Main Menu

Лотерея при рождении. Кто вытянет счастливый билет?

Впервые эксперты Всемирного банка проанализировали материальные и духовные возможности детей, живущих в Кыргызстане. Одинаковы ли они для всех без исключения подростков? Тех, кто живет в Бишкеке, Оше или, скажем, в Нарыне или Сулюкте? 

Принято считать, что демократия и рынок открывают всем равные возможности для карьеры, были бы желание да трудолюбие. Так ли это на самом деле? В чем кроется дискриминация? В отсутствии дошкольного образования? Полноценной — с мамой и папой — семьи, в которой воспитывается ребенок? Различного доступа к медицинским услугам, санитарии?

На первый взгляд, все просто. Однако при пристальном рассмотрении проблем многое оказывается не так однозначно. Зачем Всемирный банк занялся подобным исследованием? «Чтобы пока не поздно предоставить политикам свои рекомендации, ведь исправить положение в детстве гораздо легче, чем во взрослой жизни, — говорит представитель ВБ Сайлеш Тивари. — Многие различия в возможностях формируются в детском возрасте и затем сопровождают человека на протяжении всей его жизни».

Но разве можно измерить неравенство возможностей? Оказывается, в мире есть оправдавшая себя методология. «Мы взяли личностные, семейные, географические характеристики, а также не подвластные индивидууму свойства, такие, к примеру, как пол, образование родителей, достаток в семье, — продолжает свой рассказ Сайлеш Тивари. — Часто обстоятельства жизни оборачиваются судьбой, то есть тем, с чем человек рождается. Надо только суметь вытянуть счастливый билет.

Но на лотерею все же не стоит полагаться, дети должны иметь одинаковые шансы поступить в высшие учебные заведения, выезжать за границу для продолжения образования, строить свою карьеру, — убежден эксперт. — Гражданское общество в состоянии повлиять на неравенство возможностей среди подрастающего поколения, помочь политикам достичь консенсуса».

Исследователи Всемирного банка условно взяли двух подростков — Айбека, жителя Бишкека, и Бермет, которая родилась в сельской местности, вдали от центра, рассмотрели социально-экономическое положение их семей. Получилась следующая картина: мониторинг показал значительные различия в доступе к отоплению, чистой питьевой воде, аптеке, качественному электроснабжению.

Отсюда следуют различия и в обладании сотовым телефоном и компьютерной грамотностью. Специалисты провели обследование 15-летних подростков, живущих в различных регионах республики, взяли результаты ЕГО — экзаменационные оценки по математике, естественным наукам. Они оказались выше базовых показателей.

Так что же конкретно определяет неравенство детей в Кыргызстане? Квалификация на основе полученного образования, «нужные» связи родителей, принадлежность к этническому меньшинству и определенной политической партии. А карьерный рост зависит от ситуации на рынке труда и обыкновенной удачи.

С. Тивари сравнил результаты исследования в Кыргызстане с анологичными в США, Германии и России. Плачевное положение Кыргызстана было очевидным. Хотя мы и провозгласили себя «парламентской республикой», до равенства возможностей нам далековато. Эксперт сделал свои замечания: в республике — всеобщее среднее образование, но его качество самое низкое среди центральноазиатских стран. Особенно плохо обстоят дела с естественными науками и чтением. Здесь самый высокий уровень неравенства.

Сайлеш Тивари порекомендовал ликвидировать существующие различия, связанные со здравоохранением, домашними удобствами и инфраструктурой. Ведь неравенство в распределении существующих возможностей порождает бедность.

По его словам, полезно периодически отслеживать и мониторить успехи, это откроет пространство для целенаправленных действий властей. Такого рода анализ может создать доказательную базу для общественного обсуждения вопросов просвещения.

К сожалению, крупномасштабные социальные программы, какие давно практикуются, скажем, в Бразилии, в Кыргызстане трудно сегодня осуществить. Однако что-то можно улучшить даже в рамках принятой правительством Стратегии перехода к устойчивому развитию. Меры эти касаются прежде всего справедливого доступа подростков к образованию и медицинским услугам.

Галина ЛУНЕВА. 






Добавить комментарий