Main Menu

Спасение — в здоровом образе жизни

В Бишкеке прошла Национальная практическая конференция «Интеграция программ  здорового образа жизни  для подростков и молодежи в систему образования». Ее цель — создание дискуссионной площадки актуализации вопросов внедрения ЗОЖ в сферу обучения. 

В мероприятии  участвовали депутаты Жогорку Кенеша, представители министерств и ведомств, гражданского общества, академических кругов, родительской общественности, международных и неправительственных организаций, агентств системы ООН, руководители и  работники систем образования, здравоохранения, молодые люди.

«Сегодня нам предстоит серьезная профессиональная дискуссия, в ходе которой, несомненно, будут выработаны новые эффективные подходы к решению проблем преподавания ЗОЖ», — отметил президент Кыргызской академии образования Абакир Мамытов.

Собравшиеся обсудили вопросы повышения эффективности преподавания профилактических программ по здоровому образу жизни в учебных заведениях, внедрения современной методологии обучения ЗОЖ в образовательный процесс,  комплексный подход, наиболее актуальные задачи в формировании ЗОЖ среди детей и молодежи.

«Наша цель — сформировать у детей и подростков ценности здоровья», — пояснил А. Мамытов.

По его словам, основная задача такого просвещения — предоставление достоверной информации подрастающим о санитарии и гигиене, вредных привычках, инфекционных заболеваниях, в том числе о СПИДе,  формирование у них мотивации к укреплению здоровья, безопасному поведению, умению противостоять асоциальному образу жизни.

 

Почему и чем болеют наши дети? 

Особую тревогу вызывает рост заболеваемости среди детей. Причины — неблагоприятная семейная среда; неспособность справляться со стрессами, общественными задачами; отсутствие жизненных навыков; неумение противостоять давлению  общества и принимать собственное решение,   развивать критическое мышление; доступность психоактивных веществ; агрессивная реклама; слабость служб медицинской, психологической, социальной помощи в школах.

«Нужно с детства понимать, что некоторые болезни смертельны, лучше их предупреждать. Например, всем известно, что помолодели онкология, туберкулез, инфаркты, инсульты. Это самые распространенные недуги, от которых погибает население», — говорит к.м.н. консультант Минздрава по вопросам доказательной медицины Бермет Барыктабасова.

Она отметила, что дети и подростки часто получают травмы,  имеют проблемы полового и репродуктивного здоровья, включая ВИЧ. Негативно сказываются на их самочувствии неполноценное питание, табак, алкоголь, наркотики.

«Здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Поэтому необходимые условия для ведения ЗОЖ — чистая экология, подвижность, правильное питание, полноценная семья, положительные эмоции, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, соблюдение гигиены и т. д.», — подчеркнула Б. Барыктабасова.

 

Культура здоровья начинается в школе

Современная школа должна ориентироваться на воспитание культуры здоровья.  В этих целях с сентября 2012 года в учебный план 1-5-х классов введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», рассчитанный на один час в неделю. Он содержит разделы о культуре здоровье.

Для учащихся 6-9-х и 10-11-х классов проводятся классные  собрания по вопросам укрепления и сохранения здоровья в объеме 10 и 5 часов соответственно за счет времени, отведенного на внеклассную воспитательную работу.

Вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности интегрируются в предмет «Допризывная подготовка» в 10-11-х классах. Темы о  санитарно-гигиеническом  воспитании включены в программы  предметов «Этика», «Природоведение», «Биология» и др. «Преподавание данных уроков рассматривается как самое важное и эффективное мероприятие по информированности молодежи в области здорового образа жизни и формированию навыков безопасного поведения. Наша работа направлена на  пропаганду ЗОЖ именно в стенах школы», — заметила национальный эксперт Валентина Горкина.

Она сообщила, что за прошедшие годы в Кыргызстане  разработаны инновационные технологии и эффективные инструменты информирования  подростков и молодежи о репродуктивном здоровье и формирования навыков ответственного поведения, профилактики ВИЧ-инфекции, ИППП, наркомании, алкоголизма и табакокурения, собран интересный и полезный материал по данной тематике.  Он подразделяется по категориям: методические пособия, информационно-справочные материалы, электронные интерактивные, дистанционные курсы, программа «Маршрут безопасности».

То, что в школах учат думать о своем организме и беречь его, конечно, хорошо и здорово! Но другое дело, проводятся ли уроки результативно? Достаточно ли времени выделяется на профилактические занятия? Эффективна и полезна ли имеющаяся литература?  «По сей день ни в одном учебном заведении не внедрены предметы в полноценном объеме (не менее 34 часов). Все изданные пособия, руководства и сборники разработаны для целевой группы 15 лет и старше и направлены на решение уже  имеющихся проблем в состоянии поведения и здоровья  подростков и молодежи, а не на  формирование позитивных поведенческих привычек здорового образа жизни», — обратила внимание В. Горкина.

Нередко из учебных и методических материалов исключаются вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем, что значительно снижает их эффективность. «Социокультурные и гендерные стереотипы не позволяют открыто обсуждать вопросы сексуальности, сексуальных взаимоотношений и способов защиты от инфекций, передающихся половым путем, и ВИЧ», — добавила национальный эксперт.

Плохо и то, что по итогам освоения профилактических программ не проводится оценка знаний и навыков учащихся. «Существующие методы сбора информации не позволяют оценить эффективность проводимой работы и  масштабы охвата ею подростков и молодежи», — подчеркнула В. Горкина.

