Вечность айтматовской темы
Республиканская выставка произведений отечественных художников «Как человеку человеком быть», посвященная 85-летию выдающегося писателя современности Чингиза Айтматова, проходит в Национальной академии художеств, при поддержке Национальной академии наук и Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве Кыргызской Республики.
Выставок, представляющих работы по произведениям нашего знаменитого соотечественника, а также посвященных ему, было великое множество, но почему-то последняя экспозиция, открывшаяся в зале Художественной академии, заставляет по-новому взглянуть и на творчество великого прозаика, и на личность самого Чингиза Торекуловича. В этом году ему исполнилось бы 85 лет, и хотя его нет с нами уже более пяти лет, ощущения его незримого присутствия во всем: издаются книги, идут спектакли по его произведениям, а сколько живописных, графических и скульптурных работ, навеянных творчеством мастера, вдохновляют художников и сейчас, не перечесть. Причем интересуют его произведения не только маститых творцов: студенты и школьники, так или иначе связанные с изобразительным искусством, вновь и вновь обращаются к Айтматовским героям, словно ведут свой диалог, ищут ответы на свои вопросы.
Более ста работ шестидесяти авторов, в числе которых преподаватели, аспиранты, студенты Академии художеств, из разных регионов республики, а также из Москвы стали светлой памятью замечательному писателю, нашему земляку, которым мы все гордимся, и просто хорошему человеку Чингизу Айтматову.
Черно-белые варианты графических листов Т. Курманова, К. Давлетова, Р. Эйхорна, К. Рыскельдиева, Ч. Шаршеналиева или живописный взгляд Д. Нургазиева в панорамном полотне «Апокалипсис» тонко передают оригинальный замысел прозаика. Останавливаются зрители у полотна «Устремление к вечности» А. Бейшенова, видимо, находят что-то созвучное своему пониманию; А. Каменский встречается с писателем в своей мастерской: двое пересеклись во времени и пространстве; невероятно трогательные работы Т. Огобаева к «Ранним журавлям».
Очень яркие и эмоциональные работы скульпторов, среди которых Т. Садыков, М. Камчыбеков, Д. Жолчуев, М. Тууганбаев, — объемные иллюстрации, навеянные прозой гениального литератора.
Но не только живопись, скульптура и графика представлены в экспозиции:
З. Эшалиева, например, показала интересное решение оформления спектакля «И дольше века длится день», а А. Нааматова сделала декорации к «Белому облаку Чингизхана»; С. Жоробаев предстал глубоким и проницательным художником в театральных и киноплакатах «Белый пароход», «Джамиля» и «Прощай, Гульсары!».
Тиснение на коже «Манкурт» или вышивка в национальной технике Д. Чокотаевой говорят о том, что мастерам прикладного искусства писатель также близок и понятен, как и живописцам. «Просто каждый по-разному читает Айтматова, — считает искусствовед Гульчехра Токтосунова. — Но объединяют всех, кто прикоснулся к его творчеству, вечные темы нравственности, чести, любви, красоты, правды и «как человеку человеком быть»…
Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More