Main Menu

Важно не только, что посеешь, но и как…

Земля Кыргызстана плодородна, климат благоприятный, почему же наше семеноводство все еще не вышло на передовые мировые рубежи? Наши семена по всем предпосылкам могут и должны стать мировыми брендами и не только давать богатые урожаи на родине, но и щедро кормить другие народы. Вот о таких перспективах и проблемах семеноводческой отрасли наш разговор с начальником управления земледелия Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики Жегиталы ЖУМАЛИЕВЫМ.

— Жегиталы Жумалиевич, известно, что в Минсельзохе проходило  широкое обсуждение состояния дел в отечественной селекции и семеноводстве, в котором приняли участие депутаты и члены правительства. Что удалось выяснить и решить на прошедшей встрече?

— Лично я убежден, что селекция  и семеноводство — это база успешного развития растениеводческой отрасли. Общеизвестно, что сорта, созданные местными селекционерами, лучше приспособлены к нашим природно-климатическим условиям, если, например, сравнивать их с зарубежными. Кроме того, с местными сортами семеноводства легче наладить производство, да и спрос на них у наших фермеров всегда был выше. Эти вопросы и обсуждались на прошедшем рабочем совещании, где, помимо парламентариев, членов правительства, принимали участие специалисты-селекционеры, представители крупных семеноводческих хозяйств. Участники встречи выработали и приняли обращение в адрес Президента и премьер-министра, где изложили основные меры, которые необходимо незамедлительно принять для поддержки отечественной селекции и семеноводства.

— На примере селекционеров Кыргызского института земледелия и института кормов и пастбищ можно констатировать, что скромные возможности республиканского бюджета не позволяют эффективно развивать эту государственную отрасль. Может, уже пора переходить к поддержке частной формы селекции?

— Тут трудно с вами не согласиться. Но и на это требуются затраты не только времени, но и определенных средств, особенно на создание современной  материально-технической базы для поддержки частной селекции. С другой стороны, у государственных институтов есть реальная возможность изыскивать внебюджетные источники финансирования. Что тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Например, в России есть знаменитый  Краснодарский НИИ сельского хозяйства имени Лукьяненко. В этом научном центре был создан мировой шедевр — сорт озимой пшеницы «безостая-1». Да и многие другие сорта, которые  мы активно до сих пор используем на своих полях. Этот НИИ нашел простой и оригинальный путь для поддержки селекционеров. Для чего при институте был образован специальный отдел, куда призвали на работу профессиональных юристов. Их задача — собирать данные об использовании созданных ими сортов пшеницы и ячменя, то есть «плодов» селекции их института. Предъявляя эти сведения, они снимают роялти. Согласно закону о селекционных достижениях (а эта норма работает не только в Российской Федерации, но и у нас в стране, и в других странах), все защищенные патентами достижения селекции требуют выплаты определенного вознаграждения за их применение, то есть роялти.

Отдел Краснодарского института ежегодно собирает около 1 млн. долларов США от хозяйствующих субъектов, использующих их сорта злаков. На эти деньги можно поддерживать не только своих селекционеров, но и развивать материально-техническую базу селекции и первичного семеноводства.

Наш «Кыргызпатент» когда-то выдал 22  патента на защищенные сорта Кыргызского НИИ земледелия и Кыргызского НИИ животноводства и пастбищ. Такие патенты нужно было ежегодно поддерживать оплатой примерно 300 сомов за каждый сорт. Но руководство наших НИИ не стало делать этого, таким образом, по сути, отказавшись от сбора  роялти. Хотя, к слову, международный проект СИДА специально дважды приглашал в Кыргызстан лучшего специалиста в Европе по сбору роялти. Мистер Дюваль очень предметно рассказывал, как лучше организовать сбор этого общепринятого в мире вознаграждения, прочитав курс специальных лекций по этому вопросу…

Я убежден, что если бы руководители наших институтов по- деловому взялись за эту работу: восстановили бы свои права и патенты на сорта, наладили бы учет всех субъектов, которые ими пользуются, то это стало бы отличным источником поддержки отечественной селекции.

