Main Menu

Был примером в творчестве

В связи с недавним юбилеем нашего радио и телевидения мы дали серию публикаций о ветеранах КТР. И вот еще один портрет о человеке очень известном. Да, Улан Токомбаев.

1В 1967 году он окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве. Стал работать на КТР, в отделе кинопроизводства. Показал себя только с хорошей стороны, он признанный поэт, кинодраматург, сценарист, прозаик, режиссер высшей категории. Им были созданы десятки фильмов — «Тайна мелодии», «Боль», «Раненое сердце», «Ата-Журт», «Прерванный полет», «Моя Азия» и др.

Все это было позже, а в 1967 году он прилагает все усилия к созданию «Кыргызтелефильма» при КТР. Привлекает молодых и даровитых сподвижников того времени — А. Видугириса, М. Убукеева, В. Футчева, Д. Садырбаева, Б. Каипова, Э. Уразбаева, Е. Котлова, Д. Соданбека, кинооператоров М. Мусаева, Н. Борбиева, Э. Догдурова, Э. Соронбаева, К. Кыдыралиева, кинодраматургов К. Жусубалиева, М. Гапарова, К. Омуркулова, Л. Дядюченко. Улан Алиевич утверждал всем, что телевидение — этот зарождающийся вид синтетического искусства — в будущем явится мощным фактором воздействия на общественное сознание.

И в 1968 году образовалась студия «Кыргызтелефильм». Первым его руководителем стал Улан Токомбаев. Он был и первым главным редактором. Его фильмы, его творчество оказали большое влияние на дальнейшее развитие молодой студии.

Позже она пополнилась новым поколением выпускников московских и ленинградских вузов: режиссерами, операторами, звукооператорами, монтажерами, организаторами кинопроизводства. Тогда под руководством Токомбаева студия показала себя как высопрофессиональный коллектив, ее фильмы завоевали большое признание не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Работы кыргызстанцев представлялись на региональных, всесоюзных и международных фестивалях, по достоинству были отмечены призами и дипломами. Наградами  увенчаны фильмы «Очкарик», «Кнопка», «Дорога в Париж», «Ак-Моор», «Тайна мелодии», «Заоблачный пастух», «Шесть сигналов в минуту», «Вслед за отарой», «Высокий берег», «День небесных рыб», «Яки рождаются на снегу»…

Улан Токомбаев прекрасно знал нравственные перепады в обществе, убеждал коллег не уходить от злободневных вопросов и проблем. Наследие наших предков, история древних кыргызов оставались главной темой «Кыргызтелефильма». Многие картины, снятые за сорок с лишним лет, по достоинству оставлены в «золотом фонде» кино, -видеоархива КР.

Улан агай писал книги, стихи, выпустил четыре сборника: «Осенняя радуга», «Ласка», «И не проходит любовь», «Самый счастливый человек», вел свою авторскую программу «Я — против». Тут раскрылся его талант тележурналиста.

Был также замечательным публицистом, одно время работал корреспондентом «Литературной газеты», в своих публикациях рассказывал о переменах в социально-экономической и культурной жизни нашей республики.

Своим самозабвенным трудом, отношением к творческим людям и вообще к человеку Токомбаев был примером для многих начинающих киноработников. Воспитал не одно поколение творческих работников, которые внесли свою лепту в культуру и искусство республики. Он был заслуженным деятелем культуры КР, имел Почетную грамоту КР, множество почетных грамот от руководства КТР, Союза кинематографистов КР. До самой кончины Улан Алиевич оставался в гуще всех дел студии, радовался успехам и огорчался неудачам.

Его не стало в 2002 году. Но многие всегда будут помнить его светлый образ.

Сайраш КИЙИЗБАЕВА, 

отличник ОТРК.






Добавить комментарий