Main Menu

Жизнь без сожалений

На прошлой неделе в редакцию обратилась пенсионерка из Бишкека Галина Ивановна Ткачева. Несмотря на обещания мэрии включить отопление после 25 октября, в дом по ул. Панфилова тепло не поступило даже в ноябре. В квартире стылый холод, а для пожилых людей такое температурное понижение весьма ощутимо.

1

Мы переадресовали обращение пожилой женщины в городские службы, отвечающие за тепло в квартирах бишкекчан. А сами заглянули в гости к Галине Ивановне, чтобы поговорить о житье-бытье, тем более что этот год объявлен Годом труженика, а Галина Ивановна отработала врачом более полувека, имеет звание ветерана труда. Разговор наш о прошлом и настоящем, о том, какой путь пришлось пройти старшему поколению, и о его взгляде на нынешнюю реальность.

2Когда мы приехали, пожилая женщина лежала под одеялами с перемотанными шерстяными платками руками. От холода, стоящего в квартире, страдают переломы кистей, — пояснила Галина Ивановна. Беда приключилась четыре месяца назад, Ткачева пошла в аптеку. А тротуары в окрестностях разбитые, выемки, колдобины, вот и не устояла на ногах, запнулась и упала. Да так неудачно, что произошел перелом обеих рук. И вот показатель того, как относятся окружающие к оказавшимся в беде. Около часа пришлось просидеть посреди улицы пожилой женщине и со слезами на глазах просить прохожих довести ее до дома. Благо нашлась молодая девушка, помогла.

С мужем поехали в больницу, там установили, что на одной руке перелом со смещением.

— Стали мне вправлять кость без обезболивающего, — рассказывает со слезами на глазах Галина Ивановна. — Как я там кричала, наверное, вся больница слышала.  Прошло уже четыре месяца, а рука пока так и не приходит в норму.

3Как уже упоминалось, Галина Ивановна по профессии врач.  Доктором хотела быть с детства, а оно было непростым.  Когда началась война, Ткачевой было четыре года. Отца сразу забрали на фронт. Чтобы прокормить семью, мама и старший брат-подросток  пошли на завод. От непосильного труда и недоедания случались голодные обмороки. Чтобы выжить, Ткачевы переехали в село.

С гордостью Галина Ивановна рассказала, что ее дед был в числе переселенцев из Воронежской области, основавших село Садовое. От него мама Галины Ивановны научилась складывать печи. Благодаря этому мастерству семья имела возможность дополнительного заработка в трудные годы. Но все равно легким свое детство Галина Ивановна не назовет. С шести лет пришлось работать на полях, испытывать и холод, и голод. Чтобы заглушить постоянное желание есть,  детвора кушала и цветы акации, и лебеду. Один раз даже белены испробовали, так потом взрослым пришлось спасать малышей от отравления.

4Окончив школу, Галина Ивановна свою детскую мечту стать доктором не оставила. Институт семье был не по карману, жили очень сложно,  сидеть на шее у родителей не приходилось. Поэтому Ткачева выучилась на фельдшера-акушера, и ее отправили по распределению на Суусамыр, там работал фельдшерско-акушерский пункт. Трудиться пришлось в сложных природных условиях, выезжала на лошади на отдаленные пастбища, порой добиралась по крутым тропам, петляющим по склонам гор или идущим над пропастями. Принимала роды, делала прививки, излечивала от чесотки и вшей. Но до сих пор Ткачева с удовольствием вспоминает суровую красоту Суусамыра. Ей предстояло отработать в этих местах четыре года, но случилось несчастье. На стойбище потребовалась помощь медика. Когда Галина Ивановна подъехала к месту, на нее напали собаки чабана.

— Их было несколько, и лишь одна накинулась на меня, повалила и стала терзать, — вспоминает моя собеседница. —  На лай и шум, поднятый собаками,  выскочил чабан и, чтобы отогнать разъяренного пса,  выстрелил из ружья в воздух. Волкодав от испуга бросился в горы.

Галину Ивановну отправили во Фрунзе для лечения у рабиологов. После этого случая ее оставили в городе. Она поступила работать  в больницу на Шампанкомбинате, стала трудиться в реанимационном отделении.  Но желание окончить мед-институт по-прежнему не давало покоя нашей героине. Ей хотелось узнать как можно больше в своей профессии, подняться на ступеньку выше в избранной специальности. Галина Ивановна сдала экзамены и поступила в вуз. Это время, наверное, было самым счастливым для нее. Вскоре она познакомилась с будущим мужем Николаем, с которым вместе уже 52 года.  Судьба решилась неожиданно, вместе с подружкой пошли в парк им. Фучика на танцы. У подружки был парень, он пришел на свидание с другом.

5Вот так и познакомились. После танцев Николай проводил домой девушку, друг другу понравились сразу, стали встречаться, а потом и поженились.

— Это были очень сложные годы, — вспоминают супруги. — Оба учились, а через год после свадьбы родилась дочь.

Вместе справились со всем, получили дипломы. И тут вышла одна забавная история. По девичьей фамилии Галина Ивановна —  Ткачева, по мужу — Злобина. Но приемная комиссия никак не хотела выдавать диплом врачу со столь специфической фамилией — Злобина.

— Как же так, — говорили педагоги, — у вас на двери кабинета будет висеть табличка «Терапевт Злобина»! Разве к вам пойдут пациенты?

Так и проработала Галина Ивановна всю жизнь под нейтральной фамилией Ткачева. Тут можно и улыбнуться, и задуматься над тем, как раньше трепетно относились и к профессии, и к доверию пациентов к докторам, если даже считали, что фамилия может причинить неудобство больному.

