Main Menu

ОТКРЫТО ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ

В последние годы все говорят, и в основном негативно, о делах в энергетике. В этих обстоятельствах, статс-секретарь Министерства энергетики и промышленности Батыркул Баетов решил выйти в народ и рассказать основному потребителю энергоресурсов чистую правду о делах в отрасли.

Он подробно поведал о главных проблемах: перерывах в энергоснабжении, качестве энергоносителей, об износе оборудования и т.д.

Сегодня в Бишкеке очень плохое освещение, а ведь всем нам помнится, что когда-то свет горел так ярко, что  даже слепил глаза. Возникает вопрос: почему? Очень нервируют потребителя и создают ему большие проблемы перерывы в энергоснабжении. И не менее неприятная ситуация, когда электричество есть, но напряжение низкое, батареи полутеплые, хотя абонент платит за эти услуги. Все это, как оказалось, связано с изношенностью оборудования и сетей.

«Сплошь и рядом 160 вольт вместо 220. Кроме наших усилий, здесь необходимы средства. В целом по отрасли износ оборудования составляет 50%. Раньше говорили, что износ ТЭЦ — 50%, мы же признали 84%. При таком  положении дел, что говорить про непрерывность и качество?» — заявил Б. Баетов.

 

Воровство

Еще один основной недостаток энергетики, вызывающий недовольство населения, — хищение электроэнергии отдельными потребителями — бытовыми и коммерческими, которые зачастую делают это в сговоре с работниками энергокомпаний.

«Ворует население не без участия энергетиков. Более того, в сфере закупок тоже наблюдаются кражи. Не представляется возможным уследить за каждым из 1 600 контролеров. Здесь нужно вводить уголовную ответственность», — отметил Б. Баетов.

По его данным, АКС ГКНБ уже выявляла ряд серьезных фактов хищения. «Мы много таких дел передаем в правоохранительные органы», — сообщил статс-секретарь.

По его мнению, воровство обусловлено низкой заработной платой. «Мы сами толкаем на сговор. Разве может взрослый человек на 10 тысяч прожить? Работник должен получать материальное стимулирование,  тогда он не станет воровать. У него нет творческой работы. Только через экономические стимулы можно сократить воровство, стимулировать, давать вторую зарплату, которую он ворует», — считает он.

 

Отрасль терпит убытки 

По словам Батыркула Баетова, финансово-экономическое и техническое состояние энергокомпаний признается в данный момент как критическое. В текущем году дефицит средств в энергосекторе составляет более 3 млрд. сомов, а уровень износа основных фондов — в среднем 50%.

“Продается электроэнергия населению и хозсубъектам по 70 тыйынов, коммерческие структуры платят 1,5 сома», — пояснил он.

Если говорить о внутреннем рынке, то средневыставленный тариф составляет 88 тыйынов. В этом году плановая себестоимость одного кВт.ч составляет 1 сом 24 тыйына, в 2011-м — 101 тыйын, в 2012-м — 117 тыйынов. Получается, энергетики терпят убытки в размере 36 тыйынов с каждого кВт.ч электроэнергии. Аналогичная картина складывается и по теплоэнергии.

«При полной себестоимости электроэнергии 1,24 сома за 1 кВт.ч тариф для населения составляет 0,7 сома. Это означает, что энергетическая отрасль субсидирует весь бытовой сектор, в том числе состоятельных потребителей, в размере 54 тыйына за каждый кВт.ч»,- сказал статс-секретарь.

И добавил, что действующие тарифы на энергоносители вовсе не покрывают затраты энергокомпаний. Строительство новых мощностей осуществляется за счет кредитов и ссуд, аварийность растет. Улучшение ситуации, на взгляд статс-секретаря, видится в постепенном повышении тарифа до экономически обоснованного уровня.

«Все страны делают это, а мы нет. У нас самые низкие цены в мире. Если это и дальше продолжится, то избежать перерывов в электроснабжении мы не сможем. Сдерживание введения экономически обоснованных тарифов привело к отсутствию достаточных инвестиций в ремонт, модернизацию и развитие, что стало причиной повышенного износа. Кроме того, хроническая убыточность энергетических компаний из-за низких тарифов привела к финансовой неустойчивости», — сетует Б. Баетов.

 

Как будет подниматься тариф

Тарифная политика предусматривает разумное и постепенное повышение с целью полного возмещения затрат на ремонт, реконструкцию, техническое обслуживание и развитие, погашение кредитов, инвестированных в энергетический сектор.

