Main Menu

Переведи меня через. Майдан Заметки случайного очевидца (неполитолога)

Волею судьбы  в начале декабря 2013 года я случайно оказалась в Киеве, который всегда мечтала увидеть (да все не доводилось), — посетить Киево-Печерскую Лавру, поклониться Днепру (ведь все мы вышли из школьного Гоголя:»Чуден Днепр при тихой погоде, когда плавно и вольно  несет он сквозь леса и горы полные воды свои…»). Хотелось своими глазами увидеть  знаменитый Софийский собор, попробовать главный украинский витамин (сало) и, конечно, пройтись по прославленному  Крещатику. Кроме последнего пункта, все вышеперечисленное мне удалось. Что касается главной стрит славного города Киева, там, увы, было не до неспешных прогулок и любования красотами украинской столицы.

Привет с Майдана незалэжности

1Вместо этого  мы с коллегами, прибыв на  международную конференцию, окунулись в самую гущу революционных настроений мятежного (не менее чем кыргызский) свободолюбивого украинского народа.  Гостиница «Днипро», где нас поселили организаторы давно запланированного мероприятия, находится как раз  в начале Крещатика, примерно в 150 метрах от бурлящего в этом декабре Майдана незалэжности (площади независимости), с одной стороны, и в 200 метрах от администрации главы Украины — с другой. Поэтому  мы не только видели все своими глазами, но и слышали — Майдан не затихал круглосуточно, а мощь громкоговорителей (или как они сейчас называются?) была настолько внушительной, что заснуть до четырех-пяти утра в гостинице удавалось не всем, — призывы, выступления лидеров многочисленных партий Украины, скандирование лозунгов, звуки песен и музыки легко проникали сквозь закрытые окна.

Скорее всего, ноябрьская предыстория и бурное декабрьское продолжение случившегося в Украине  знакомы большинству кыргызстанцев, поскольку российские и иностранные телеканалы широко  комментировали происходящие там недавние события. Первоосновой нынешнего противостояния стали события  29 ноября  в Вильнюсе на заседании саммита  стран-участниц проекта ЕС «Восточное партнерство»,  в ходе которого глава Украины Виктор Янукович  еще раз подтвердил решение  о приостановлении процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. К этому моменту на Майдане выступали с мирной акцией протеста украинские  сторонники евроинтеграции — несколько тысяч человек. В ночь на субботу, 30 ноября, по приказу руководства  МВД милиция  (спецподразделение «Беркут») разогнало митинг слезоточивым газом  и дубинками. По официальным данным, пострадали  в той или иной степени 36 человек, большинство которых отправили в больницы с травмами. Как очевидец реакции на произошедшее, отслеживая в Киеве ситуацию по пяти местным украинским ТВ-каналам, я лично слышала другую цифру: около 300 человек пострадали  в результате гонений. Кадры телерепортажей из больниц показывали пострадавших в синяках и с обширными гематомами, которые рассказывали,  что случилось. Многие из  травмированных оказались просто случайными прохожими — пожилые люди, подростки  остановились посмотреть на происходящее. Надо сказать, что глава государства  осудил применение силы, отправив в отставку руководителя  своей администрации.

Оппозиция, возмутившись, пошла на обострение ситуации, и мирные демонстрации перешли в серьезные беспорядки. Митингующие захватили здания Киевской горадминистрации (мэрии) и Дом профсоюзов, организовав там пункты помощи демонстрантам, в дальнейшем  в зданиях ночевали люди, можно было зайти погреться,  волонтеры раздавали чай, еду и  теплые вещи, сбор которых немедленно был объявлен по ТВ.

Оппозиция направила народ на штурм администрации Президента, но «беркуты» остановили эту попытку. Надо сказать, что многие, в том числе депутаты Верховной рады, до этого пытались образумить толпу, отговорить от противоправных действий. Обе стороны не отрицали, что обострять ситуацию «помогали» провокаторы —  подозрительные молодые люди спортивной внешности с пакетами, в которых были палки, камни и спиртное. Тем временем в парламенте и   госадминистрации шла речь даже о  вероятном введении чрезвычайного положения, но все же решили не делать этого. А на Майдане установили огромный экран, и  в дальнейшем речи депутатов всех фракций,  бурно обсуждающих положение в Киеве в поисках выхода, транслировались в прямом режиме.

Что касается Украины, ряд местных  русскоговорящих газет в начале декабря объективно описывал сложившееся положение: «31  ноября мирная акция протеста переросла в погром.  Разгон Майдана резко радикализировал обстановку в Украине, ситуация вышла из-под контроля лидеров оппозиции. Провокаторы и экстремисты пошли на штурм администрации Президента. Кто породил кризис и что будет дальше со страной?».

К концу недели противостояние власти и оппозиции ничуть не уменьшилось. Хотя ночные сторонники уходили утром домой отдохнуть,  на площадь подтягивались дневные потоки. Проходящие мимо гостиницы «Днипро», кто строевым шагом, скандируя  разные, не всегда мирные лозунги, кто просто  толпами и группками, непременно несли флаги разных цветов — государственный желто-голубой, а также флаги разных партий: голубой с  желтой надписью «Свобода», белый с изображением сердца и надписью «Батькивщина», а также черно-бардовый (говорили, что это сторонники бандеровцев). Плакатов пришлось увидеть очень много, к примеру, «За европейскую Украину», «Фермеры Украины — за европейске життя!», «Шумск — здесь! Банду — геть!», были и плакаты антироссийской направленности. На площадке  чуть выше Майдана,  как  будто специально сделанной для ТВ-операторов,   граффити-художники разрисовали заднюю стену: «Евромайдан», благодаря чему и вся акция протеста стала так именоваться.

