Main Menu

ГНС в зеркале народного мнения

Почти две трети налогоплательщиков (61% от опрошенных) ощутили на себе  реформы, проводимые Государственной налоговой службой (ГНС) при правительстве Кыргызской Республики за последние 5 лет. Об этом, по данным социологического опроса 1 000 налогоплательщиков, сообщил Центр изучения общественного мнения «Эль-пикир» («Народное мнение»). Напомним, эта компания проводила исследования в рамках проекта реформирования и модернизации налогового администрирования в Кыргызстане. Реформы осуществляются при технической поддержке и финансировании Азиатского банка развития (АБР). На минувшей неделе «Эль-пикир» представил данные проведенного опроса общественного мнения.

Весьма высоким достижением назвали социологи данные о том, что порядка 37% опрошенных респондентов отметили снижение случаев коррупции и вымогательства со стороны сотрудников ГНС. Однако 58% налогоплательщиков убеждены, что попытки налоговых органов реформироваться не приносят должного успеха, поскольку необходимо проводить аналогичные изменения во всей системе госуправления. Но при этом 39% не согласны с тем, что «ГНС  должна принимать строгие меры, когда налогоплательщики могут заплатить свои налоговые задолженности, но уклоняются от этого».

Усилия ГНС перейти к приоритету клиент-ориентированных отношений в своей работе заметили многие участники опроса. Так, 42% респондентов признают, что «ГНС  в последние годы стала ориентироваться на налогоплательщика», но куда больше (47%) не признают таких перемен за службой.

Позитивные изменения в работе налоговых органов имеют место, но пока они не носят системный и необратимый характер, считают в центре «Эль-пикир». Значительная часть участников опроса (42%) считает, что за последние годы количество налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, не сократилось. При этом 30% налогоплательщиков уверены в том, что неуплата налогов в Кыргызстане не влечет за собой строгого наказания, как это положено по закону.

Оценивая изменения в работе ГНС за последние пять лет методом радара (5-балльная шкала), наибольшие положительные изменения наблюдаются по показателям «Разъяснение и информирование», «Проведение проверок» и «Рассмотрение жалоб» (прирост оценки 0,2 балла).  Также улучшилась оценка показателей «Получение счетов-фактур» и «Сдача отчетов и деклараций» (прирост оценки 0,1 балла). Но зафиксировано ухудшение показателей «Получение справок» (снижение оценки на 0,3 балла).

Относительное большинство (41%) опрошенных респондентов затрудняются определить общий  уровень своей удовлетворенности реформами в ГНС. Горожане больше, чем сельские налогоплательщики поддерживают новшества в налоговых структурах.

Из регионов выделяется Иссык-Кульская область, где наблюдается самое большое число респондентов, полностью удовлетворенных реформами в ГНС (30%). В других регионах таких налогоплательщиков заметно меньше: в Нарынской области — 22%, Ошской, Джалал-Абадской (15-12%), в Бишкеке — 15%. По количеству полностью не удовлетворенных реформами в ГНС лидирует Ош (61%) и со значительным отрывом — Ошская область и Бишкек (по 23%).

Исследование показало, что опрошенные недовольны политикой, которая формирует правительство в области налогообложения. Наибольшее недовольство вызывают высокие, не стимулирующие развитие ставки налогов, увеличение стоимости добровольного патента, введение новой системы оплаты предварительной суммы налога. Особое недовольство вызывает частая смена вектора реформирования ГНС, которая происходит при каждой смене правительства.

Участниками опроса отмечается, что «понемногу ситуация улучшается», «волокита и бюрократия снижаются», высоко оценивается факт введения «единых окон» в системе ГНС. Положительную оценку получила работа налоговых органов по улучшению доступа налогоплательщиков к информации посредством СМИ, ведомственного сайта и Интернета.

Чинара АСАНОВА.

 

 






Добавить комментарий