 — А чем вы, министерство я имею в виду, могли бы помочь им?

— Мне кажется, что прежде всего нужно передать Кыргызский НИИ земледелия и Кыргызский НИИ пастбищ и кормов на баланс Министерства сельского хозяйства и мелиорации. Так это раньше и было, кстати. Сейчас институты находятся в ведении Министерства образования и науки. Это ведомство априори не может быть заинтересовано и не способно профессионально заниматься развитием селекции и семеноводства. Оно и не несет никакой ответственности за результаты работы этих сугубо аграрных отраслей. Мы продолжаем ставить этот вопрос перед правительством именно для того, чтобы активно заняться поддержкой развития системы сбора роялти этими НИИ. Эти средства могли бы качественно поднять уровень отечественной селекции и семеноводства.

— На сайте Минсельхоза и мелиорации можно узнать, что семеноводческие хозяйства республики только на 50-60% обеспечивают собственные потребности в сертифицированных семенах основных сельскохозяйственных культур: пшеница, ячмень, хлопчатник. Есть ли у министерства резервы, чтобы повысить эти цифры?

— Для того чтобы полностью обеспечить потребность в этих семенах да и в посевном материале других сельхозкультур, нужно, чтобы в распоряжении семхозов было не менее 100 тыс. га орошаемых пахотных угодий. А их только 30 тыс. гектаров. Но выход из положения все-таки есть. Для этого нужно решить вопрос передачи земель государственного фонда в управление Министерству сельского хозяйства и мелиорации. Затем министерство выделит часть орошаемых земель семеноводческим хозяйствам. Сейчас землями распоряжаются органы местного самоуправления, а они не только не помогают семхозам, но и часто под любым предлогом изымают у них пахотные угодья. Только за последние 10 лет было изъято свыше 30 тыс. га.

— Несмотря на то что семхозы Кыргызстана производят лишь половину требуемых для посева семян пшеницы, многие хозяйства не могут  продать даже эти произведенные семена. Фермеры предпочитают подработанное товарное зерно. Не хотят они платить семеноводческим хозяйствам. Какой тут выход из сложившегося положения?

— Финансовое состояние наших крестьян и фермеров, конечно, еще слабое. В Кыргызстане не производят минеральные удобрения, ГСМ,  пестициды, так что все это приходится завозить из соседних стран по весьма высоким ценам. И цены эти постоянно растут. Крестьянину поневоле приходится выбирать: что ему нужнее, куда потратить и без того ограниченные средства?

ГСМ — на первом месте, но нужны и пестициды, если урожаю грозят вредители и болезни. А семена можно восполнить подработкой товарного зерна. Однако и тут выход есть! Нам сама практика его подсказала. В Российской Федерации, в Казахстане, где государство дотирует производство семян, выплачивает на безвозмездной основе семхозам 40% стоимости семян.

Наше министерство инициировало проект постановления правительства, которым предусматривается за счет госбюджета дотировать семхозам 30% от стоимости реализованных семян пшеницы фермерам. Так, если стоимость 1 кг семян пшеницы второй репродукции составляет 17 сомов, то государство выплачивает семхозу 5 сомов. В результате цена сертифицированных семян пшеницы составит для потребителей (фермеров) всего 12 сомов за кг, т.е. выйдет на уровень продовольственного зерна. Таким образом, введение системы дотации даст возможность крестьянам сеять только качественное зерно. А это в свою очередь повысит урожайность пшеницы в среднем на 5 центнеров с гектара. Мы сможем дополнительно производить порядка 500 тыс. тонн продовольственного зерна пшеницы. Причем с хорошими хлебопекарными качествами.

— Не секрет, что большинство семхозов пока не готово производить высококачественные семена, скажем, той же пшеницы. У них нет современной семяочистительной техники, физически изношена посевная, уборочная и почвообрабатывающая техника, незначительны дозы необходимых, но дорогостоящих минеральных удобрений и еще масса причин… Что Минсельхоз может сделать, чтобы здесь улучшить ситуацию?

