Молчание ледников и журчание родников. В политизированной республике интересы всех сомкнулись на «Кумторе» как спасителе и источнике жизни. А главное наше богатство — вода, остается невостребованным
«По убеждению ученых гидрогеологов Белека Иманкулова и Джумагуль Кендирбаевой, наша страна сидит на «золотой жиле», но предпочитает изображать из себя нищую, протягивая руку к миру за помощью. Жила — запасы минеральных ресурсов, и в том числе питьевой воды” — это абзац из моей публикации почти десятилетней давности. Что изменилось с тех пор? О том, как разбогатеть с помощью воды, — разговор с докторами геолого-минералогических наук Белеком Иманкуловичем Иманкуловым, преподающим сегодня в Национальном аграрном университете, и Джумагуль Джумаевной Кендирбаевой, заведующей лабораторией геохимических и гидродинамических методов прогноза землетрясений Института сейсмологии НАН КР.
— Большую часть своей жизни вы посвятили изучению полезных свойств природной воды Кыргызстана и возможностям ее использования. К каким же выводам пришли?
Б. И.: «Кыргызстан — водонапорная башня Центральной Азии», — точно подметил как-то директор Швейцарского бюро по сотрудничеству Вальтер Фюст. По определению ЮНЕСКО, наша страна, отдаленная от промышленных центров и окруженная горными хребтами с абсолютными отметками более 700м над уровнем моря, остается одним из немногочисленных чистых регионов мира. Но, к сожалению, вода у нас — один из самых невостребованных природных ресурсов. Однако со временем она может стать на вес золота, и вопрос только в том, кто осознает это первым: наши правители, богатые бизнесмены или же «друзья» в кавычках.
Д. К.: Сейчас Кыргызстан активно и осмысленно ищет модель экономического развития. В такой момент важно суметь направить природный потенциал в нужном направлении. В международной политике не всегда выигрывает тот, у кого много капитала и военных ресурсов. Часто победа остается за тем, кто правильно, вовремя и на нужном месте расставил необходимые акценты. Состояние мирового рынка таково, что вода становится мировым товаром повседневного спроса. Создается впечатление, что в будущем тот, кто ею владеет, будет управлять политической, экономической и социальной ситуацией. Кыргызстан, как один из мировых резервантов чистой пресной воды, вполне может стать страной инвестиционно привлекательной, а в геополитическом плане — ключевой площадкой для решения международных проблем, особенно в Центральной Азии.
Б. И.: Мировая общественность озабочена возрастающим с каждым днем дефицитом чистой воды, запасы убывают с арифметической прогрессией в связи с загрязнением окружающей среды. В ближайшем будущем проблема обеспечения питьевой водой станет приоритетом в жизнеобеспечении населения. Призрак водного голода уже бродит по миру. По данным ВОЗ, более двух миллиардов человек страдают от нехватки питьевой воды.
— Каковы, по вашим данным, запасы питьевой воды в Кыргызстане?
Б. И.: Всего примерно 2 458 км3. Из них в ледниках законсервированы 650 км3 при годовом расходе талых вод 10,37 км3. Запасы подземных вод оцениваются в 13 км3 , озерных — в 1 745 км3, расход поверхностного речного стока составляет в среднем более 50 км3 в год. Эти данные должны стать величайшим шансом Кыргызстана как водной державы.
— Какими особенными качествами обладает кыргызская природная вода?
Б. И.: Начнем с талой. Еще древние кыргызы знали о ее истинной ценности, поэтому называли «мєрєктїн суусу» — водой жизни. По сравнению с обычной пресной талая обладает многими преимуществами, обусловленными, по всей вероятности, строением кристаллической структуры молекулы. Так, при замерзании молекулы диссоциируются в узлах кристаллической решетки льда, избавляясь от солей, примесей и случайных связей. При таянии они на некоторое время сохраняют свое структурное состояние, совместимое на клеточном уровне со структурой крови человека. Таким образом, талая вода не только исключает попадание в организм вредных примесей, но и очищает его от шлаков, повышает иммунитет и благотворно влияет на центральную нервную систему. Ведь не случайно большинство долгожителей планеты проживают на территории Кавказа и Якутии, где они в течение всей жизни пьют только талые воды.