«Мы каждый раз вынашиваем предложение по повышению тарифов. Но нам сказано до конца осенне-зимнего периода не поднимать этот вопрос. Поэтому мы его не будем касаться до 1 апреля. Но работа проводится. Мы должны разработать документ и вынести на обсуждение предлагаемый тариф. Потом параллельно придется создать комиссию, учесть мнение народа, просчитать все. Последняя редакция передается в Антимонопольный комитет, потом в правительство. После этого на одобрение в Жогорку Кенеш. Это займет по меньшей мере 3 месяца. Мы намерены учесть инфляцию в 7-8% ежегодно», — рассказал статс-секретарь.

Планируется повышать тариф на 10% каждый год. Это позволит через 5 лет выйти на       самоокупаемость, то есть доходы сравняются с расходами. «Конечно, здесь нужно учитывать социально уязвимую часть населения», — добавил Б. Баетов. И сообщил, что север и юг страны потребляют сейчас 2 600 мегаватт в сумме. А это уже близко к пределу, который составляет 3 300 мегаватт.

Реформы зависятот инвестиций

Если при Союзе ежегодно вкладывалось в энергоотрасль порядка 65 млн. долларов, то за 19 лет суверенитета сумма инвестиций составила всего 369 млн. долл.

«Лишь в последние 3 года начали привлекаться ощутимые инвестиции в реализацию судьбоносных стратегических проектов, несмотря на практическое отсутствие механизма возврата кредитов при совершенно неадекватных тарифах на энергоносители», — признается Б. Баетов.

Одна из задач энергосектора — введение клиентоориентированной политики, предусматривающей улучшение качества обслуживания абонентов, минимизацию контакта контролера с абонентом, улучшение разъяснительной работы и обеспечение обратной связи. Данные мероприятия  можно ускорить внедрением на пилотной основе контракта на эффективное управление в РЭКах. Этот вопрос в настоящее время прорабатывается министерством. Ну а пока говорить о клиентоориентированности в сфере энергоснабжения рано. «Абонентам трудно достучаться до энергетиков при появлении проблем, а когда все-таки дойдешь, то рассчитывать на понимание и уважительное отношение к клиенту не приходится», — заметил статс-секретарь.

Однако до конца 2013 года планируется разработать нормативно-правовые акты для создания независимого расчетного центра, который займется объективным отслеживанием потоков электроэнергии и произведет  прозрачные и надежные расчеты. Более того, расчетный центр будет нести ответственность за обеспечение соответствующего учета и регистрацию фактически предоставленных услуг по поставке электроэнергии, мощности и дополнительных услуг. Ему предстоит проверять данные, используемые для выставления счетов продавцом каждому получателю услуг, и разрешать любые споры или разногласия, возникающие между сторонами.

Задачи проведения реформы в энергосекторе поставлены в следующих  программно-целевых документах: Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы, Среднесрочной стратегии развития электроэнергетики  на 2012-2017 годы, Плане действий по реформированию энергетического сектора на 2013-2014 годы.

На уровне отрасли реформы проводятся по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы, создание независимого регулятора, независимого расчетного центра, проведение сбалансированной тарифной политики, продвижение отраслевых проектов.

На уровне каждой компании — улучшение корпоративного управления, т.е. кадровая работа,  ведение клиентоориентированной политики,  материальное стимулирование каждого сотрудника, усиление  аудиторской работы,  прозрачность деятельности.

 

Рестораны и кафе отключат первыми

Если случится так, что где-то турбина окажется технически несостоятельна или в ремонте, то  в этот момент Кыргызстан  ощутит нехватку электрической энергии. И в первую очередь это скажется на ресторанном бизнесе. Поэтому кафе и ресторанам лучше запастись дизельными генераторами.

«Вот тогда мы проведем распределение по всей стране во всех областях. Энергокомпании придется  избирательно подходить к абонентам. Сначала это коснется кафе и ресторанов. Пусть они устанавливают свои дизельные генераторы», — посоветовал Б. Баетов. И в последнюю очередь авария скажется на населении. Но горожанам лучше все-таки подготовиться к неожиданным неудобствам и запастись свечами: «У нас лишней электроэнергии нет. Если где-то произойдет поломка, то до ее устранения, как в прошлом году, мы будем испытывать дискомфорт».

Напомним, что в декабре 2012 года отключилась одна гидротурбина Токтогульской ГЭС. «Тогда за неделю управились», — вспомнил статс-секретарь.

Аида ШИРИНОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий