Main Menu

СООБЩА РАБОТАТЬ ВО ИМЯ ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ

О работе правительства в социальной сфере страны в интервью "СК" рассказала вице-премьер-министр Камила ТАЛИЕВА.

IMG_7598р1-217x300— Камила Абдразаковна, социальная сфера является традиционно одной из самых сложных и проблемных отраслей. Вот прошло уже больше года, как вы работаете вице-премьер-министром, ответственным за социальный блок. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о проделанной за это время работе.

— Думаю, все помнят о том, что наше правительство было сформировано в очень трудной социально-экономической ситуации. Поэтому оно с ходу приступило к поиску выхода из сложившегося кризиса. А в самом конце года, как известно, мы даже вынуждены были пойти на секвестирование бюджета. Но, несмотря на такую крайнюю меру, кабинет сумел выполнить все социальные обязательства, взятые перед народом. Пенсии, пособия, заработные платы, социальные выплаты выплачивались своевременно и в полном объеме. Реализовать все это на практике, поверьте мне, было очень трудно и требовало немалых сил и настойчивости. В данный момент мы подводим итоги работы, проделанной за 9 месяцев 2013 года. Проводим анализ по итогам отчетов министерств и государственных органов за это время. Откровенно говоря, преуспели мы пока немного, а болевых вопросов в социальной сфере и нерешенных проблем еще немало.

Но все же как главное достижение нашего правительства можно отметить то, что мы в этом году добились того, что работаем уже слаженно и стабильно, а не в пожарном режиме, как часто приходилось в прошлом. Следовательно, в соответствии с сегодняшними условиями меняются и задачи, а также требования по ним перед министерствами и государственными органами. Сейчас от руководителей всех рангов, работающих в социальной сфере, независимо от их занимаемого положения, требуется критически взглянуть на пройденный этап с тем, чтобы внести коррективы в действующий план, а затем выработать долгосрочную стратегическую программу развития. 

— Ну раз речь идет о долгосрочной  стратегии развития, полагаю, уже есть основа и определен вектор развития? 

— Хвастаться большими успехами, естественно, пока рано, но с полной уверенностью могу сказать, что уже заложен твердый фундамент и выбран четкий курс развития. Судите сами. За январь-сентябрь 2013 года удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу  (28 079,9 млн.сомов) составил  49,0%. А всего направлено на         3 584,8 млн. сомов больше, чем за аналогичный период прошлого года (удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу за январь-сентябрь 2012 года составил 45,6 %).

Из них удельный вес расходов на социальную защиту — 26,1% 

(14 926,7 млн. сомов  и  с увеличением относительно прошлого года на  2 401,6 млн. сомов). На образование — 8,0% (4 570,6 млн. сомов с увеличением относительно прошлого года на 841,9 млн. сомов). На здравоохранение — 12,6%          (7 228,5 млн. сомов с увеличением  относительно прошлого года на 321,7 млн. сомов). На отдых, культуру и религию — 2,4% (1 354,1 млн. сомов  с увеличением  относительно прошлого года на 19,6 млн. сомов). Думаю, что эти цифры говорят сами за себя. Можно сказать, что во всех сферах есть подвижки к лучшему. К примеру, в системе образования, несмотря на накопившиеся тяжелые проблемы, мы провели кропотливую, настойчивую работу, чтобы привести в порядок вопросы по дошкольному обучению детей. В прежние годы было приватизировано или по разным причинам продано большинство зданий дошкольных учреждений. По этой причине по всей республике повсеместно наблюдается нехватка мест в детских садах. В настоящее время по требованию правительства 70 детсадов возвращено в распоряжение государства. По остальным объектам еще идут судебные разбирательства.

— Вы рассказали о своевременной выплате пенсий и пособий. Между тем среди населения существует недовольство по поводу нехватки этих средств даже при минимальных расходах…

—  Именно поэтому одним из приоритетных направлений социальной политики стала поддержка в первую очередь действительно остронуждающихся людей. Пенсии и пособия повышены. В 2013 году  пособия получали 418,5 тысячи человек. С 1 ноября объем минимального гарантированного дохода повышен с 580 до 640 сомов, или на 10%. С 1 октября средний размер пенсии увеличен до 4 554 сомов.  На эти расходы из бюджета государства потребовались дополнительные затраты на 806,9 млн. сомов. Еще следует обратить внимание на то, что мы целенаправленно добиваемся того, чтобы пособия выделялись адресно и дошли до действительно нуждающихся в них конкретных людей. С этой целью правительство создало межведомственную комиссию. 674 ее рабочие группы провели огромную исследовательскую работу на местах. В результате тщательной проверки выявлено, что 1,5 тысячи из 32,5 тысячи семей пособия выплачивались незаконно. Только за счет этого мы смогли сэкономить 315 млн. сомов бюджетных средств. 

— Камила Абдразаковна, не секрет, что есть категория государственных служащих, получающих очень низкую заработную плату. Стоит ли в таком случае от них ждать высококачественной работы?

— Вы поднимаете и в самом деле очень актуальную проблему. Реформы в подготовке профессиональных кадров должны вестись параллельно с повышением их окладов до должного уровня. Иначе нам не удержать высококлассных специалистов. Учитывая это, мы с 1 августа повысили до 5 тысяч сомов размер минимальной базовой ставки заработной платы сотрудников государственных и муниципальных органов, а с 1 октября — работников министерств и административных ведомств. Прежние минимальные базовые ставки соответственно равнялись 2,5 и 4,5 тысячи сомов. Только на это повышение потребовалось дополнительно изыскать 650 млн. сомов. 

— Недавно по республиканским телеканалам показывали сюжеты о жизни афганских кыргызов. Многих наших читателей интересует работа правительства в этом направлении. 

— Мы выработали серьезную программу поддержки этнических кыргызов, проживающих в зарубежных странах. И в ее рамках правительственная делегация из 16 человек совсем недавно побывала на Малом и Большом Памире в Афганистане. Они доставили проживающим там соотечественникам гуманитарную помощь. Кыргызы там живут в крайне тяжелых природных и климатических условиях. И, естественно, очень нуждаются в нашей помощи. Им доставлены 20 тонн муки, тонна соли, теплая одежда и одеяла, продукты питания, всего на 1,5 млн. сомов. А что касается этнических кыргызов, переехавших в Кыргызстан, их общее количество сейчас около 40 тысяч. Они живут в Джалал-Абадской области и  Сокулукском районе Чуйской. Я дважды — в мае и августе текущего года — на месте ознакомилась с их насущными проблемами. Многие из них уже получили гражданство нашей республики, а остальные подали соответствующие документы и ждут. Мы вплотную занялись устройством их детей в школы и обеспечением учебниками. В итоге на данный момент смогли решить все их основные проблемы.

—  Расскажите, пожалуйста, о работе с трудовыми мигрантами, выезжающими из Кыргызстана. 

— По последним данным, сейчас общее количество гастарбайтеров из нашей республики в Российской Федерации приблизилось к 570 тысячам человек. А в соседнем Казахстане трудятся около 55 тысяч кыргызстанцев. И в этом направлении в работе правительства есть зримые достижения. К примеру, мы выработали специальную программу, так называемое единое окно. Трудовые мигранты еще до отъезда могут выбрать себе пункт прибытия и место работы в соответствии со своим образованием и профессией. В необходимых случаях, перед тем как дать им направление, их здесь же могут обучить русскому и корейскому языкам. Кстати, Южная Корея по количеству наших гастарбайтеров лидирует после России и Казахстана. Около 30 тысяч трудовых эмигрантов работают в дальних высокоразвитых странах, и большинство — именно в Южной Корее. Думаю, эта программа весьма перспективна и уже скоро положительно повлияет на жизнь кыргызстанцев в Российской Федерации и дальнем зарубежье.

— В заключение нашей беседы хочу задать вам вопросы немного личного характера. До прихода в большую политику вы в литературных кругах были известны как ученый-фольклорист. И как вы сейчас совмещаете свои научные изыскания с ответственной работой высокопоставленного руководителя? И еще. Вы вначале на политическом горизонте стали известны как депутат республиканского парламента. А сейчас являетесь вице-премьер-министром правительства. Можно ли провести сравнения: где больше возможностей для реализации своих идей? 

— С тех пор как я работаю в правительстве, у меня практически нет свободного времени. В нынешних тяжелых социально-экономических условиях нам приходится работать по 10-12 часов, иногда до 10-11 часов ночи. И даже в выходные. Поэтому понятно, что личные дела отошли на второй план. Хотя докторская диссертация у меня уже почти готова для защиты. Как говорится, всему свое время… Все ветви власти имеют свои полномочия и функции, которые определены согласно Конституции. Но все же, надо признать, кабмин проводит повседневную, кропотливую и подчас рутинную работу. И ответственность здесь гораздо выше. Считаю, что не только правительство,  но и все наши сознательные люди в нынешнее время должны работать не покладая рук во имя будущего процветания нашей страны. Только так и сообща мы сможем одолеть нынешние трудности. 

— Спасибо вам за содержательную беседу.

Соб. инф.






Добавить комментарий