— Мы намереваемся добиться выделения отдельной строкой для семеноводческих хозяйств льготного денежного кредитования через «Айыл Банк» и другие коммерческие банки. Через «Айыл Банк» мы хотим организовать лизинг на долгосрочной основе специализированной  семяочистительной техники, сеялок, зерноуборочных комбайнов и другого аграрного оборудования. Для развития лизинга сельскохозяйственной техники Евразийский Банк выделяет 20 млн. долларов США, а правительство Польши предоставляет Кыргызстану   кредит на такую же сумму. Так что определенные пути решения уже найдены.

— Может ли Министерство сельского хозяйства и мелиорации помочь фермерам в совершенствовании технологии выращивания семеноводческих посевов?

— Знаете, еще в первой декаде октября в Сокулукском районе Чуйской  области и в Араванском районе Ошской области состоялись два республиканских показательных практических семинара по ресурсосберегающей технологии предпосевной обработки почвы и посева зерновых колосовых культур.

Технология была успешно апробирована международной продовольственной организацией  ИКАРДА на орошаемых землях в Азербайджане, Казахстане  и Узбекистане. Почвозащитная технология с нулевой обработкой почвы позволяет снизить количество необходимых  обработок почвы, затрачиваемое время, износ техники и расход горючего.  Она также повышает рыхлость почвы, облегчает проникновение влаги, снижает энергетические затраты самих растений на рост и укрепление корневой системы.

Технология предусматривает прямой гребневый посев зерновых колосовых культур прямо по измельченной стерне с помощью специальной широкозахватной дисковой сеялки. Она обеспечивает высев на разную глубину минеральных удобрений и семян. Диски сеялки не позволяют забивать ее пожнивными остатками. Важно, что семена не нужно заглублять на 6-7 см, когда они уже с трудом прорастают. Глубина их посева не более 4 см. А норма высева с общепринятой у нас 220 кг на гектар сокращается при прямом посеве до 140-160 кг/га. Вот такая ощутимая экономия посевного материала! Как и экономия воды для орошения при посеве на гребнях, которая составляет 36% по сравнению с традиционной  технологией.

Эта прогрессивная и ресурсосберегающая технология возделывания семенных посевов пшеницы и ячменя, я убежден, будет иметь для нас в Кыргызстане большие перспективы. Министерство в самое ближайшее время начнет внедрение этой технологии в лучшие семеноводческие хозяйства.

— У нас в Бишкеке прошел 5-й Региональный торговый семенной конгресс и бизнес-форум-2013. Какие задачи обсуждались на нем?

— Это было довольно представительное мероприятие для всех, кто занимается растениеводством. К нам съехались представители из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Обсуждались вопросы семенной политики и региональной торговли семенами. Участники презентовали материал по состоянию в своих странах селекции, семенного сектора, рассказывали об имеющихся проблемах. Конечно же, обсуждались пути взаимовыгодного сотрудничества.

На конгрессе был подписан Меморандум сотрудничества между Семеноводческой ассоциацией Кыргызстана и Национальным союзом селекционеров и семеноводов и присоединения к общественной организации «Евразийская Федерация селекционеров и семеноводов». Прошли двусторонние встречи, где были подписаны контракты по торговле семенами.

Международные эксперты дали свои рекомендации по координации национальных законодательств в области семеноводства. Был также подготовлен проект обращения к правительствам стран-участниц о необходимости введения единого каталога сортов. Эта мера позволит значительно сократить время и расходы по интродукции новейших селекционных достижений. Практически все мероприятия конгресса и бизнес-форума имели огромную практическую пользу как для налаживания связей, так и для ведения международной торговли семенами. Уверен, что все это будет способствовать выходу кыргызских семян сельскохозяйственных культур на мировой рынок.

— Благодарю вас за очень обстоятельный и, как всегда, весьма компетентный рассказ об отрасли и ее перспективах.

 

Интервью взяла 

Чинара АСАНОВА.






Добавить комментарий