Main Menu

Золотое солнце над айсбергами

На берегу Иссык-Куля проходит фотовыставка известного фотохудожника и журналиста Гали Моррелл, посвященная жизни в Гренландии. Экспозиция  приурочена к международной конференции «Иссык-Куль-2013. Библиотеки и демократизация общества».

2О Г. Моррелл ходят легенды. Когда-то очень давно фотохудожница жила в  России в семье высокопоставленных чиновников, окончила МГИМО, успешно занималась журналистикой,  работала в советском посольстве в Испании, но после распада Союза уехала в Америку, где жила на нью-йоркском Манхеттене и все у нее удачно складывалось. Но потом Галя удивила своих друзей и знакомых, оставив  оплот мировой цивилизации и поселившись  в маленьком городке Уумманнака (в переводе с калааллисута — основного языка жителей Гренландии — ууммаа значит «сердце»). Неудивительно, что уумманнакцы твердо уверены, что живут в сердце Арктики, расположенном на далеком  скалистом острове.  Там всего тысяча человек и восемь тысяч ездовых собак. Как записала Галя в своем дневнике: » Многим кажется странным — как можно бросить все и переселиться надолго в самый большой холодильник мира? Как можно ждать навигации по девять месяцев? Как можно жить три с половиной месяца в полной темноте? Как можно обходиться без самых примитивных удобств?».

И в самом деле, что это? Любопытство, любовь к экстриму, путешествиям, поиски адреналина, желание выделиться, найти себя или же доказать себе что-то? В поисках истины кто-то едет в Тибет,  покоряет высочайшие вершины мира, кто-то опускается на дно океана или в жерло вулкана, прыгает в водопад или же проходит по канату, натянутому над пропастью каньона.

1 У Гали, скорее всего, это генетическое. Ведь ее прадедушка был оленеводом, и свое детство она провела в Арктике, которая уже тогда произвела на нее неизгладимое впечатление, а впоследствие стала ее исследователем. Вообще, Север стал для нее судьбоносным: со своим будущим мужем Стивом она познакомилась благодаря  путешественнику Дмитрию Шпаро, тоже любителю  заснеженных просторов.

Не понаслышке Моррелл знает о нелегкой жизни людей Севера. Это когда месяцами не видишь солнца (треть года длится ночь, треть — день, а все остальное время — сумерки), питаешься одной рыбой,  топишь куски льда, чтобы получить питьевую воду. Здесь нет деревьев, к которым привыкли. Жестокая вьюга  пронзает  тело, и  спасает  от холода только одежда из шкур белых медведей. Когда штормят темные воды, почти касаясь серого неба, а айсберги, похожие на языческих богов,  возвышаются  плотным кольцом. Белье нужно снимать с веревки осторожно, чтобы не сломать: на морозе оно становится хрупким, как стекло.

Поэтому и в Уумманнаке она столкнулась с чем-то похожим. И вообще, по записям из дневника Гали, в Гренландии учишься всему. Идти по тонкому льду и не проваливаться. Жить долго без еды. Не мерзнуть. Не вредничать. Не жаловаться. Не смотреть на мир через очки стереотипов.

4«Невероятно трудные условия для выживания, особенно  для детей. В Уумманнаке находится самый северный в мире приют — для эскимосских детей. Это ребятишки с очень тяжелой судьбой. Они потеряли родителей и подвергались кошмарному насилию, как, например, мальчик Утууня. Потом от них отказались все остальные приюты, и в итоге они попали на остров, с которого нельзя убежать.  Приют Ice School — очень необычное явление. Здесь вся деревня воспитывает детей как своих родных. Вместе с охотниками мальчики и девочки добывают еду. Они ходят в школу, а помимо этого, с ними работают художники, музыканты, которые по приглашению приюта приезжают на остров делать свои проекты и одновременно работать с ребятами. Uummannaq Music — это программа, в рамках которой дети не только учатся играть на музыкальных инструментах (от скрипки до фортепьяно) и не только слушают знаменитых исполнителей из Европы и Америки, которых я сюда привожу, но и сами сочиняют музыку на инструментах, которые делают из льда, костей моржа, ушей рыб, кожи нерпы. То есть восстанавливают традиции древней эскимосской музыки», — объясняет Моррелл.

Uummannaq Music поставила первый в истории Гренландии балет на музыку Джоэла Шпигельмана на морском льду. Он стал большой сенсацией не только в Гренландии, но и в Дании, а также в Калифорнии. Для чего это делается? Что-то красивое, новое, интересное и помогает людям выжить. Поэтому Галя со своей группой сделала самый  зрелищный  перфоманс на дрейфующем морском льду. Под сценическим именем GoldArtist Моррелл создала серию авангардных фантазий на льду залива Баффина, навеянных древними эскимосскими легендами, в том числе «Ангел Уумманнака».

3 А еще она одна из первых проложила мост между Кыргызстаном и Гренландией, устроив Неделю кыргызской культуры в  Уумманнаке.  Похоже, что Кыргызстан нравится ей не меньше, чем заполярная страна, она знакома с ним еще с советских времен, и, кажется, часто здесь бывает. Экспозиция на берегу Иссык-Куля —  явное тому подтверждение.

“Белым безмолвием” называл Север Джек Лондон. Но он бы изменил свое мнение, если б увидел фотографии Гали Моррелл и услышал музыкальную композицию, исполненную на скрипке за Полярным кругом. Снимки художницы удивительно живописны: желтая собака на голубом снегу; разноцветные домики уумманнакцев; оранжевые отблески взошедшего солнца на скалистом берегу  по-импрессионистски отражаются в      изумрудной воде; розовые куртки  воспитанниц приюта;  золотая луна, выглянувшая из-за  айсбергов;  полуобнаженная девушка, словно она на пляже в Майами, танцующая на снегу под звуки гитар,  виолончели, маленького электронного рояля —  в это все  невозможно поверить, оно будто из какого-то заснеженного сна. А когда узнаешь, что все это  сфотографировано простой «мыльницей»,  удивлению нет предела. Дорогая техника  здесь не выдерживает холода.

Имеющая особое чувство снега, как и  героиня писателя Питера Хёга —  Смилла,  Галя Моррел, отважная женщина с горячим сердцем, продолжает путешествие в свой «ледниковый период», и ходят слухи, что скоро  она  порадует новой выставкой фотографий о российской Чукотке.

 Галина МИХАЙЛИНА.

 Фото автораи из Интернета.



« (Previous News)



Добавить комментарий