Д. К.: Химические компоненты в ультрапресных водах, которыми являются талые, благодаря высокой диссоциации находятся только в форме активных ионов, а молекулы воды представляют собой электрически заряженные частицы. Именно данными физическими процессами объясняется их физиологическое воздействие на слизистые оболочки и клеточные мембраны, а также на выведение шлаков из организма. Эти и другие свойства талой воды делают ее конкурентоспособной перед другими видами на рынке. К тому же такой воды у нас очень и очень много. По своим химико-физическим показателям с талыми схожи воды горных родников, которые обогащены ионами кальция, необходимого для укрепления костной ткани, обладают выраженным мочегонным действием и способствуют выведению шлаков, бактерий, слизи, песка и даже мелких конгломератов из почек, почечных лоханок и мочевого пузыря.
Б.И.: Что касается минеральных вод, то по составу они у нас весьма разнообразны и полезны для профилактики и лечения многих заболеваний — от кожных до сердечно-сосудистых, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и т. д. Одни предназначены для внутреннего применения (углекислые, железистые, иодистые, литиевые и т. д.), другие — для наружного (азотные, сероводородные, фторидные, радоновые и т. д.). Всего на территории Кыргызстана открыто более 300 естественных и искусственных выходов минеральных вод. Среди них только углекислых — 28 месторождений, что доказывает: наша страна — самая богатая в Центральной Азии по разнообразию и запасам. Есть все аналоги «Боржоми», «Ессентуки», «Арзни», кисловодских вод, а также другие, не имеющие аналогов. К этому элитному списку относятся «Чатыркуль» («Нарзан»), «Бешбелчер-Арашан» («Саирме»), «Кара-Кече» («Нарзан»), «Кара-Шоро» («Арзни»), «Уселек» («Ессентуки-17», «Ессентуки-4») и многие другие.
Д. К.: Практически все источники имеют перспективы для промышленного освоения. Кыргызская природная вода может быть представлена на мировом рынке в самом широком ассортименте: талая ледниковая, артезианская, озерная, минерализованная, лечебно-оздоровительная и т.д.
— Сколько сегодня в Кыргызстане производится бутилированной воды, насколько освоены месторождения минеральных вод?
Б. И.: На рынке существует несколько компаний-лидеров: ЗАО «Шоро», ОсОО «Артезиан», ОсОО «Ак-Бата», ОАО «Келечек», ОсОО «Барбулак минерал», ЗАО «Кока-Кола Бишкек Ботлерс». Они, по имеющимся данным, контролируют 80% рынка. Наши месторождения минеральных вод освоены всего лишь на 10-15%.
Д.К.: По сравнению с другими сырьевыми ресурсами природная вода — это готовая продукция для любого рынка, требущая только упаковки. Поэтому умело организованный маркетинг и дистрибьютерские поиски по розливу и распространению могут принести государству баснословную прибыль по сравнению с разработками золота, нефти и газа. Мы до сих пор не осознали, что чистая питьевая вода при неуправляемой в настоящий момент экологической ситуации в мире является жизненно важной продукцией №1, и того, что этой продукцией мы пока владеем почти в неограниченном объеме.
Б. И.: Рынок питьевой воды с каждым днем расширяет свои границы. Это связано как с увеличением населения мира, так и с уменьшением объема чистой воды. Уже к началу 70-х годов прошлого века, по ориентировочным данным, оказалась загрязненной почти 1/6 часть пресных водных ресурсов земного шара, а количество людей уже достигает 8 млрд. Эти факты еще раз убеждают нас, что настал благоприятный момент продвижения на мировой рынок кыргызской питьевой воды.
Д. К.: Если ХХ в. был эпохой нефти и газа, то ХХI, поверьте нам, будет веком воды как в негативном смысле, так и в позитивном. В качестве позитивного можно привести пример Японии, где на основе воды уже разработали технологию получения топлива для автомобиля.
… Если кыргызскую воду попробует самый капризный потребитель Европы или Америки, то он никогда не вернется к продающимся на их рынках столовым видам, получаемым изо льдов Гренландии и айсбергов Северного Ледовитого океана.
Б. И.: На мировом рынке ниша экологически чистой (читай: натуральной) продукции, включая воду, пока свободна. И у Кыргызстана есть все возможности ее занять. Технология продвижения питьевой воды состоит из нескольких этапов. К ним относятся поиск источника водоснабжения, разведка, подготовка, упаковка и транспортировка готовой продукции. В наших условиях первые два этапа можно исключить, так как есть проработки по изучению месторождений талых вод ледников, подземных артезианских пресных и минеральных вод. По материалам этих исследований можно наметить конкретные участки для организации промышленного розлива. Многие из источников выведены на поверхность глубокими скважинами, другие же выходят в виде родников. Надо только технически правильно организовать каптаж (забор) воды с ее последующей доставкой по трубопроводу к линии розлива.
