Main Menu

Вечность айтматовской темы

Республиканская выставка произведений отечественных художников «Как человеку человеком быть», посвященная 85-летию выдающегося писателя современности Чингиза Айтматова, проходит в Национальной академии художеств, при поддержке Национальной академии наук и Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве Кыргызской Республики.

12Выставок, представляющих работы по произведениям нашего знаменитого соотечественника, а также посвященных ему, было великое множество, но почему-то последняя экспозиция, открывшаяся в зале Художественной академии, заставляет по-новому взглянуть и на творчество великого прозаика, и на личность самого Чингиза Торекуловича. В этом году ему  исполнилось бы 85 лет,  и хотя его нет с нами уже более пяти лет, ощущения  его незримого присутствия во всем:  издаются книги, идут спектакли по его произведениям, а сколько живописных, графических и скульптурных работ, навеянных  творчеством мастера, вдохновляют художников и сейчас, не перечесть. Причем интересуют его произведения не только маститых творцов: студенты и школьники, так или иначе связанные с изобразительным искусством, вновь и вновь обращаются к Айтматовским героям, словно ведут свой диалог,  ищут ответы на свои вопросы.

3Более ста работ шестидесяти авторов, в числе которых преподаватели, аспиранты, студенты Академии художеств, из разных регионов республики, а также из Москвы стали светлой памятью замечательному писателю, нашему земляку, которым мы все гордимся, и просто хорошему человеку Чингизу Айтматову.

Черно-белые варианты графических листов Т. Курманова, К. Давлетова, Р. Эйхорна,  К. Рыскельдиева, Ч. Шаршеналиева или живописный взгляд  Д. Нургазиева в панорамном полотне «Апокалипсис» тонко передают оригинальный замысел прозаика. Останавливаются зрители у полотна «Устремление к вечности» А. Бейшенова, видимо, находят что-то созвучное своему пониманию; А. Каменский встречается  с писателем в своей мастерской: двое пересеклись во времени и пространстве; невероятно трогательные работы Т. Огобаева к «Ранним журавлям».4

Очень яркие и эмоциональные работы скульпторов, среди которых Т. Садыков, М. Камчыбеков, Д. Жолчуев, М. Тууганбаев, — объемные иллюстрации, навеянные прозой гениального литератора.

Но не только живопись, скульптура и графика представлены в экспозиции:

5З. Эшалиева, например, показала интересное решение оформления спектакля «И дольше века длится день», а А. Нааматова сделала декорации к «Белому  облаку Чингизхана»; С. Жоробаев предстал глубоким и проницательным  художником в  театральных и  киноплакатах «Белый пароход», «Джамиля» и «Прощай, Гульсары!».

Тиснение на коже «Манкурт» или  вышивка в национальной технике Д. Чокотаевой говорят о том, что мастерам прикладного искусства писатель также близок и понятен, как и  живописцам. «Просто каждый по-разному читает Айтматова, — считает искусствовед Гульчехра Токтосунова. — Но объединяют всех, кто прикоснулся к его творчеству,  вечные темы нравственности, чести, любви, красоты, правды и «как человеку человеком быть»…

 

Галина МИХАЙЛИНА. 

Фото автора.






Добавить комментарий