Main Menu

Молчание ледников и журчание родников. В политизированной республике интересы всех сомкнулись на «Кумторе» как спасителе и источнике жизни. А главное наше богатство — вода, остается невостребованным

«По убеждению ученых гидрогеологов Белека Иманкулова и Джумагуль Кендирбаевой, наша страна сидит на «золотой жиле», но предпочитает   изображать из себя  нищую, протягивая руку  к  миру за помощью. Жила — запасы минеральных ресурсов, и в том числе питьевой воды” — это абзац из моей публикации почти десятилетней давности.  Что изменилось с тех пор? О том, как разбогатеть с помощью  воды, —  разговор с докторами геолого-минералогических наук Белеком Иманкуловичем Иманкуловым, преподающим сегодня в Национальном аграрном университете, и Джумагуль Джумаевной Кендирбаевой, заведующей  лабораторией геохимических и гидродинамических методов прогноза  землетрясений Института сейсмологии НАН КР. 

1— Большую часть своей жизни  вы посвятили изучению полезных свойств природной воды Кыргызстана и возможностям ее использования. К каким же  выводам пришли?

Б. И.:  «Кыргызстан — водонапорная башня Центральной Азии», — точно подметил как-то директор Швейцарского бюро по сотрудничеству Вальтер Фюст. По определению ЮНЕСКО, наша страна, отдаленная от промышленных центров и окруженная горными хребтами с абсолютными отметками более     700м над уровнем моря, остается одним  из немногочисленных чистых регионов мира.  Но, к сожалению,  вода у нас —  один из самых невостребованных  природных ресурсов. Однако со временем она может стать  на вес золота, и вопрос только в том, кто осознает это первым: наши правители, богатые бизнесмены  или же «друзья» в кавычках.

Д. К.: Сейчас Кыргызстан активно и осмысленно ищет модель экономического  развития. В такой момент важно суметь направить природный потенциал в нужном направлении. В международной политике не всегда выигрывает тот, у кого много капитала и военных ресурсов.  Часто победа остается  за тем, кто  правильно, вовремя и на нужном месте расставил необходимые акценты. Состояние мирового рынка  таково, что вода становится мировым товаром повседневного спроса. Создается   впечатление, что в будущем тот, кто ею владеет, будет управлять политической, экономической и социальной ситуацией. Кыргызстан, как один из мировых резервантов чистой пресной воды, вполне может стать страной инвестиционно привлекательной, а в геополитическом плане — ключевой площадкой для решения международных проблем, особенно в Центральной Азии.

Б. И.: Мировая общественность озабочена   возрастающим с каждым днем дефицитом чистой воды,  запасы  убывают с арифметической прогрессией в связи с загрязнением окружающей среды. В ближайшем будущем  проблема обеспечения  питьевой водой станет приоритетом в   жизнеобеспечении населения. Призрак водного голода уже  бродит по миру. По данным ВОЗ, более двух миллиардов человек  страдают от нехватки питьевой воды.

— Каковы, по вашим данным, запасы питьевой воды в Кыргызстане? 

Б. И.: Всего примерно      2 458 км3.  Из них  в ледниках законсервированы      650 км3  при годовом расходе талых вод 10,37 км3.  Запасы подземных вод оцениваются в 13 км3 , озерных — в 1 745 км3, расход поверхностного речного стока составляет в среднем более 50 км3 в год. Эти данные должны стать величайшим шансом Кыргызстана как водной державы.

— Какими особенными качествами обладает кыргызская  природная вода?

Б. И.: Начнем с талой. Еще древние кыргызы знали о ее истинной ценности, поэтому называли «мєрєктїн суусу» — водой жизни. По сравнению  с обычной пресной талая  обладает многими преимуществами, обусловленными, по всей вероятности, строением кристаллической структуры молекулы. Так, при замерзании молекулы диссоциируются в узлах кристаллической решетки льда, избавляясь от солей, примесей и случайных связей. При таянии они на некоторое время сохраняют свое структурное состояние, совместимое  на клеточном уровне со структурой крови человека. Таким образом, талая вода не только  исключает попадание в организм вредных примесей, но и очищает его от шлаков, повышает иммунитет и благотворно  влияет на центральную нервную систему. Ведь не случайно большинство долгожителей планеты проживают на территории Кавказа  и Якутии, где они в течение всей жизни пьют только талые воды.

