Main Menu

Льготы для религии

Группа депутатов Жогорку Кенеша в этом году внесла на рассмотрение парламента законопроект, регулирующий деятельность религиозных организаций. На наши вопросы отвечает одна из его инициаторов, депутат Эльмира ДЖУМАЛИЕВА.

— Эльмира Бусурманкуловна, какую основную цель преследует ваша законодательная инициатива?

— Разработанный нами и принятый ЖК КР в трех чтениях законопроект должен восполнить пробел в налоговом законодательстве в части налогообложения религиозных организаций и направлен прежде всего на реализацию положений действующего законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях. Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс будут более точно отражать некоммерческую специфику деятельности религиозных организаций и позволят выйти им из "теневой экономики".  

— Откуда у них "теневая экономика"?

— Некоммерческая сущность религиозных организаций не означает, что они не являются экономическими субъектами. Они ведут хозяйственную деятельность, направленную на строительство, содержание зданий, сооружений, обучение, осуществление религиозных обрядов, чтение  проповедей, организацию и проведение паломничества. Законом также установлено, что религиозные организации, миссии и религиозные учебные заведения имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное (завещанное) гражданами, общественными организациями. Более того, религиозные организации вправе самостоятельно обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их. Следовательно, они являются полноправными экономическими субъектами нашего государства и не могут существовать, не имея определенного бюджета, исчисляемого в деньгах. В процессе разработки законопроекта мы ознакомились с результатами финансово-экономической деятельности ДУМК. Только за проведение хаджа через его счета прошло несколько миллионов долларов; посчитайте, в среднем в паломничество в Мекку у нас ежегодно отправляются около 3 тысяч мусульман, а стоимость его в прошлые годы составляла в среднем около 2 000 тысяч долларов. То есть на протяжении десятков лет в этой сфере крутилось по несколько миллионов долларов. Пока ДУМК не стало эти средства проводить официально через свои счета, все они находились в тени.

— Какие конкретно изменения предусматривает ваш законопроект?

— Вводятся нормы, согласно которым, поставки, осуществляемые религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, являются освобожденными от НДС. Освобождается от обложения налогом на прибыль имущество, добровольно пожертвованное (завещанное) религиозной организации, а его балансовая стоимость будет приравниваться к нулю. Не подлежат уплате налога с продаж реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг религиозными организациями в рамках религиозной деятельности.

— Новые налоговые послабления? Чем они обосновываются?

— Государство и кыргызстанское общество заинтересованы в том, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась на основе самофинансирования. Наша страна является светской, в которой религия отделена от государства. Оно "не финансирует деятельность религиозных организаций", равно как "и деятельность по пропаганде атеизма". Религиозные организации не имеют гарантированных целевых поступлений не только от государства, но и от членских, и вступительных взносов, целевых отчислений, иностранных грантов, как НПО. Основными источниками их финансирования по-прежнему остаются средства верующих, полученные в результате проведения культовых действий и реализации предметов культа, а также добровольные пожертвования граждан в виде денег или иного имущества. 

— Да, но при чем здесь налоговые послабления?

— Льготное налогообложение — широко распространенная в мире составная часть государственно-конфессиональных отношений, разумное отступление от принципа отсутствия государственного финансирования отделенных от государства религиозных организаций. Предоставление им налоговых льгот является косвенной материальной поддержкой государством религиозных взглядов граждан.

— Но ведь у наших религиозных организаций были налоговые льготы. Разве их недостаточно?

— Действительно, отечественное налоговое законодательство дает определенные налоговые послабления в части земельного, имущественного налогов. Религиозные организации как некоммерческие в состав совокупного годового дохода не включают членские и вступительные взносы, гуманитарную помощь и гранты, стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях. Вместе с тем они не входят в перечень субъектов, освобожденных от налога на прибыль, в то время как от него, помимо благотворительных, освобождены такие коммерческие организации, как кредитные союзы, сельскохозяйственные производители, сельскохозяйственные товарно-сервисные кооперативы, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Налогооблагаемым доходом считаются и средства, полученные от религиозной деятельности, которые, по существу, являются целевыми поступлениями на ведение религиозными организациями уставной деятельности, формами распространения вероучения, неотъемлемой частью совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний и других культовых действий. Неоднозначны положения Налогового кодекса и в части пожертвований, не освобождены от НДС и услуги по организации и проведению хаджа, в отличие от таких освобожденных поставок, как поставки благотворительных организаций, финансовые, страховые, ритуальные и др. услуги. И, как следствие, из-за налоговой политики, не учитывающей специфики деятельности религиозных организаций и не позволяющей снижать на них налоговую нагрузку, они оказались вовлеченными в сферу теневой экономики. Льготное налогообложение религиозной деятельности не только позволит обеспечить прозрачность всех сфер их деятельности, но и будет способствовать выполнению ими социально значимых функций.

— А как обстоят дела с налогобложением таких структур в других странах, например в СНГ?

— В Кыргызской Республике по сравнению с другими членами СНГ религиозные организации находятся в менее благоприятных налоговых условиях. Так, например, в Российской Федерации, Беларуси, Украине, Республике Казахстан налоговое законодательство более полно отражает специфику деятельности религиозных структур, поскольку доходы, полученные от проведения культовой деятельности и реализации предметов религиозного назначения и литературы, не учитываются в налогооблагаемой базе, их услуги не являются облагаемой НДС поставкой. 

— Почему именно сейчас, по вашему мнению, назрела необходимость налогового реформирования в религиозном секторе?

— До недавнего времени государство, учитывая высокую социальную значимость религиозных организаций, достаточно снисходительно относилось к их практической деятельности. Однако дальнейшее сохранение существующей налоговой модели государственно-конфессиональных отношений будет усиливать негативное отношение к таким структурам со стороны общественности и ослаблять социальную составляющую ее практической деятельности. Ведь, по мнению отдельных специалистов, в их "теневой" экономике вращаются миллионы долларов, если не десятки и сотни миллионов, бесконечно идут скандалы с предоставлением квот, получением заграничных паспортов, виз, сопровождением паломников. Пока мы не выведем эти средства из теневого оборота, искоренить коррупцию в этом секторе не сможем. А помочь в этом вопросе могут именно налоговые льготы, т.е. религиозные организации должны вести учет финансовых средств без страха уплаты налогов, научиться осуществлять прозрачную деятельность по распределению поступивших средств.

— Почему ваш законопроект выделяет особой строкой организацию паломничества?

— Законодатель возложил на Духовное управление мусульман Кыргызстана, зарегистрированное в установленном законодательством порядке, деятельность по организации и ответственность за паломничество (хадж, умра) граждан Кыргызской Республики в святые места на территории Королевства Саудовская Аравия. Как известно, стоимость хаджа сегодня уже оценивается почти в 3 тысячи долларов. Наши граждане годами копят средства на него, и было бы более чем аморально взыскивать с этих средств налоги. Ведь в случае взимания с религиозных организаций НДС с этого вида услуг стоимость хаджа возрастет еще на 20 процентов. Кроме того, через счета (кассу) ДУМК деньги паломников проходят транзитом, т.е. фактически перенаправляются в авиакомпании, гостиницы, организации, оказывающие услуги по пошиву одежды и т.д. ДУМК является координирующим органом, и эту организацию нельзя воспринимать как некую фирму, оказывающую туристические услуги. Другое дело, что организация и проведение хаджа должны стать максимально прозрачны и эффективны, именно эту сторону религиозной деятельности и призван урегулировать наш законопроект.

 

Соб. инф.






Добавить комментарий