После учебы героиня нашего материала получила распределение в Сокулукскую районную больницу.  Сначала работала терапевтом, а потом из-за нехватки специалистов пришлось переквалифицироваться в психиатра-невропатолога.

— Психиатрия меня всегда интересовала, а потом было очень жалко таких больных. Это, как правило, очень необустроенные, несчастные люди, хотелось им помочь, — рассказывает моя собеседница.

Муж работал учителем в сокулукской школе. Через какое-то время государство выделило им квартиру, и, по словам моих собеседников, это поддержало семью, они не стали перебираться в столицу.

6В 1985 году вышло в свет знаменитое горбачевское постановление, направленное на борьбу с пьянством, и, согласно требованиям времени, в медучреждениях срочно потребовались наркологи. А где ж их взять на периферии? Галине Ивановне по уговору руководства пришлось вновь осваивать смежную специальность и врачевать от пристрастия к зеленому змию.

— Это была очень опасная работа, психологически тяжелая, — с содроганием говорит моя собеседница. — Кабинет выделили не в больнице, а в общежитии, где целый день не было людей. А пациенты были агрессивными, озлобленными.

По воспоминаниям  Ткачевой, однажды в кабинет ворвался наркоман и, угрожая ножом, посадил ее и медсестру в машину, отвез в столицу в одну из больниц и потребовал под угрозой расправы принести ему наркосодержащие препараты.

— Пришли в больницу, позвонили в милицию, рассказали, что с нами произошло, а над нами посмеялись и бросили трубку, — говорит Галина Ивановна. — Потом мужчины-врачи вышли посмотреть, где же нарушитель порядка, а его и след простыл. Уехал искать дальше наркотики.

Другой раз пациент ни с того ни с сего, будучи на приеме, вспрыгнул на стол, стал плясать, кинул куртку на обогреватель, да так, что она подпалилась, а после стал кричать по этому поводу и угрожать врачу. Вот такой оказалась профессия нарколога.  С лекциями по профилактике наркомании и алкоголизма Галине Ивановне приходилось много выступать на предприятиях, в колхозах, готовить статьи в газеты. Однажды на таком ее выступлении в зал вошел Абсамат Масалиев. Он был тогда первым секретарем ЦК  Компартии Киргизии и совершал рабочую поездку по области. Послушав, как наша героиня критикует милицию за бездействие в работе с алкозависимыми, глава республики решил направить врача делегатом на всесоюзный  съезд общества «Знание». Поездка запомнилась Галине Ивановне массой интересных впечатлений, событий.

Несмотря на сложную, а порой и опасную профессию, моя собеседница совсем не жалеет о своем профессиональном выборе. По ее мнению, человека в белом халате отличают доброта, милосердие и очень обширные знания.

— Сегодня медики не такие, — сетует Г. Ткачева. — Равнодушные, малознающие, черствые. Вызываю врача из поликлиники, а она идет на прием, даже не захватив тонометр. Если измерят давление, никогда не послушают сердце, не проведут полностью осмотр пациента, чтобы иметь правильное представление о его состоянии.

— Так что же может изменить ситуацию? — спросил я.

Моя собеседница пожимает плечами.

—  Пожалуй, таких уже ничем не исправишь, и дело тут совсем не в маленькой  зарплате, — качает она головой.

Сейчас Галине Ивановне 76 лет. Жизнь пенсионеров в нашей стране такова, что работать приходится до тех пор, пока есть силы.  После пенсии она трудилась по профессии еще долго, последнее место работы — столичный дом престарелых.

— Живущие там очень одиноки, родственники их бросили, и от этой ненужности пожилые люди невыносимо страдают, — говорит Галина Ивановна. — Очень часто старики приходили в мой кабинет, изливали душу, рассказывали о своих переживаниях.

Особенно запомнился моей собеседнице ветеран войны, который все просил:  «Доченька, сделай мне укольчик, чтобы я дотянул до 9 Мая».

Как уже упоминалось выше, вместе с мужем Галина Ивановна прожила 52 года. Николай Васильевич Злобин знаком постоянным читателям газеты по рубрике, посвященной поэтическому творчеству. По тому, как общаются супруги, видно, что в семье лад и удивительное единение мыслей.

— В чем же секрет семейного долголетия? — поинтересовался я.

По словам супругов, объединяет их любовь к литературе и творчеству. Всю жизнь очень много читают, публикуются в газетах: Галина Ивановна со статьями, Николай Васильевич со стихами.

Вот такая истории жизни: во многом сложная, но счастливая. У Галины Ивановны и Николая Васильевича есть дочь, внук и даже правнук, а значит, оставлен след и продолжение в будущее.

Что касается отопления, то по этому поводу мы обратились в муниципальное предприятие «Теплоэнерго», отвечающее за подачу тепла в столичные квартиры. По словам Алымбека Абдылдаева, в подобной ситуации оказались жители достаточно большого района — от Физприборов до Душанбинской. Задержка произошла из-за того, что идет реконструкция котельной. Она работала на мазуте, имела низкий КПД и была вредна для экологии. Но чтобы перевести ее на альтернативные виды топлива, нужны были средства. Деньги, по словам А. Абдылдаева, нашлись к концу лета, а осенью поступили на счет предприятия. Все эти дни шла установка оборудования. Работы на данный момент завершены, теперь котельная будет работать на газе. Сейчас весь вопрос в том, чтобы «Кыргызгаз» разрешил подачу голубого топлива, а для этого нужно привести в норму всю разрешительную документацию. Как заверил директор «Теплоэнерго», тепло в дома,  отапливающиеся от данной котельной, поступит со дня на день.

 

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий