Main Menu

Терпение и детский труд ВСЁ перетрут?

Подрастающее поколение Кыргызстана, вынужденное работать наравне со взрослыми ради куска хлеба, все чаще сталкивается с коллизиями в отечественном законодательстве, которое неспособно четко отрегулировать взаимоотношения в этой архисложной сфере.  

За чертой 

Череда потрясений и тяжелая финансово-экономическая ситуация привели нашу страну к тому, что в категории бедных числится уже треть населения, или более 1 млн. 700 тысяч человек. Таковы шокирующие цифры, приведенные в  Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы. Естественно, это коснулось и нового поколения, вынужденного искать любые возможности для выживания. Однако в области реализации права детей на труд и достойную жизнь возникает немало юридических коллизий.

 

ФОТО 1В чем же дело?

Начнем с того, что в Кыргызстане, где большая часть населения живет в сельских местностях и где доминирует аграрно-животноводческое и фермерское хозяйствование, дети всегда исполняли роль помощников. Выполнение ими работ, которые не влияют на здоровье и развитие, а также не препятствуют получению знаний, обычно считается положительным явлением. К таким видам относятся поддержка родителей по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время каникул. В принципе, это способствует развитию ребенка и благосостоянию сородичей, помогает получить опыт, который потребуется в будущем.

Однако проблема в том, что чаще всего многие вынуждены заниматься по-настоящему тяжелым трудом, который в психическом, физическом, социальном и моральном отношениях сопряжен с опасностью или даже прямым причинением вреда.

Кроме прочего, такой вид деятельности лишает их возможности получить образование, у них попросту нет времени посещать школу, приходится либо преждевременно закончить обучение, либо совмещать учебу и работу.

То есть необходимо четко разграничить такие явления, как добровольная помощь по хозяйству, с одной стороны, и с другой — вынужденное зарабатывание средств любыми путями для своего существования либо поддержки обездоленной семьи, да к тому же лишающее их возможности стать в последующем полноценным членом общества.

 

Опасный феномен 

Все это в международной практике именуется общим термином — «детский труд». Но данный феномен, и это признается специалистами, негативно влияет на умственное, духовное и нравственное воспитание юных кыргызстанцев. В итоге под угрозой находятся развитие человеческих ресурсов, общее социально-экономическое положение страны, безопасность государства и существование нации в целом.

Проблема в том, что детский труд существует во многих формах, в том числе, как ни странно, вполне легальных, хотя и с рядом ограничений. К примеру, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года (к которой присоединился и Кыргызстан) провозгласила установление минимального возраста претендента для приема на работу, необходимых требований к условиям и продолжительности рабочего дня и санкций для эффективного осуществления указанных требований.

Именно поэтому необходимо тщательно, с критических позиций исследовать положение работающих в КР подростков, чтобы определить, что именно относится к так называемому приемлемому детскому труду, а что — к НФДТ, или наихудшим формам детского труда.

В нашей республике, увы, преобладает как раз-таки НФДТ. И проблема эта отличается прежде всего масштабами эксплуатации детей и степенью нарушения их основополагающих  прав: на детство, особую охрану в силу незрелости, защиту от всех форм физического или психического насилия, от оскорбления или злоупотребления, в случае отсутствия заботы или грубого обращения, а также на получение образования. К примеру, по информации, собранной активистами гражданского сектора, школу пропускает до 120 тысяч наших детей!

 

Чада без пригляда 

Основными факторами увеличения детского труда являются дешевизна такой рабочей силы; отсутствие регулятивных механизмов между нанимателем и несовершеннолетними; безнаказанность работодателя, к которому трудно применить жесткие санкции.   Новое поколение в Кыргызстане используется в четырех основных сферах: народное хозяйство, промышленность, разнорабочий физический труд, услуги по дому. К примеру, сельскохозяйственная сфера часто принуждает к поливу, прополке и сбору урожая. Есть категория прислуги, занятой уборкой домов, стиркой белья, приготовлением еды, работой в саду и т. д. Нередко родители сами предлагают отдать чад на попечение родственникам в городской среде, чтобы защитить отпрысков от тяжелейших условий в провинции!

Применение детского труда на торговых площадках стало возможно с появлением бизнес-челночества, увеличением рыночного спроса на услуги несовершеннолетних грузчиков, реализаторов, сборщиков… Также они работают в ремонтных мастерских, киосках, пекарнях и кафе.

Особую тревогу вызывают чисто противозаконные формы, среди которых  попрошайничество, работорговля, детская проституция и порносъемки, использование подростков в торговле наркотиками, в распространении экстремистских материалов, а также для работы на заброшенных шахтах и хвостохранилищах.

 

Больше дела, меньше слов!

Наше государство вроде как следует букве закона и духу международных документов, борющихся с НФДТ, но, к сожалению, здесь больше слов, чем дела… К примеру, еще в 1973 году была принята Конвенция МОТ №138 о минимальном возрасте для приема на работу, и Кыргызстан ратифицировал ее в 1992 году, а в 2003-м — Конвенцию МОТ №182 о мерах по искоренению НФДТ.  Помимо этого, постановлением правительства КР №314 от 2 июля 2001 года утвержден «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет».

Тем не менее наше законодательство не совсем соответствует Конвенции №138, в которой «минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет». Да, конвенция предусматривает, что государства, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, могут первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный, но обязуются осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков».

Однако эффективно ли осуществляется Кыргызстаном такая политика с целью исключить нынешний труд 14-летних ребят?

 

Слабость законов или исполнителей? 

Внешне осуществляется весьма разнообразная деятельность. К примеру, в 1999 году принят Закон КР «Об охране и защите прав несовершеннолетних», затем подписаны законы «Об основах государственной молодежной политики», «Об образовании», «О государственных пособиях Кыргызской Республики», Семейный кодекс,  другие акты.

В декабре 2005 года правительством утверждены «Предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную женщинам и работникам в возрасте до 18 лет». Но не секрет, что эти нормы всюду нарушаются, поскольку большинство детей занято в неформальном секторе экономики, где вообще нет ни контроля, ни ответственности!

Также в сентябре 2006 года была принята и затем утверждена «Государственная программа действий социальных партнеров по искоренению НФДТ в КР на 2008-2011 годы». А летом 2012 года принят новый Кодекс о детях. В соответствии с ним «запрещается эксплуатация детского труда в наихудших формах проявления, а также принудительный труд детей в любой форме на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в том числе в кооперативах, крестьянских и фермерских хозяйствах». Предусмотрен еще ряд важных положений для защиты малолетних работяг.

Впрочем, проблема по-прежнему очень остра. Власти ее формально признают, но для решения, как всегда, не хватает политической воли, нет практических действий, общего системного подхода, поэтому и отсутствуют ясные, измеримые и анализируемые результаты.

Что же следует сделать? 

Мер достаточно, но обозначу лишь первостепенные:

Необходимо  разработать свод абсолютно точных и однозначных юридических норм и правил, недопускающих двойного толкования и соответствующих наиболее позитивным международным стандартам.

Проблему надо решать в рамках единой национальной стратегии, ориентирующейся на максимальное улучшение законных условий труда детей и на полную ликвидацию НФДТ.

Пора отрегулировать механизмы возврата несовершеннолетних трудяг за парты. Одним из вариантов может стать создание рабочих школ, где дети, неуспевающие за сверстниками, могли бы получать базовые знания, шире и глубже узнавать о своих правах и свободах.

Надо признать, что детский труд на рынке уже стал неизбежным фактором,  играя свою роль в экономике всей страны. Хотя прогрессивная часть общества и осознает, что в демократическом государстве это неприемлемо! Поэтому главная  задача — создание в КР централизованного уполномоченного органа по детскому труду, который взял бы на себя всю ответственность за координацию усилий, знаний и ресурсов заинтересованных государственных, международных и неправительственных организаций.

Полагаю, что новая структура под руководством детского омбудсмена, наделенная особым статусом и широкими полномочиями, могла бы, кроме регулирующих и контрольных функций, организовывать различные гуманитарные, культурологические и медийные кампании для  повышения информированности населения и привлечения общественности к проблеме, а также выдвигать свои  законодательные инициативы в ЖК с целью избавить наконец страну от клейма государства, где так нещадно эксплуатируют детей. Ведь это борьба за право ребенка на полноценное и, главное, счастливое детство!

Гульнара Сатыбекова, 

преподаватель КГЮА при правительстве КР.






Добавить комментарий