Main Menu

Послесловие к голосованию

После того как СМИ, в том числе наша газета, обнародовали фамилии депутатов Жогорку Кенеша, проголосовавших против законопроекта «О внесении дополнения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики» (инициатор — депутат О. Текебаев), предусматривавшего отмену срока давности в отношении преступлений по статьям 292 (государственная измена), 303 (коррупция), части 4 статьи 304 (злоупотребление должностным положением) УК, некоторые из них дали разъяснения.

Так, арнамысовец Талант Узакбаев (брат экс-министра сельского хозяйства) предложил вернуть документ на переголосование. По его версии, он отлучился и кто-то нажал вместо него кнопку, проголосовав против.

Напомним, «Ар-Намыс» оказался в числе тех фракций (еще «Ата-Журт» и «Республика»), наибольшее количество членов которых выступили против законопроекта. Поэтому на своем заседании в пятницу они стали это обсуждать.

Лидер этого депутатского объединения Феликс Кулов сообщил, что поддержал его. По его словам, он изучил, по каким причинам другие депутаты придерживались другой позиции: только из-за статьи «злоупотребление должностным положением», передает АКИpress.

«Приведу пример. Я как-то переговорил с друзьями в Москве, чтобы технику купили, ее привозят за счет моих друзей в Министерство национальной безопасности. Я ее посмотрел и поручил раздать по отделам. Потом меня увольняют, в течение года техника исчезает, а меня обвиняют в том, что эту технику на учет не поставили», — сказал он.

Вот и Эсенгул Исаков будто бы проголосовал против, потому что закон надо доработать. «Там тысячи людей будут судиться по статье «злоупотребление должностным положением», — сказал он.

Что за странная логика: их же не смущает, что людей, соверших проступки недавно, обвиняют по несовершенной, по их мнению, статье?

Тут возникает вопрос: а где все эти нардепы находились во время обсуждения документа? Почему тогда не говорили, что нужно прежде в УК конкретизировать норму о злоупотреблении служебным положением, и опомнились вдруг на втором голосовании, а не на первом или втором чтении (на сайте ЖК указывается, что второе было 25 декабря)? Между прочим, на первом голосовании 18 декабря за проект был 61 депутат, а против — 34: К. Абдиев, Р. Акназарова, Н. Алимбеков, У. Аманбаева, А. Арапбаев, Н. Арипов, А. Баатырбеков, М. Бакиров, О. Бакиров, З. Бекбоев, А. Бекматов, И. Гусаров, Ж Джолдошова, Э. Джумалиева, Э. Иманалиева, Д. Исаева, А. Кочкорбаев, Д. Кудайбергенов, Н. Мурашев, К. Мурзабеков, Н. Нарматова, Э. Обдунов, М. Осмонов, А. Режевалиев, М. Сабиров, А. Сулайманов, Б. Сулейманов, А. Султанов, А. Суракматов, Б. Торобаев, Н. Торобеков, У. Чолпонбаев, Т. Шайназаров, А. Эшимов.

То есть, как мы видим, атажуртовцы, республиканцы и арнамысовцы были и остались противниками законопроекта. Наверное, в этот раз просто изо  всех сил постарались его прокатить. Ну например, нажимая кнопки не только за себя, но и за других.

Потому что версию Т. Узакбаева подтверждает то, что в прошлый он голосовал «за».

Так же, как и два эсдека, в этот раз оказавшиеся против документа: М. Орозбаев и М. Салымбеков. Они пока не заявили об ошибке; значит ли это, что ко второму голосованию и вправду решились не поддержать поправки (тем более первый озвучивал свою позицию вслух на пленарке)? Мамат Орозбаев — тот самый депутат из СДПК, экс-председатель Ошского облпотребсоюза, против которого прокуратура Ошской области в 2005 году завела несколько уголовных дел по подозрению в злоупотреблении служебным положением; нарушения, по которым он обвинялся, приходятся на начало 2000-х годов, и из-за истечения срока давности невозможно привлечь его к ответственности, поясняла генпрокурор Аида Салянова.

«Говорят, что борьба с коррупцией ведется избирательно. Спрашивают, почему многие члены одной партии задерживаются, а других — нет. Перед парламентскими выборами я был председателем СДПК, сам смотрел список кандидатов и, конечно, тщательно его изучал, чтобы не было бывших министров нечистых на руку, невыдержанных, прыгающих на забор. И то просмотрел Мамата Орозбаева», — сказал о нем Президент Алмазбек Атамбаев на своей пресс-конференции в декабре.

Таким образом, в тот момент, когда глава государства дал старт новому этапу борьбы с коррупцией, заявляя, что в Кыргызстане отныне не получится совершать коррупционные деяния и оставаться безнаказанным, каждый, начиная с главы государства, должен отвечать за свои поступки; в тот момент, когда, по словам генпрокурора А. Саляновой, антикоррупционная политика нашла поддержку в обществе, видны реальные плоды (с 1 декабря 2011-го по 10 декабря 2013 года возбуждено 3 814 уголовных дел, выявлен ущерб государству на сумму около 5 млрд. сомов, задержаны и осуждены многие высокопоставленные чиновники, в том числе арестован депутат ЖК Ахматбек Келдибеков), так вот, в это самое время полсотни народных избранников показывают, что их не интересует очищение страны от коррупционеров.

Что ж, кто знает. Какие бы ни были мотивы у парламентариев, однозначно то, что отклонение законопроекта — против интересов народа, общества.

И если часть законотворцев оказалась жертвой жульничества своих коллег, то есть решения за страну принимает на самом деле небольшая группа,  то не означает ли это, что парламент хотя бы теперь (а ведь столько раз говорилось и писалось об этом!) должен придумать какой-то механизм борьбы с нечестным голосованием?!

 

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Р. S. Депутат К. Иманалиев заявил, что в его отсутствие за него проголосовал И. Гусаров. 






Добавить комментарий