— В какие страны мы могли бы поставлять свою воду?
Б. И.: Это зависит от умело поставленного маркетинга как внутри республики, так и за рубежом. В Узбекистане уже давно существует проблема чистой воды, особенно в регионах Приаралья, южная часть Казахстана также под влиянием дефицита. Настоящую экологическую катастрофу испытывают регионы Западной Сибири, где интенсивная эксплуатация нефтеносных горизонтов привела к истощению запасов чистой питьевой воды. Мы могли бы поставлять бутилированную воду и на рынки Европы, Индии, Китая, Пакистана, Ирана, Туркменистана, Афганистана, ОАЭ, Израиля. По данным Л. Баума, автора многих публикаций о водных проблемах, на территории СНГ продажа питьевой бутилированной воды в течение еще нескольких лет будет ежегодно вырастать на 100%. Рынок бутилированной питьевой и минеральной воды сегодня — один из самых быстрорастущих.
— С чего нужно начать?
Б. И.: С поддержки государства. Во многих странах рынок воды контролируется им. Кыргызский производитель не в состоянии пробиться на мировой рынок без участия и содействия государства. Нужно создавать национальную корпорацию «Кыргыз-Суу» типа «Кыргызалтына» и продвигать стратегически важный продукт, включая пункт о нем в межправительственные соглашения.
Д. К.: Надо стремиться к созданию такой промышленной инфраструктуры, чтобы можно было производить любой тип питьевых, минеральных и гибридных водных растворов на любой вкус и на любой случай. Для этого есть все шансы, учитывая объем и качество воды. Тем более что сейчас во всем мире наметилась тенденция: если страны, обремененные огромными внешними долгами, увеличивают финансирование на экологию, в том числе на обеспечение чистой водой, то доноры списывают их долги.
Б. И.: Существует ряд проблем, решить которые без государственного содействия невозможно. Мировые рынки поделены и защищены тарифными и лицензионными барьерами; в законодательстве стран — возможных покупателей — установлены ограничения в импорте и распространении воды; в рамках СНГ и регионе наш экспорт ограничивает дороговизна транспортировки (высокие транспортные тарифы).
Д. К.: Для экспорта бутилированной воды необходимо внедрить международную систему защиты потребителей (Hazard Analysis and Critical Control Points), предусматривающую постоянную идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Кыргызстанские стандарты качества не соответствуют международным. Сложность внедрения международных стандартов требует высоких затрат на совершенствование инфраструктуры и процессов. Необходимо также разработать общую для стран Содружества процедуру признания бутилированных вод.
Б. И.: Усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий, а на стимулирование рождения системы взаимодополняющих производств, ориентированных на изготовление и экспорт готовой продукции. В итоге сформируется кластер — сообщество фирм, взаимно способствующих росту конкурентоспособности продукта, — бутилированной воды. Однако развитие экспорта требует значительных инвестиций в соответствующие мировым стандартам линии по розливу воды, транспортную инфраструктуру и складское хозяйство. Правительство должно создать благоприятные условия для вложения капитала, в том числе иностранного. Также существует острая необходимость в создании и продвижении общестранового бренда. Необходимо активно заняться профессиональной пропагандой лучших питьевых и минеральных вод Кыргызстана. Подобные расходы пока просто не под силу отдельным частным предпринимателям.
Д. К.: В первую очередь государство должно разработать водную стратегию. Если мы в течение двух-трех лет не прицепимся к формирующемуся составу рынка питьевой воды, то через 5 лет и более безнадежно отстанем от уходящего эшелона. Мировой рынок будет почти полностью заполнен как естественным, так и искусственным продуктом, и потребителям уже не нужна будет не только наша «серебряная», но и «золотая» вода.
Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.
Related News
Голод не страшен
В Кыргызстане запасы продовольственных товаров первой необходимости имеются в достаточном количестве. Об этом сообщил заместительRead More
Совместили приятное с полезным
Завершился рабочий визит Президента Садыра Жапарова в Санкт-Петербург, где он принял участие в неформальной встречеRead More