛИЦА Об участниках забега, болельщиках и судьях, то бишь о кандидатах, избирателях и наблюдателях

Внимательные наблюдатели не могли не заметить одну деталь на состоявшемся недавно юбилейном саммите СНГ в Душанбе: президент Дмитрий Медведев весьма эмоционально, в свойственной ему чеканной манере обратил внимание коллег — руководителей других республик на проблему  участия миссии  БДИПЧ ОБСЕ  в мониторинге избирательного процесса в наших странах. Россия, как известно, поднимает  этот  вопрос давно, неоднократно заявляя, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе демонстрирует весьма избирательное отношение к развитию демократических процессов во всем мире, допуская явный крен «к востоку от Вены». Речь идет о том, что  государства Запада, по мнению российского руководства, используют Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) как инструмент политического давления на так называемые страны новой демократии, а проще — на  постсоветские республики. Дмитрий Медведев настойчиво рекомендовал  более активно использовать миссии по наблюдению за выборами от СНГ, а также от Межпарламентской ассамблеи Содружества. Они давно и успешно, по его мнению, действуют, и их работа строится на четкой нормативно-правовой базе.
«Это пойдет на пользу нашим странам и будет в лучшей степени способствовать укреплению демократии и всестороннему развитию политических систем наших государств», — заключил российский президент.

Зарубки на память

— БДИПЧ ОБСЕ направляет своих  наблюдателей в Кыргызстан  с 2000 г. За это время оно промониторило  8 выборов и 1 референдум.
— Президентские выборы 2000-го (последние, когда  баллотировался Аскар Акаев) бюро охарактеризовало как «несоответствующие обязательствам ОБСЕ о демократических выборах». В отчете указывалось, что не были соблюдены стандарты  равенства, свободы, справедливости и ответственности.
— Оценивая президентские выборы 2009 г. (последние с участием Курманбека Бакиева), бюро отметило некоторые положительные достижения, но в целом они не соответствовали ключевым обязательствам ОБСЕ о демократических выборах.
За парламентскими выборами 2010 г. наблюдало около 300 посланцев бюро, при этом у 250 миссия была краткосрочная, а остальные прибыли в страну за месяц и находись здесь еще две недели после,  отслеживая процесс рассмотрения жалоб и апелляций.
— О последних парламентских выборах в Кыргызстане  в отчете миссии БДИПЧ написано, что они упрочили демократический процесс и характеризовались политическим плюрализмом, оживленной предвыборной кампанией и доверием к Центральной избирательной комиссии. В то же время подчеркивалась необходимость глубокой избирательно-правовой реформы.

Взгляд со стороны

«… Я хотел бы обсудить  ещё один вопрос.  Тему, которая нас объединяет и, к сожалению, зачастую приобретает болезненный характер, имею в виду организацию наблюдения за выборами и референдумами в наших странах. В течение 2010-2011 годов прошло уже восемь таких кампаний: в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове и Таджикистане. До конца года  будут проведены в Киргизии и России, а в 2012-м  — в Туркменистане, Армении и  Украине. В чём здесь основной вопрос?
Он заключается в том, что соответствующие миссии, которые направляются в рамках процедур БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), как правило, включают огромное количество людей. И международные наблюдатели, которые приезжают по линии ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), порой откровенно демонстрируют политизированный подход к оценке подготовки и проведения выборов. Он, давайте не будем скрывать,  часто основан на двойных стандартах.
Достаточно обратить внимание на то, что в ряде стран, даже где есть определённые проблемы, делегации по линии БДИПЧ состоят из 10-15 человек, к нам же  приезжает по 300-500.
…Все мы, естественно, стремимся к проведению свободных и демократических выборов. Но это не означает открытую дорогу для любой посторонней силы в смысле формирования извне внутренней ситуации в наших государствах. Поэтому предлагаю укреплять сотрудничество в этом направлении». (Выделено нами. — Ред.).

(Из выступления Д. Медведева на Душанбинском саммите СНГ.)

Мнение знатока

«Сравнение справочных материалов, которые получают наблюдатели миссии СНГ, и справочника-инструкции для краткосрочных наблюдателей миссии БДИПЧ позволяет отметить, что последний содержит больше необходимых для наблюдателя сведений,  хорошо структурирован, дополняется специальным информационным пакетом для региональной группы краткосрочных наблюдателей, содержащим подробные инструкции об организации наблюдения в конкретном округе. Вместе с тем он содержит некоторую информацию, имеющую характер политических оценок. Например, в справочнике для выборов в Киргизии в историческом очерке было указано, что «территория нынешнего Киргизстана была аннексирована Российской империей в 1864 году, после чего в значительном количестве стали прибывать русские поселенцы, особенно на Север».
В том же справочнике разделение севера и юга Киргизии объясняется русификацией (!): «Поскольку север был более русифицирован, юг представляется  традиционным,  религиозным, сохранившим родовые связи и являющимся источником политической оппозиции».
…При организации миссий международных наблюдателей СНГ стоит взять за основу справочник-инструкцию БДИПЧ, расширив в нем страноведческую часть и убрав субъективные политические оценки (выделено нами. — Ред.).

Владимир Чуров, «Суверенная демократия и выборы», («Российская  газета», 2007 г.).

Визитка
Владимир Чуров, одной из специальностей которого, кстати,  является журналистика, принимал участие в  наблюдении за выборами в Беларуси, Украине,  Таджикистане, Приднестровье, Палестине, Сербии и нашей стране. В настоящее время  руководит  ЦИК Российской Федерации.






Добавить комментарий