Оппозиция продолжала требовать «полной перезагрузки» — отставки правительства, импичмента Президента, роспуска парламента и проведения досрочных выборов. Депутаты Верховной рады поставили  вопрос об отставке правительства на голосование, и в результате правительство осталось. А Президент Янукович в разгар всех этих событий улетел в Китай на запланированную встречу с руководством Поднебесной. Это вызвало не только недоумение, но и иронию как оппозиции, так и части народа. Люди на Майдане  блокировали центр Киева, правительственный квартал, пикетировали здания судов, МВД и Генпрокуратуры.  А в Киев  тем временем стали стекаться оппозиционеры из западных областей Украины. Бывший премьер и лидер партии Юлия Тимошенко, говорили  на Майдане, объявила  в тюремной больнице голодовку в поддержку  действий оппозиции и  на тот момент голодала уже 10-й день.

Надо сказать, что одновременно по всей стране  проходят митинги и проправительственных сил,  сторонников интеграции с Россией. Выступления также масштабные, люди из восточных регионов взывают к благоразумию майданской оппозиции: «Кому мы нужны в Европе? Там своих безработных и нищих хватает, надо вступать в Таможенный союз с Россией — это проверенное веками единство. Нужна стабильность, надо работать, семьи кормить, а не на площадях стоять!».  К тому же они призывают смотреть на вещи объективно:  выше 70 % украинского рынка ориентированы на Россию.

Многие депутаты рады подчеркивают:  выйти из политического кризиса можно лишь путем поиска компромисса. Одним из таких рецептов могут стать досрочные парламентские и президентские выборы. Как заявил премьер Украины Н. Азаров, власть ищет возможности для диалога с политическими оппонентами — предложено всем сторонам сесть за  круглый стол переговоров, но при одном условии: разблокировать все административные здания. Что касается выборов, все знают, что это стоит колоссальных денег — а в бюджете страны и без того огромная дыра.

 

Таксисты  — самые информированные люди

К концу недели, в пятницу, мне нужно было попасть на другой конец Крещатика — к Бессарабскому рынку. Купив  любимый украинский витамин (как  же вернуться домой без него), я в попытке  пешком обойти Майдан низами (ехать-то на рынок пришлось в окружную на такси верхними кварталами) пошла по параллельным Крещатику улицам, чтобы выйти к отелю.   На такси мы ехали около 25 минут, часто застревая в пробках, а пешком оказалось — не более 1,5-2 км. Но при подходе к району гостиницы я обнаружила, что все перпендикулярные улицы перекрыты — перекрестки и арочные проходы во дворы жилых домов были плотно перегорожены группами военных в черном камуфляже с пластиковыми щитами. Когда я спросила у одних из них, как мне пройти к гостинице «Днипро», мне ответили: «Мы не знаем, нездешние».

В пеших походах по Киеву мне пришлось разговаривать о случившемся со многими киевлянами и приезжими из регионов, неоднократно беседовать с таксистами — самым, между прочим, информированным народом. Смысл их речей  в основном сводится к следующему:

— Если бы власти не  применили силовые способы давления, то народ, пусть и разочарованный решением Януковича по невступлению в ЕС, постоял бы еще немного да и пошел себе по домам: кому охота здоровье гробить в декабрьские  нарастающие морозы. Тем более что вопрос с ЕС остается — и его можно вернуть на обсуждение и в следующем году.

Люди рассказывали мне о том,  насколько сильна коррупция во всех ветвях власти, как продажна судебная система. Один киевлянин  с возмущением сообщил, что участвовал в судебном разбирательстве, судья в очередной раз перенес заседание, а наутро  житель столицы узнал, что решение было вынесено судьей в 2 часа ночи. «Ясно, что предшествовало этому»,- говорит очевидец.

Скажу честно, в первые дни пребывания в Киеве  у меня ком в горле стоял, казалось, что власти применят оружие и всех перестреляют, к сожалению, у нас, кыргызстанцев, есть  трагичный пример разрешения аналогичной ситуации. Слава Богу, у украинских властей хватило благоразумия, опыта прежних уроков (да и  уже укоренившихся навыков демократии в результате «оранжевой революции» 2004 года), чтобы дать народу возможность высказывать свое мнение.

Что касается союза Украины с ЕС, как рассказал мне один таксист, «стремление это связано даже не с  надеждой на рост уровня жизни (хотя пенсии у нас слабые — в среднем чуть более 100 долларов, средняя зарплата — около 350, дорогая медицина), а с тем, что люди надеются: с членством в ЕС  в стране  наконец воцарится верховенство законов. Нам хочется, чтобы законы работали не только для властей, но и для простых людей.  Под контролем Европы бесправия не будет, и дело даже не в экономических льготах».

Можно сказать, что на сегодня ситуация несколько стабилизировалась: Майдан все стоит, хотя и в несколько меньшем масштабе, но стороны ищут пути урегулирования. Хотя самые реакционно настроенные участники акции утверждают: «Надо будет — будем и  Новый год на Майдане встречать!».

Эксперты всех мастей,  партий и стран, анализируя сложившуюся в Украине ситуацию, предполагают тот или иной вариант развития событий. Но  главное для Украины одно — чтобы все акции противостояния власти и оппозиции не привели к расколу страны и нации.

Елена МЕШКОВА.

Фото автора.

Бишкек — Киев — Бишкек. 






Добавить комментарий