 

Школа учит или губит? 

По словам замдиректора по науке сш №4 Веры Савочкиной, материально-техническая база многих школ республики не соответствует современным санитарно-гигиеническим требованиям.  Это отражается на показателях  заболеваемости, особенно гепатитом А, болезнями, вызываемыми острыми кишечными инфекциями,    ОРВИ, гриппом.

«Можно сказать, что школа постепенно превращается из учреждения, укрепляющего здоровье детей, в фактор, разрушающий его», — сетует она.

Добавьте ко всему этому рост психических и поведенческих расстройств у детей и подростков, в том числе из-за употребления психоактивных веществ. И станет ясно, что сохранение здоровья школьников, их дееспособности в течение учебного года превращается сегодня в проблему №1.

 

Вызовы

По данным на 2013 год, количество ВИЧ-позитивных молодых людей в возрасте 15-29 лет составляет 1 496 человек, или 32% от общего количества людей, живущих с вирусом иммунодефицита.

7,8% от общего количества ЛЖВ — 450 детей в возрасте от 0 до 14 лет.

53%  всех официально зарегистрированных ИППП приходятся на долю молодых людей в возрасте 15-29 лет.

Количество абортов у девочек 15-17 лет  увеличилось до 1,4 на 1 000 девушек этого возраста. Ежегодно официально регистрируют 1 200 абортов у девочек 12-17 лет.

Рост рождаемости у женщин добрачного возраста возрос с 4,1 на 1 000 девушек в 2000 г. до 7,2 — в 2009 г., то есть с 645 до 1 270 случаев, или почти в 2 раза.

Сексуальный дебют наступает у юношей  в 14,6 лет, у девушек в 15,7. При     этом подростки мало информированы о контрацепции, профилактике ВИЧ/СПИДа, инфекциях, передающихся половым путем,  влиянии на репродуктивные способности наркомании, алкоголизма и т.д.

Средний возраст начала потребления наркотических веществ — 10-14 лет. Доля лиц, имеющих опыт  наркопотребления:  5-7-й классы — 0,3%;   8-11-й — 1,3%; учащиеся ПУ — 3%.  Только 12%  подростков знают о последствиях потребления наркотиков.

Среди детей всех возрастов продолжает расти уровень заболеваемости, инвалидности, сохраняется, к сожалению, и высокий уровень смертности.

Согласно данным Республиканского медико-информационного центра за 2007 г., за последние 5 лет заболеваемость подростков 15-17 лет увеличилась на 6,3% и составила       37 265,6 на 100 000 населения соответствующего возраста.

Смертность среди 15-19-летних — 64,2 на 100 000 подростков этого возраста. В возрастных группах 10-14, 15-19 лет внешние причины (травмы, отравления, в том числе алкогольные и наркотические, самоубийства и др.) составляют —  15,9; 30,1 на 100 000 населения соответствующих возрастов.

«Современные подростки испытывают больше проблем и подвергаются большим опасностям, чем их сверстники в предыдущие десятилетия, однако имеют существенно меньшую поддержку», — бьет тревогу директор Республиканского     центра укрепления здоровья Гульмира Айтмурзаева.

 

Проблемы, трудности

Коренная проблема — это недостаточное финансирование профилактических программ. В результате отсутствует обязательный учебный предмет на всех уровнях образования. К тому же нет мотивации у преподавателей, медработников в школах. В связи с невыделением бюджетных средств на оплату за занятия они неэффективно проводят профилактические мероприятия. «В образовательных  организациях республики полноценное профилактическое образование не имеет статуса обязательного. Содержание и форма реализации таких программ в ряде случаев не способствует достижению их цели», — говорит Г. Айтмурзаева.

Еще одна и очень серьезная причина — это халатность родителей, которые не разговаривают с отпрысками, не следят за их поведением и скидывают все воспитательные функции на школу. «Школа — это камера хранения, куда родители бросают своих детей. Учитель отвечает за все — драки, суициды, заболевания. За жизнь ребенка несут ответственность близкие, а учитель должен учить», — отметила она.

Участники «круглого стола» обратились к руководителям министерств, ведомств, общественным и международным организациям со следующими предложениями: обеспечить реализацию комплексных профилактических программ для подростков и молодежи, основанных на развитии жизненных навыков; в организациях начального, среднего и высшего профессионального образования развивать школьную медицину и услуги, дружественные к молодежи; вовлекать в реализацию профилактических мероприятий родителей, молодежь и общественность; разработать стандарты здорового образа жизни; определить формы и методы проведения программ и курсов по ЗОЖ; усовершенствовать нормативную, методическую и правовую базы.

В завершение участники конференции выразили уверенность, что реализация  данных предложений внесет важный вклад в развитие нашей страны, сохранение генофонда Кыргызстана, поспособствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и повышению эффективности  деятельности  организаций образования по охране и укреплению здоровья подростков и молодежи.

«Охрана здоровья детей и подростков  — это ответственная и первостепенная задача каждого, кому не безразлична судьба своего государства. От того, насколько духовно сильным, телесно здоровым будет подрастающее поколение, зависит наше будущее», — подытожил А. Мамытов.

Уважаемые читатели, помните, что здоровый образ жизни у каждого из нас начинается с самого себя!  Будьте здоровы!

Аида ШИРИНОВА.






Добавить комментарий