Main Menu

Стратегий много — итогов пока мало

В Бишкеке прошла  дискуссия, посвященная разработке и выполнению национальных стратегий развития,  а также участию бизнеса в этих процессах. Организовано заседание по инициативе Международного делового совета (МДС) с участием представителей правительства, бизнес-сектора, международных организаций.

Как стимулировать развитие страны путем разработки и внедрения эффективных и реальных программ развития? В Кыргызстане за постсоветское время  накопился огромный опыт создания и внедрения множества доморощенных программ  — всего за 22 года независимости их создано около 300, включая региональные. Насколько они были эффективны и повлияли ли на улучшение жизни людей, которое должно быть, по идее, главным индикатором любой программы?

Основная задача -детализировать каждый шаг

талайбек койчумановКак подчеркнул первый вице-премьер правительства Джоомарт Оторбаев: «У нас много программ — в каждый период развития создаются новые, а часто их пункты перекочевывают из одной в другую. Хорошо это или плохо? С одной стороны, должна присутствовать преемственность,  ведь программы создаются на многие годы вперед, с другой — жизнь вносит свои коррективы чуть ли не ежедневно.  Сейчас мы нуждаемся в анализе: сколько нужно стране  программ для прогрессивного движения вперед. Кыргызстан объявил конкуренцию одним из основных принципов своего развития. Это конкуренция в политике, в первую очередь по количеству партий мы приближаемся к лидерству в мире и по количеству кандидатов на первый пост в стране. В экономике (мы надеемся, что это очевидно) правительство поощряет конкуренцию там, где идет монополизация, чтобы рыночный механизм вел к совершенствованию  экономики нашей страны. То же самое происходит и в области экономических программ — каждый может их написать, раскритиковать существующие, тем самым улучшая общее положение в этой сфере. Но программы — это не догма, а руководство к действию, их корректирует жизнь — и было бы неверно создавать программу на 50 лет вперед.

Последняя программа — Национальная стратегия устойчивого развития на 2013-2017 годы (НСУР) — основана на инициативе Президента КР Алмазбека Атамбаева, предложившего обществу идею о том,  что, когда он покинет свой пост, не только должен дать конкретные обязательства обществу  в виде пожеланий или размышлений, но и взять на себя риск обозначить количественные параметры развития страны в области экономического роста, социальных обязательств, развития общества, политических институтов и демократии. Причем цели поставлены очень амбициозные: за оставшиеся четыре года надо удвоить объем ВВП на душу населения.

Программа НСУР, созданная в соавторстве, определяет единый вектор движения общества, и потому ранее действовавшие программы были отменены. Параметры НСУР обсуждены обществом на уровне всех регионов, бизнес-структур, государственных институтов, а сейчас она  детализируется и корректируется правительством вплоть до каждого шага, и это основная задача для нас. Сейчас параметры программы обсуждаются в ЖК КР.

В заключение отмечу: на донорской конференции высокого уровня в июле этого года в Бишкеке НСУР  получила высокую оценку наших партнеров по развитию — они обещали до 2017 г. выделить на развитие страны от 2 миллиардов долларов и выше. Большинство разделов программы будет обеспечено финансовыми резервами для реализации намеченного». Также Дж. Оторбаев подчеркнул, что правительство высоко ценит инициативу МДС о начале  экспертного анализа (с помощью  USAID) программы НСУР и  предыдущих программ.

Как сделать хорошую стратегию?

Бектур Алиев, глава правления МДС, отметил: «Рассматривая сейчас итоги проекта разработки «дорожной карты» Стратегии экономического развития КР на среднесрочный период, мы видим, что все более остро встает вопрос стратегического и экономического планирования на среднесрочный и долгосрочный периоды. Стратегии могут быть успешными только при условии сотрудничества правительства, гражданского общества, частного сектора и международных организаций. В рамках проекта проведен анализ ранее созданных стратегий экономического развития страны, оценки эффективности международной помощи, изучен опыт других стран для создания долгосрочных программ, в частности Малайзии и Монголии».

марк граббКакие же  недочеты были в ранних программах?  Об этом напомнил министр экономики Темир Сариев: «Вопрос эффективности и качества стратегического планирования — всегда наиболее актуальный и обсуждаемый. Как внедрить этот процесс законодательно? Критика была всегда: что программы оторваны от страновых проблем, не связаны с бюджетом и приоритетами развития,  разрабатывались по  аналогичным методикам, без привязки к источникам финансирования. Сейчас мы впервые в НСУР обозначили и источники развития, и приоритеты, и пошагово расписали,  куда двигаться, чтобы человеку стало комфортнее жить в Кыргызстане, чтобы с каждым годом его жизнь улучшалась. Определена и система мониторинга индикаторов стратегии. Сейчас мы занимаемся привязкой секторальных и региональных стратегий к НСУР. В Минэкономики создано управление стратегического планирования, которое будет проводить экспертизу проектов, привлекая местных и иностранных экспертов, вузовскую и академическую науку.  Разрабатывается закон о государственном стратегическом планировании — мы хотим получить единый подход, методику, связать отраслевые и региональные программы между собой, чтобы все они были составными частями единой стратегии».