2Д. К.: Химические компоненты в ультрапресных водах,  которыми являются талые, благодаря высокой диссоциации находятся только в форме активных ионов, а молекулы воды представляют собой электрически заряженные частицы. Именно данными физическими процессами объясняется их физиологическое воздействие на слизистые оболочки и клеточные мембраны, а также на выведение шлаков из организма.  Эти и другие свойства талой воды делают ее конкурентоспособной перед другими видами на рынке. К тому же такой  воды у нас очень и очень много. По своим химико-физическим показателям с талыми схожи воды горных родников, которые обогащены ионами кальция, необходимого для укрепления костной ткани, обладают выраженным мочегонным действием и способствуют выведению шлаков, бактерий, слизи, песка и даже мелких конгломератов из почек, почечных лоханок и мочевого пузыря.

Б.И.: Что касается минеральных вод, то по составу  они у нас весьма  разнообразны и  полезны для профилактики и лечения многих заболеваний — от кожных до сердечно-сосудистых, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и т. д. Одни предназначены для внутреннего применения (углекислые, железистые, иодистые, литиевые и т. д.), другие — для наружного (азотные, сероводородные, фторидные, радоновые и т. д.). Всего на территории Кыргызстана открыто более 300 естественных и искусственных выходов минеральных вод. Среди них только  углекислых — 28 месторождений, что доказывает: наша страна — самая богатая в Центральной Азии по разнообразию и запасам. Есть все аналоги «Боржоми»,  «Ессентуки», «Арзни», кисловодских  вод, а также другие, не имеющие аналогов. К этому элитному списку относятся «Чатыркуль» («Нарзан»),  «Бешбелчер-Арашан» («Саирме»), «Кара-Кече» («Нарзан»), «Кара-Шоро» («Арзни»), «Уселек» («Ессентуки-17», «Ессентуки-4») и многие другие.

Д. К.:  Практически все источники имеют перспективы для промышленного освоения. Кыргызская природная вода может быть представлена на мировом рынке в самом широком ассортименте: талая ледниковая, артезианская, озерная, минерализованная, лечебно-оздоровительная и т.д.

— Сколько сегодня в Кыргызстане производится  бутилированной воды, насколько освоены месторождения минеральных вод? 

Б. И.:  На рынке существует несколько компаний-лидеров: ЗАО «Шоро», ОсОО «Артезиан», ОсОО «Ак-Бата», ОАО «Келечек», ОсОО «Барбулак минерал», ЗАО «Кока-Кола Бишкек Ботлерс». Они, по имеющимся данным, контролируют 80% рынка. Наши месторождения минеральных вод освоены всего лишь на 10-15%.

Д.К.: По сравнению с другими сырьевыми ресурсами природная вода — это готовая продукция для любого рынка, требущая только упаковки. Поэтому умело организованный маркетинг и дистрибьютерские поиски по розливу и распространению могут принести государству баснословную прибыль по сравнению с разработками  золота, нефти и газа. Мы до сих пор не осознали,  что чистая питьевая вода при неуправляемой в настоящий момент экологической  ситуации в мире является жизненно важной продукцией №1, и того, что этой продукцией  мы пока владеем  почти в неограниченном объеме.

Б. И.: Рынок питьевой воды с каждым днем расширяет свои границы. Это связано как с увеличением населения мира, так и с уменьшением объема чистой воды. Уже к началу    70-х годов прошлого века, по ориентировочным данным,  оказалась загрязненной почти 1/6 часть пресных водных ресурсов земного шара, а количество людей уже достигает 8 млрд.  Эти факты еще раз убеждают нас, что настал благоприятный  момент  продвижения на мировой рынок  кыргызской питьевой воды.

Д. К.: Если ХХ в. был эпохой нефти и газа, то ХХI, поверьте нам, будет веком воды как в негативном  смысле, так и в позитивном. В качестве позитивного можно привести пример Японии, где на основе воды уже разработали технологию получения топлива для  автомобиля.

… Если кыргызскую воду попробует самый капризный  потребитель Европы или Америки, то он никогда не вернется к продающимся на их рынках столовым видам, получаемым изо льдов Гренландии и айсбергов Северного Ледовитого океана.