Руководитель Программы USAID по местному развитию Марк Грабб подчеркнул целевой характер финансирования: направляя гранты на развитие местного сообщества, доноры  всегда имеют в виду, что средства пойдут на построение  конструктивного диалога между сторонами процесса. «Цель нашего проекта — создать активный диалог, включив в обсуждения широкий круг заинтересованных сторон, — сказал М.Грабб. — Одновременно были проведены исследование и анализ с тем, чтобы использовать их в дальнейшем при разработке «дорожной карты» для долгосрочной национальной стратегии устройчивого развития экономики КР».

О препятствиях на пути к «дорожной карте»

общийРуководитель секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестиций при правительстве КР Талайбек Койчуманов сделал всесторонний анализ существовавших ранее программ в своей презентации «На пути к разработке «дорожной карты» для стратегии экономического развития Кыргызстана на 20-летний период». Он отметил, что только за последние 13 лет в стране  было подготовлено и с шумом  презентовано как главнейшие стратегические документы множество основных программ: Комплексные основы развития (КОР), Нацстратегия сокращения бедности (НССБ-1, НССБ-2), две стратегии развития страны (СРС) плюс четыре программы по развитию предпринимательства, и вот теперь создана и обсуждается НСУР. Чтобы  не повторить в ней ошибки прежних, Т. Койчуманов предпринял попытку анализа всех программ экономического развития и поддержки частного сектора, рекомендаций донорских проектов и опыта других стран. Он отметил, что  «целевыми показателями программ  предполагалось, что за последние десять лет ВВП страны вырастет, по крайней мере в два раза. В действительности до желаемого мы пока не дотянули — фактически 1,6. По  доле экспорта в ВВП также разрыв между намеченным и достигнутым существенный: планировалось к 2011 г. в соответствии с СРС, что экспорт составит не менее 50 %, фактически — не более 36, и  разница постоянно и постепенно увеличивается».

По словам эксперта, тем не менее качество программ постепенно формально растет. Он указывает в скобках: «За исключением, возможно, НСУР, однако проект Программы перехода к устойчивому развитию (ППУР) улучшает качество документа». Также Т. Койчуманов отмечает, что анализ в программах слишком общего характера фактически отсутствует SWOT-анализ, формулировка угроз нечеткая, что не позволяет правильно сформулировать цели, чтобы смягчить  эти угрозы. Все документы были слишком громоздкими и сложными для понимания, отдельные моменты страдали излишней детализацией, некоторые меры не подкреплялись ресурсами. В стратегиях отсутствовали механизм контроля исполнения, меры поощрения и, наоборот, «карательные» последствия за невыполнение намеченного. И весь этот  перечень выводов венчает заключение о низком уровне исполнительской дисциплины, слабом потенциале специалистов, что и приводило  к срыву реализации компонентов стратегии.

Обсуждение выявило многие «болевые точки».  Юрист Гульнара Каликова задала прямые вопросы: почему прежние программы были некачественными и каковы рекомендации? По словам Т. Койчуманова, «не было анализа рисков и угроз, некоторые программы не имели привязки к ресурсам, есть факты дублирования и синхронизации». Юрист в свою очередь посоветовала создать четкую методику создания программ  и стратегий, чтобы она была общей для всех  отраслей.

Директор консалтинговой компании Бактыбек Шамкеев выразил мнение многих: «Частный сектор стоит на земле, а политики витают в облаках. Все имеющиеся действующие стратегии надо объединить в один главный документ под эгидой Минэкономики, и не стоит придумывать велосипед — у нас в стране есть Торгово-промышленная палата, именно она и есть мостик между бизнесом и государством. Нужно убрать общие слова и добавить  конкретики». В качестве примера таковой он привел необходимость программы  для перерабатывающих  отраслей: «Построили нефтеперерабатывающий завод, а своей нефти нет. В то же время до 40 % сельхозпродукции портятся из-за отсутствия предприятий по ее переработке — у нас в стране перерабатывается всего 10-12 % продукции агросектора».

Представитель правительства Толкунбек Абдыгулов сообщил, что готовится закон о стратегическом планировании и это обсуждение крайне актуально, потому что позволит учесть все замечания и создать качественный документ.

В конце августа представители госорганов и бизнес-сектора побывали в Малайзии и Монголии с целью изучения успешного опыта создания и реализации программных документов. Эксперты уверены, что многое из услышанного и увиденного там можно применить в Кыргызстане. Ну а пока общественность еще может вносить свои замечания в стратегический документ, по которому мы уже год прожили и будем двигаться вперед еще четыре года.

Елена МЕШКОВА.

Фото предоставлено МДС.






Добавить комментарий