Б. И.:  На мировом рынке ниша экологически чистой (читай: натуральной) продукции, включая воду, пока свободна. И у Кыргызстана  есть все возможности ее занять. Технология  продвижения  питьевой воды состоит из нескольких  этапов. К ним относятся поиск источника водоснабжения, разведка, подготовка, упаковка и транспортировка готовой продукции. В наших условиях первые два этапа можно исключить, так как  есть проработки по  изучению месторождений талых вод ледников, подземных артезианских пресных и минеральных вод.  По материалам этих  исследований можно наметить конкретные участки для организации  промышленного розлива.  Многие из источников выведены на  поверхность глубокими скважинами, другие же выходят в виде родников. Надо только технически правильно организовать каптаж (забор) воды с ее последующей доставкой по трубопроводу к линии розлива.

— В какие страны мы могли бы поставлять свою воду? 

3Б. И.: Это зависит от умело поставленного маркетинга  как внутри республики, так и за рубежом. В Узбекистане уже давно существует проблема чистой воды, особенно в регионах Приаралья, южная часть Казахстана также под влиянием дефицита. Настоящую экологическую катастрофу испытывают регионы Западной Сибири, где интенсивная эксплуатация нефтеносных горизонтов привела к истощению запасов чистой питьевой воды. Мы  могли бы поставлять  бутилированную воду и на рынки Европы, Индии, Китая, Пакистана, Ирана, Туркменистана, Афганистана, ОАЭ, Израиля. По данным Л. Баума, автора многих публикаций о водных проблемах, на территории СНГ  продажа питьевой бутилированной воды в течение еще нескольких лет будет ежегодно  вырастать  на 100%. Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды сегодня — один из самых быстрорастущих.

— С чего нужно начать? 

Б. И.: С поддержки государства. Во многих странах рынок воды контролируется им. Кыргызский производитель не в состоянии пробиться на мировой рынок без  участия и содействия государства. Нужно создавать национальную корпорацию «Кыргыз-Суу» типа «Кыргызалтына» и продвигать  стратегически важный продукт, включая пункт о нем в межправительственные соглашения.

Д. К.: Надо стремиться к созданию такой промышленной  инфраструктуры, чтобы можно было производить любой тип питьевых, минеральных  и гибридных водных растворов  на    любой  вкус и на любой случай. Для этого есть все шансы, учитывая  объем и качество воды. Тем более что сейчас во всем мире наметилась тенденция: если страны, обремененные огромными внешними долгами, увеличивают финансирование на экологию, в том числе на обеспечение чистой водой, то доноры списывают их долги.

Б. И.: Существует ряд проблем, решить которые без государственного содействия невозможно. Мировые рынки поделены и защищены тарифными и лицензионными барьерами; в законодательстве стран — возможных покупателей — установлены ограничения в  импорте и распространении воды; в рамках СНГ и регионе наш экспорт ограничивает дороговизна транспортировки (высокие транспортные тарифы).

Д. К.: Для экспорта бутилированной воды необходимо внедрить международную систему защиты потребителей (Hazard Analysis and Critical Control Points), предусматривающую постоянную идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Кыргызстанские стандарты качества не соответствуют международным. Сложность внедрения международных стандартов требует высоких затрат на совершенствование инфраструктуры и процессов. Необходимо также разработать общую для стран Содружества процедуру признания бутилированных вод.

Б. И.: Усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий, а на стимулирование рождения системы взаимодополняющих производств, ориентированных на изготовление и экспорт готовой продукции. В итоге сформируется кластер — сообщество фирм, взаимно способствующих росту конкурентоспособности продукта,  — бутилированной воды. Однако развитие экспорта требует значительных инвестиций в соответствующие мировым стандартам линии по розливу воды, транспортную инфраструктуру и складское хозяйство. Правительство должно создать благоприятные условия для вложения капитала, в том числе иностранного. Также существует острая необходимость в создании и продвижении общестранового бренда. Необходимо активно заняться профессиональной пропагандой лучших питьевых и минеральных вод Кыргызстана. Подобные расходы пока просто не под силу отдельным  частным предпринимателям.

Д. К.: В первую очередь государство должно разработать водную стратегию. Если мы в течение двух-трех лет не прицепимся к  формирующемуся составу  рынка питьевой воды, то через 5 лет и более безнадежно отстанем  от уходящего эшелона. Мировой  рынок будет почти полностью заполнен как естественным, так и искусственным продуктом, и потребителям уже не нужна будет не только наша «серебряная», но и «золотая» вода.

 

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ. 






Добавить комментарий